Марка одежды ННХ, созданная первоначально для биэмиксеров, давным-давно известна за пределами немногочисленной тусовки райдеров и по праву занимает свое почетное место в ряду редких российских марок уличной одежды. Сайт команды периодически обновляется BMX-видео, рассказами про психоделического персонажа Аркадия и новыми коллекциями одежды — ее придумывает Гога, а рисует его девушка Настя.

«Все началось с желания заработать денег на туры. У нас были спонсоры — Zoo York и Dekline. Но никогда не доходило до серьезных туров — только на словах мы куда-то ездили. Мы думали так: если катаемся за Zoo York и вещи Zoo York от этого лучше продаются, то почему бы не начать делать свою одежду? И может быть, мы сможем таким образом заработать на поездку. Так что изначально проект был чисто коммерческим. Сейчас это уже идейно-параноидальное нечто, которое делать здесь очень сложно, и мы постоянно приходим к мысли о том, что пора бы со всем этим закончить, но все равно продолжаем», — рассказывает Гога.

Недавно ННХ опубликовали превью своей новой коллекции — FURFUR встретился с Гогой и Настей Кириенко и поговорил с ними о настоящих друзьях, идейных принципах и сложностях, с которыми сталкивается дизайнер уличной одежды в России.

   

Гога и Настя

Создатели марки уличной одежды ННХ

«Нас здесь держат три буквы»: Интервью с создателями марки ННХ. Изображение № 1.

 

 

Гога с улыбкой поджидает меня и фотографа у лифта, здоровается, приглашает в дом. У порога квартиры встречает Настя, предлагает что-нибудь выпить и располагаться. По углам, на столе, подоконнике, за шкафом, под диваном и на полу комнаты с широким окном лежат наброски новой коллекции, фотографии старой, образцы принтов, камо-анорак, рулоны картона, ватмана. Гога занимается поиском материалов, договаривается с людьми, ищет места, работает курьером. Настя пишет рассказы про вымышленного персонажа Аркадия, отрисовывает коллекции, делает скетчи, картины и скульптуры с голубоглазым бородачом Ярославом Вольным, символом ННХ, изначально срисованным с легендарного райдера Васи Борисенко, который строил скейт-парки и жил под рампой.

Настя приносит мне воду, Гога выключает телевизор, за стеной звучит музыка. «Пианист вернулся», — хором комментируют Настя и Гога возвращение надоедливого соседа. Ребята живут здесь уже три года, с тех пор, когда марка одежды ННХ еще не приносила дохода. «Название “ННХ” появилось само по себе, его никто не придумывал. В нашу тусу биэмиксеров Кукарача (Митя Кукарача — BMX-райдер, участник хип-хоп-проекта KOVSH. Прим. ред.) притащил это выражение: после каждого нормального трюка, который кто-либо сажал, все начинали щелкать пальцами и говорить “На-нахуй”», — Гога соединяет средний и большой пальцы, трясет рукой и демонстрирует знаменитый жест.

 

 

«После каждого нормального трюка, все начинали щелкать указательным пальцем об остальные и говорить
“На-нахуй”».

 

«Нас здесь держат три буквы»: Интервью с создателями марки ННХ. Изображение № 2.

Первые футболки появилась в 2008 году, и поначалу все казалось очень простым: «Были Настины принты, и мы заказывали футболки, надеясь на то, что придет футболка нужного размера, принт будет цвета, которого нужно. Никто не думал, что нужно оговаривать, какой футболка должна быть от плеча до плеча, какой длины и ширины должны быть рукава. Это было из разряда позвонить по телефону и сказать: “Я вам сейчас скину на e-mail дизайн, сделайте мне 100 хороших футболок”. И тебя спрашивают, вам какую ткань? И ты говоришь: “Белую”. “А качество какое?” Ты говоришь: “Самое лучшее! И принт самый большой”». Было сделано 150 футболок трех дизайнов, из них 30–40 ушло своим ребятам из ННХ. «Изначально команда ННХ — это человек пять-восемь, с чего вообще все начиналось. А сейчас — это за 40. Те, кто катается за ННХ, рисует за ННХ, даже те, кто пьет пивчик на районе за ННХ, но когда-то катался — он все равно наш», — говорит Гога. Двое райдеров из команды недавно вышли, потому что поставили на первое место деньги и личную славу. Это идет вразрез с принципами команды, где все делится на всех. Часть дохода от продаж марки идет на жизнь Гоги и Насти, большая часть идет в бизнес, остальное — на поездки райдеров по разным городам, как того изначально хотели ребята, когда задумали дело.

 

 

Двое райдеров из ННХ вышли, потому что поставили на первое место деньги и личную славу. Это идет вразрез с принципами команды, где все делится
на всех.

 

«Нас здесь держат три буквы»: Интервью с создателями марки ННХ. Изображение № 5.

«Мы хотели коммерчески заработать на поездки и все прочее, но все оказалось гораздо сложнее, чем мы думали, по той причине, что мы не ожидали, что сделать футболки — это, мягко говоря, неебически сложно. Чтобы она не была одноразовой, чтобы после носки и стирок все было хорошо. Иногда едешь, выбираешь ткань, и вроде все хорошо, можно даже отшить и постирать. Потом делаешь принты, и, когда после шелкухи (шелкография, метод нанесения рисунка на ткань. — Прим. ред.) отправляешь это в печь просушиться, она может разъехаться или вообще начать гореть», — говорит Гога, отхлебывая чай. Настя продолжает мысль: «У нас каждая поставка — это новое открытие. Очень тяжело именно по той причине, что мы вдвоем делаем очень разностороннюю работу, крайне разную. Гога — супердизайнер, мозг, все придумывает. При этом он же выбирает ткань, он же курьер, он же должен заниматься продажами. Он же должен выслушивать какие-то недовольства и интересные коллабы искать, чтобы это все продвигать, он же снимает видео. И это все очень разное. У меня то же самое. Я должна делать лекала, ездить в промзоны выбирать ткань, я же должна ездить на производство, делать дизайн, я же веду бухгалтерию. Это суперразносторонние умения и занятия, которые нужно сделать в один день. Ты должен утром быть художником, днем — быть жестким, чтобы объяснить на производстве, что не так, вечером — вести счета, и при этом ты должен приготовить себе поесть, чтоб не подохнуть. И при этом отдохнуть как-то. И из-за этого ты просто перекипаешь, и все по закону подлости в один день. А тут еще этот пианист», — с нижнего этажа продолжают доноситься печальные аккорды. Ребята переглядываются и усмехаются.

«Вот взять Code Red — это те ребята, кого мы реально уважаем, они делают приличные вещи и держат нормальный ценовой диапазон, плюс у них есть история — огромная граффити-сцена. Так вот, когда я встречаюсь с Поэтом, проблема всегда одна и та же: где взять», — объясняет Гога. Настя добавляет: «Здесь тяжело делать, нет сырья». «Цеха, где были большие производства, в основном загнулись. А те, которые остались, переориентированы на промопродукцию. Вот она, проблема: промокачество. В основном вещи для уличных брендов шьют те же люди, которые шьют спецодежду. Те, кто шьет спецодежду, думают, что они работают для людей низшего сорта. Типа, зачем стараться сшить спецовку для дворника? Да это ж вообще не люди, давайте сошьем похуй как, зато больше и быстрее. И потом с таким же отношением начинают шить для нас. И это ужасно, потому что мы хотим, чтобы вещи были приятные. Мы сами их носим», — я замечаю, что на обоих ребятах вещи с нашивками ННХ, выясняется, что они уже больше трех лет ничего другого не носят, потому что теперь могут отличить плохо сделанную вещь от хорошей.

 

«Нас здесь держат три буквы»: Интервью с создателями марки ННХ. Изображение № 6.

 

«Ты должен утром быть художником, днем — жестким, чтобы объяснить на производстве, что не так, вечером ты ведешь счета, и при этом нужно приготовить себе поесть, чтоб не подохнуть».

 

«Нас здесь держат три буквы»: Интервью с создателями марки ННХ. Изображение № 7.

Гога: Вот, например, Huf. За что мы платим? Это же обычные скейт-шмотки. SSUR — а это вообще за что? Это же ну вообще ужасно сделано. Я недавно видел кореша своего, у него был свитшот Comme des Fuckdown. Если бы мы такого качества вещи случайно сделали, тихонечко собрали бы их в кучу, вывезли и сожгли — мы примерно так часто и поступаем, кстати.

Настя: Сейчас Масленица будет, я собираюсь уже жечь.

Гога: Там можно несколько огромных чудищ собрать из одежды, которая так ужасна, что никогда не дойдет до покупателя.

Вообще-то и Гога, и Настя по образованию радийные журналисты, закончили ГИТР, работали на спортивных каналах. Параллельно с этим начали шить одежду, в 2011 году вовсе стали жить за счет дизайна. «Раньше я для родителей был раздолбай. Теперь все хорошо; я достойный член общества», — смеется Гога.

Настя: Может, они чувствуют потенциал. Когда ты монтажером работаешь, у тебя есть потолок — ты можешь получать от 50 до 150 тысяч. А у бизнеса какая штука? Если вдруг все сложится удачно, ты, в принципе, можешь пойти в гору.

Гога: Был момент на первой коллекции, когда мы вложили больше денег, чем нужно, коллекция оказалась убыточная, и убытки были большие, они сильно ударили по желанию что-либо делать. Я перестал работать, меня работа задолбала. И ни у кого не было денег. Кто-то из ННХ спалил, что мы в таком положении, привез поесть. Было такое дело.

 

«Нас здесь держат три буквы»: Интервью с создателями марки ННХ. Изображение № 8.

 

«Если бы мы сделали вещи такого качества, как у SSUR,
мы бы это тихонечко собрали
в кучу, вывезли и сожгли».

 

«Нас здесь держат три буквы»: Интервью с создателями марки ННХ. Изображение № 9.

 

Гога: Я офигеваю, конечно, от того, что у всех людей сейчас что не шмотка, то «аутентичная».

Настя: И «ручная работа» еще.

Гога: Да, это самое любимое! «Наши вещи сделаны вручную» — да найдите мне вещь, которая сделана не вручную! Нет роботов, которые шьют футболки. Ну, может быть они где-то есть, в какой-то секретной разработке у японцев, но вообще такого нет. Все вещи сделаны вручную. И мы об этом даже не пишем. Вот чел приходит один на новых шмотках дорогих. Я говорю: «Чувак, ты столько бабок за это отдал». Он говорит: «Но эта футболка сделана вручную!»

Настя: «И очень многие люди поражаются этому факту. Думают, что как на заводе консервы делаются: упало, сварилось, запечаталось само. Любая вещь делается вручную, по большому счету. Другое дело, можно понтоваться — типа, звезды шьют одежду, можно шоу сделать: «Моя толстовка сшита Киркоровым или Медведевым».

 

Гога: Да, за такое реально можно и заплатить. Я бы шубу, сшитую Киркоровым, носил. Всем рассказывал бы, как он все пальцы исколол, пока ее шил.

Настя: И такая еще чтобы кровь аутентичная была.

Гога много говорит о том, как важно, чтобы парни из команды держались вместе: «ННХ — это желание сделать что-то вопреки, как мы и с катанием пытались сделать: то, что не делали до нас, то, что после нас никто не сделает. Сделать некий бренд, который всем нам, во-первых, позволит заниматься чем-то, что мы любим. И еще при этом при всем он будет отражать то, что мы всегда пытались делать. Не так, как у всех — это может быть похоже, но всегда лучше: лучше ткань, лучше отношение, чтобы были хорошие закрытые швы, чтобы это просто было приятно». Музыкант за стеной давно не играет, мы с фотографом стоим на пороге, но не уходим, и разговор перемещается в подъезд — сложно уместить дело жизни в один разговор. Я спрашиваю ребят, почему они не уедут, если все здесь только усложняют и без того непростой процесс производства. «Я вот не знаю, если честно. Каждый раз, когда мы начинаем ныть, не могу найти ответа на этот вопрос», — отвечает Настя, а Гога утвердительно кивает и произносит: «Нас здесь держат три буквы: ННХ».

 

«Нас здесь держат три буквы»: Интервью с создателями марки ННХ. Изображение № 14.

 

«Нет роботов, которые шьют футболки. Любая вещь
делается вручную».

 

Фотографии: Жора Сирота