Русские парни, покоряющие Анды и преодолевающие моря и страны, — дело известное, недаром же именно русские путешественники в свое время открыли Антарктиду. Однако на проверку оказывается, что рваться в заморские земли — дело вполне распространенное, а вот стремятся в дальние уголки России немногие. Поэтому мы несколько удивились, узнав, что в путешествие за российский полярный круг отправился англичанин Мартин Эндрюс, ведущий передачи про путешествия на канале Russia Today — он-то и рассказал нам о своем необычном приключении.

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 1.

Ямало-Ненецкий
автономный округ

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 2.

общая

ПРОДОЛЖИ-
ТЕЛЬНОСТЬ ПУТеШЕСТВИЯ

14 дней

Ямало-Ненецкий автономный округ — это полторы Франции, полуостров посреди России. Я пережил какой-то сумасшедший трип — жил с ненцами в чуме, ел оленей на Ямале. Некоторые россияне даже не знают, что это. Потому появляется чувство причастности к какой-то тайне, будто я побывал в секретном месте.

В Санкт-Петербурге белые ночи, а ямальские ночи — яркие. Оттого, что Северный полюс недалеко, там нет ночного времени. Это 2500 километров от Москвы на северо-восток, в Западной Сибири. Из 500 тысяч человек 30 живут так же, как и тысячу лет назад.

Мартин Эндрюс

Путешественник, ведущий Russia Today

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 3.

Слово «Ямал» на древнем языке значит «край света», и ты в полной мере это там ощущаешь. Я снимал не зимой, я снимал летом, но даже это было довольно проблематично, поскольку на всем протяжении тундры обитают бесчисленные москиты. Это просто Земля Москитов.

Подготовка

Если ты путешественник, тебе все время приходится бороться за то, чтобы не умереть от усталости или утомления. В прошлом году я поехал на «Мосфильм», на меня направили огонь, и я должен был спрыгнуть с пятого этажа. Короче, важно поддерживать себя в форме. Я постоянно летаю на самолете, поэтому у меня бесконечные джетлаги и тому подобное.

Ментально нужно быть очень позитивно настроенным — ведь очень легко в тех местах, к которым ты не привык, впасть в депрессию или начать жаловаться. Даже после борща пять дней подряд.

В чем путешествовать по России

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 4.

1. Дополнительная подушка. Потому что мы представляли, что будет во многих отелях, где нам предстоит остановиться. 2. Москитная сетка на голову. Типа шапки, в ней в принципе забавно. 3. Нереальное количество носков. В Тундре твои ноги всегда уставшие и мокрые. Но важно учитывать вес одежды, которую берешь с собой. 4. Маленький бокс с таблетками. Парацетамол, uppers (чтобы проснуться) и downers (чтобы уснуть). 5. Водоотталкивающее белье. Потому что я знал, что нам предстоит гребля в лодке. 6. Сумка с выдвигающейся ручкой. Чтобы не жаловаться, как мои коллеги с рюкзаками, на боли в спине. Я покупаю себе сумки за тысячу рублей и меняю на новые, когда они ломаются. 7. Жидкость для полоскания рта. 8. Солнцезащитный крем. 9. Увлажняющий крем.

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 5.

Не берите с собой ничего дорогого: ни одежду, ни аксессуары. Если
не сломаете или не потеряете, то уж точно испачкаете
и испортите.

Я понял важность солнцезащитного крема в Улан-Уде на фестивале. Уже часов через десять я был похож на свеклу. По видео за тот день можно наблюдать, как я из белого становлюсь розовым, потом алым и в итоге — пурпурным. Поскольку мы снимали разные эпизоды в разное время, я был, что называется, multicoloured Martin.

1-й день

Путешествие к центру Земли

Прибыли в Салехард. Прежде всего, там самый крутой региональный аэропорт в России.

Ямал знаменит своей нефтью и газом, так что прежде всего из аэропорта мы поехали на нефтяные шахты. Они у них там идут прямо сквозь горы. Где-то в 2003 году там нашли хромистый железняк, который используют в авиаиндустрии и в космосе. То, что придает металлу отражательную способность, сияние. Мы сразу делаем «тур» через шахту.

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 6.

Это приватный бизнес, и у тебя нет возможности посетить эти места без разрешения, но нам, как людям «из телика», продемонстрировали растущую инфраструктуру и индустриальную мощь места. Короче, город начался для меня как путешествие к центру Земли. Там было темно, клаустрофически страшно и мокро. Шахтеры проводят полгода своей жизни на шахте, остальные полгода отдыхают.

Ночь проводим в местном трехзвездочном отеле — тут ничего особенного не расскажешь. Кровать, тумбочка, стул. Совок совком, короче.

2-й день

Мамонт в холодильнике

Мамонты, конечно же, вымерли уже, но жили они именно тут 40 тысяч лет назад. Короче, мы приехали к специальному холодильнику, где можно было увидеть мамонтенка, найденного в 2007 году. Они буквально в холодильнике его хранят, как мороженое. Открывают дверцу — там, скрючившийся мамонтенок. Считается, что он сохранился лучше всех, недавно нашли одного во Франции, но он сохранился хуже.

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 7.

Дальше мы двинули в музей традиционных промыслов ненцев: вышивка, шитье, история чума, местных людей и как им до сих пор удается жить так же, как и тысячу лет назад. В местном центре наследия можно встретить, например, группу женщин, которые занимались установкой чума. Они вообще делают тут всю работу по дому, когда мужчины занимаются только охотой. Там нам показали, какую музыку играют, как они высушивают рыбу на ветках карликового дерева. Чем-то похоже на суши — такой русский сашими.

3-й день

Болезни и медицина

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 8.

Мы отправились на поиск больниц: было интересно, как они в этой глуши справляются с болезнями. Выяснилось, что докторов в округе нет и они направляют своих докторов на местность на вертолете. И у них там есть технология, вроде тяжелого ящика с экраном и Skype, по звонку которого врач летит в одинокий чум в какой-нибудь глуши за 200 километров.

Сейчас, очевидно, администрация округа их там сильно защищает и оберегает и предоставляет всю помощь бесплатно. Я жил в семье с беременной женщиной, которая ждала девятого ребенка, и они по рации разговаривали с врачом. Короче, разрыв шаблона. Они верят и во врачей, и в духов. Правда, я думаю, есть и такие, кто не верит во все эти медицинские штуки.

4-й день

Сплав по реке

День рафтинга на открытой воде — мы полетели на северную часть полуострова.

Несмотря на политические проблемы, бедность советских городов, отвратительную погоду, в России есть лучшее — это ее природа. От Кавказских гор к озеру Байкал, к красноярским «Столбам» природа просто потрясающая. Очень красиво. Немного похоже на Канаду, но Россия — она безбрежна, как ее леса, как тундра.

Нас сопровождал организатор поездки, который знал места и следил, чтобы у каждого был рюкзак. По пути мы застряли у какой-то скалы и провели там час, пытаясь выбраться. Тут этот парень говорит, что с ним такое впервые за его десять лет практики. Увидев поднимающуюся воду, я запаниковал и решил, что мы утонем. Но ничего страшного, я получил великолепный опыт. Моя команда даже решила, что это было ужасно смешно.

Вообще, я не думаю, что Ямал — такой уж туристический регион, и уж тем более совсем не много иностранцев там побывали. Камчатка в этом смысле более популярна, туда все любители гор съезжаются. А на Ямале, как и в большинстве регионов, просто нет дорог, чтобы туда добраться. Поэтому все и передвигаются на оленях, ну или как наша группа — на вертолетах.

5-й день

Тундра

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 9.

Пилот сказал мне: «Вы, возможно, первый западный человек, первый англичанин во всем мире, который ступает на эту землю». Почувствовал себя почти первооткрывателем — ведь это огромный кусок суши, полторы Франции. Кругом на десятки километров были только мы, олени, еще раз олени и рыба.

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 10.

Обязательной составляющей их ежедневной жизни являются олени: они сразу и друзья, и транспорт, и еда. Они используют кожу, чтобы сохранить тепло, для одежды, саней. Они используют оленей для занятий спортом и в качестве столовых приборов.

Мы приземлились в каком-то чистом поле, точнее, в тундре, где была куча всяких ягод и грибов. Я кое-чего попробовал, что было можно есть, и все не мог оторвать глаз от карликовых деревьев: смотрел на них, коротеньких, и думал, что дереву уже 50 лет, а оно чего-то не растет. Такое маленькое всю жизнь из-за вечной мерзлоты. Не умирает, но и не растет. Просто маленькое такое деревце. Короче, я залип, никак это у меня в голове не укладывалось.

6-й день

Рыбалка

Как по мне, так рыбалка — самый странный и занудный спорт на планете. Именно на нее мы пошли на шестой день путешествия. Я развлекался тем, что разглядывал рыбаков.

Первое, что замечаешь, — они все выглядят как в кино: в морщинах, каких-то оспинах, со следами тяжелой жизни на лице. 40 или 50 лет труда в тяжелых погодных условиях, всю жизнь под солнцем, в грязи, по локоть в воде, снегу и вонючей рыбе. Реально выглядят, как хрестоматийные эскимосы из книжки.

Ненцы не жадные, не переживают о налогах, деньгах и обо всей фигне. Ни у кого не было телефонов, никто не в курсе «Макдоналдса» или банков. Короче, никакой связи с современным миром — олени, рыба и секс. Бизнес — как в архаическом обществе: обмен вещами. Кожу оленя — на связку рыб, их — на ягоды и так далее.

Попробовал самое ужасное блюдо на планете — stroganina — сырая рыба, которую они вылавливают и держат на льдине. Короче, тупо замороженная рыба, умершая полгода назад. Я должен постоянно снимать,
в том числе и то, что я ем, и при этом сохранять жизнерадостный вид. Тогда кусочек почти пошел обратно. После мы ели малосольного омуля.
Было вкусно.

7-й день

Жизнь в чуме

У ненцев есть игра: бросать лассо на палочку. Дети делают это с четырех лет, и они кидали эти лассо с какой-то невероятной грацией. Я все 15 раз бросил мимо — надо мной хохотали все в чуме.

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 11.

Ненцы — кочевой народ. И по тому, как построен чум, легко определить, куда они идут: в какой стороне чума находится вход, туда семья и направляется. Они очень традиционные и очень духовные люди, верят в знаки. По этой причине мужчина всегда спит у дальней стены чума, а женщины — напротив двери — именно там обретаются злые духи. Поскольку мужчины представляют собой сильный пол, женщина должна спать там, где обретаются злые духи — на европейский лад немного нелогично, но по их поверьям самое то.

Неподалеку от места, где мы спали, находилась люлька младенца, который сжимал в руках погремушку. Я вгляделся в погремушку — мне показалось, она сделана из кожи, что-то такое коричневое и мертвое. Оказалось, что из гусиных костей.

Там настолько тихо, что каждый скрип или шорох в ночи воспринимается как самая шумная вещь в мире. Я спал с другими в дальнем углу на коже оленя. Было вполне комфортно. Посреди — трещали ветки костра. Женщины просто не могли насмотреться на мои зубы, их они ужасно заинтересовали: обычно у жителей этих коммун зубы коричневые, кривые. У них даже телевизора не было, чтобы где-то видеть такое.

«Были только мы, олени, опять олени и рыба»: 7 дней английского телеведущего на Ямале. Изображение № 12.