Два дня назад в Москву приехал Лиам Спаркс — один из самых интересных татуировщиков в мире, художник, дизайнер и барабанщик. Лиам был одним из первых, кто начал работать в эстетике гравюрного стиля — черно-белых рисунков из простых и грубоватых линий — и, пожалуй, вместе с Дунканом Икс сделал этот стиль таким, какой он есть сегодня. Мы решили поговорить с татуировщиком о его правилах жизни и о том, что происходит с татуировкой сегодня. 

 

 

«Традиции становятся все менее важными сегодня»: Интервью с татуировщиком Лиамом Спарксом. Изображение № 1.

 

Лиам Спаркс

художник и татуировщик

  

 

 

Как так случилось, что ты занялся татуировкой? Я слышала, что по образованию ты скульптор.

Я занимался скульптурой, а потом забросил — вскоре после того, как я закончил колледж. После этого я много рисовал, работал иллюстратором несколько лет. Все это время я забивался, татуировок становилось все больше и больше, я придумывал рисунки для татуировок моих друзей, а затем я просто начал делать татуировки сам. Сначала на себе, потом на друзьях. Так все и началось — лет шесть или семь назад. 

Как вообще влияет на то, что ты делаешь, твое образование? Все больше и больше художников занимаются татуировкой, и это сильно меняет привычную эстетику — об этом даже вышла книга, где фигурируешь и ты, Forever: The New Tattoo. Где, как ты думаешь, сегодня граница между искусством и татуировкой?

Я думаю, что от скульптуры и истории искусств мне как раз и досталась привычка смотреть на татуировку как на искусство. Конечно, татуировка — это и ремесло, и профессия тоже, но при этом я считаю, что татуировка заслуживает быть искусством. Хотя процесс нанесения татуировки при этом не очень-то художественный, на мой взгляд. А что касается того, что происходит сейчас в татуировке, ее сближения с искусством — это хорошая перемена: татуировка становится более интеллектуальной, более культурной.

Роль традиции в сегодняшней татуировке меняется, на твой взгляд?

Да, традиция становится менее важной сегодня. Это и хорошо, и плохо — я думаю, татуировщикам важно сохранять традицию татуировки, а людям — помнить об истории и наследии татуировок.

 

«Традиции становятся все менее важными сегодня»: Интервью с татуировщиком Лиамом Спарксом. Изображение № 2.

 

Твой стиль поменялся со временем?

Мне так не кажется. Я бы сказал, что он просто развивался все эти годы, стал более совершенным с технической точки зрения.

А ты сам, как ты поменялся со временем?

Я стал лучше понимать, что мне нравится, у меня появилось больше индивидуальности — в том числе и в моих работах. 

Как ты ладишь с тату-сообществом? Когда я про вас читаю, мне кажется, что вы все — старые друзья: и Максим (издатель Sang Bleu. — Прим. ред.), и Фергюс, и Хупер.

Мир татуировки очень маленький, и я думаю, что наше сотрудничество идет всем на пользу. Жизнь слишком коротка, чтобы соперничать, ругаться и вообще выдумывать проблемы на свою голову.

Как я понимаю, ты живешь между двумя городами — Нью-Йорком и Лондоном — и двумя студиями (East River Tattoo и Shangri La). Чем эти города различаются — в жизни, еде, где девушки красивее, где одеваются интереснее?

Я думаю, стиль жизни очень похож, стиль одежды — тоже. Между Лондоном и Нью-Йорком происходит постоянная игра в пинг-понг в том, что касается стиля жизни — и при этом не нужно забывать, что Нью-Йорк с Лондоном — особые места, глобальные города. Внешне все выглядит очень похоже, разница — более глубоко, она в культуре. Лично мне больше нравится английская культура, поэтому в Лондоне я чувствую себя дома, а в Нью-Йорке — нет.

А что касается татуировки? Глобализация привела к тому, что везде все одинаково — в Лондоне и Нью-Йорке в том числе?

На самом деле нет, везде все по-разному. Аудитория разная в каждом городе, и запросы, соответственно, тоже. Так что и татуировки тоже отличается. Что касается гравюрного стиля, в разных странах к нему относятся по-разному и принимают этот стиль по-разному.

Говоря об аудитории, кто обычно приходит к тебе за татуировкой?

Кто угодно. Ко мне приходят самые разные люди. Вначале, конечно, это были скорее такие странные персонажи. Сейчас приходят настолько разные люди, что мне трудно как-то их обобщить — ну разве что мне нравится думать, что мои заказчики знают толк в хорошем вине. 

 

«Традиции становятся все менее важными сегодня»: Интервью с татуировщиком Лиамом Спарксом. Изображение № 3.

 

Что для нас особенно интересно, так это твоя любовь к русским тюремным татуировкам. Этот стиль в самом деле повлиял на то, что ты делаешь?

Я любил их уже очень давно. Я вообще большой фанат тюремных татуировок. Американских, французских — ну и русских, конечно. Я думаю, что тюремные татуировки и оказали на меня главное влияние в самом начале моего пути, особенно русские, но в принципе все тюремные татуировки как феномен. Я думаю, что есть тесная связь между тюремными татуировками в разных странах: они используют почти одни и те же картинки и близкое значение. У них прекрасная эстетика, и неспроста мы можем видеть сегодня все большую популярность российских наколок. Я думаю, что имеет смысл их продолжать делать и сегодня.

А что ты вообще думаешь о татуировках с определенным значением? Тех же тюремных. Стал бы ты их повторять? Или ты думаешь, есть символы, которые нужно уважать?

Я думаю, что сейчас, в современное время, можно делать все что угодно. Значение больше не важно — иногда оно важно, конечно, но совсем не всегда. Я говорю не только о татуировке — о жизни в целом. Когда тебе хочется гулять, ты понимаешь, что в этом нет никакого особого значения, но ты все равно идешь гулять. Я думаю, что значение вещей стало менее понятным. И именно поэтому все становится возможным. 

Я хочу тебя спросить про момент спонтанности в татуировке. Какой вариант тебе больше нравится: выбирать татуировку годами, годами потом искать мастера — или же просто отправляться в Берлин, зайти в первую студию и сделать, что захочется в тот момент?

Я думаю, оба варианта хороши. Проблема чаще всего в том, что люди думают о татуировках слишком много, и это общая проблема всех. Спонтанность хороша в любом аспекте.

Ну и последний вопрос — не очень серьезный. Ты знаменит не только как отличный татуировщик и дизайнер, но и как человек, который в своем интервью поджигает одну и ту же сигарету какое-то невероятное количество раз. Что там у вас произошло?

Нет, нет, это было много сигарет. Парень снимал меня невероятно долго, и я курил все это время. И табак, честно говоря, был отвратительным.

 

Лиама Спаркса увидеть можно будет сегодня в кафе «Энтузиаст» на его диджей-сете.