Дискуссия о том, можно и стоит ли показывать на экранах телевизоров, в кино и видеоиграх сцены графического насилия, едва ли когда-нибудь прекратится. Как на самом деле заветные ШОК! (ВИДЕО) влияют на психику и поведение смотрящих? Мы попытались разобраться, обратившись за ответами к экспертам.

Текст: Марыся Пророкова

Психология свободы: Станет ли гуманнее общество, если отказаться от изображения насилия?. Изображение № 1.

Александрина Ваньке

кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социологии РАН

В социологии насилие может рассматриваться с нескольких сторон. В большинстве работ по этой проблематике речь идёт о насилии как форме применения физической силы по отношению к живым существам, выражающейся в нанесении им разных по степени тяжести увечий. В данном случае мы можем говорить о домашнем насилии, применяемом в семье по отношению к женщинам и детям, или об актах массового насилия во время войн, репрессий, террористических актов и так далее.

Особую роль в формировании представлений о насилии играют массмедиа. Ежедневно по телевидению и радио передаются сводки новостей, которые содержат информацию о насилии и изобилуют его красочными описаниями. При более детальном дискурсивном анализе этих сюжетов можно обнаружить их манипулятивный характер, направленный на поддержание страха у аудитории. Согласно новостным сообщениям, насилие осуществляют трудовые мигранты, участники протестных акций или выходцы из социальных низов, что приводит к разжиганию ненависти по отношению к этим незащищённым группам, которые зачастую провоцируются на осуществление насильственных актов. Так, репрезентация насилия популярными СМИ приводит к распространению стереотипов и вносит вклад в увеличение социальной напряжённости.

 

Ирина Ветрова

кандидат психологических наук,
научный сотрудник лаборатории психологии развития Института психологии РАН 

Вопрос репрезентации насилия достаточно широкий. С одной стороны, конечно, поток информации, поступающий со стороны СМИ, интернета, да даже от бабушек у подъезда, чаще всего шокирует своим количеством и качеством именно в области описания насилия. При этом именно это количество и качество поставляемой информации такого рода значительно снижает чувствительность, криминальные новости сейчас воспринимаются как обыденность. И понятны попытки оградить от этой информации детей.

С другой стороны, человечество всегда любило посмаковать кровавые подробности. Это сорт информации, от которой воротит, но и к которой необъяснимо тянет.

Репрезентация насилия, например, в искусстве имеет богатую историю: от присутствия в периферийных зонах повествования (описание или изображение деструктивных актов по отношению к природе, «второй природе», человеку) до доминирования, когда актам насилия подчинены все сюжетные ходы и мотивы, когда оно выступает в конкретной предметной определённости как на тематическом, так и на концептуальном уровне. Взять те же мифы и легенды времён Римской империи. Или перечитать с этой точки зрения Библию. А русские народные сказки в оригинальном варианте без адаптации для детей? Да и кто не вспомнит, как в лагере или в школе рассказывали страшные истории. СМИ и интернет лишь используют эту тягу человека к незапретному запретному плоду, желанию пощекотать себе нервы в своих целях. 

Поэтому мне кажется, что отказаться полностью от репрезентации насилия в информационном поле не получится ни при каких условиях. Но надо, несомненно, стремиться к снижению доступности такой информации, культивировать другие информационные ценности. Ведь вопрос взращивания гуманного общества тоже значительно более широк, чем просто репрезентация насилия в свободном доступе. И тут уже несомненна роль отношений, установок, ценностей. Если человек занят интересным делом, потребность перебирать горячие новости у него значительно снижается. Я за то, чтобы учить детей помогать близким или тем, кто тут рядом попал в беду, вместо того чтобы просто наблюдать и переживать, например, за голодающих детей в далёкой африканской стране. 

Психология свободы: Станет ли гуманнее общество, если отказаться от изображения насилия?. Изображение № 2.

Валерий Подорога

доктор философских наук, глава сектора аналитической антропологии Института философии РАН

В западной философской традиции проблема памяти в отношении катастрофических событий человеческой истории осмыслялась на протяжении всей второй половины XX века, на эту тему рассуждали такие мыслители, как Лиотар, Лотман, Адорно. Здесь, конечно, на первый план выходит проблема национальной вины за такие чудовищные события, как холокост. В контексте философии этой темой — репрезентацией разрушительных человеческих действий, рефлексии над насилием в прошлом — занимались целые франко-немецкие исследовательские группы в 1980–1990-е годы.

Моё мнение таково, что отношение к норме человеческой деструктивности формируется, исходя из многих факторов — уровня жизни, образованности, отношения власти к населению.

Существует норма агрессивности, допускаемая в обществе, та, которая считается культурной формой. Именно то, что в обществе не закрепилось в качестве таковой культурной формы, и считается насилием. Здесь можно вспомнить, допустим, полемику относительно применения телесных наказаний в школах. Или знаменитый перформанс, когда в галерею «Риджина» пригласили мясников, которые на глазах у посетителей занимались обыденным для себя делом — разделывали тушу свиньи. Поднялся невероятный шквал возмущений, это событие обсуждала вся Москва, хотя то же самое действие на комбинате как моральное/аморальное никем, кроме узкой прослойки борцов за права животных, не расценивалось.

Здесь важен момент, когда одни культурные формы насилия сталкиваются с другими — именно это столкновение и помогает осознать допустимую норму.

Я убеждён, что никакие средства информации не в состоянии научить жестокости, разве что совсем маргинальных и несознательных подростков. А для взрослого человека передача накопившегося разрушительного потенциала, например виртуальному образу, несёт компенсаторную функцию. Если человек, фрустрированный чем-то, наблюдает, как на экране достаётся негодяю, он испытывает удовлетворение. В этом есть определённая терапия, кино и видеоигры с этим справляются. А перенесение деструктивных норм с экрана в жизнь, заимствование их возможно только в короткий подростковый период — во взрослом мире подобный механизм не срабатывает, он уступает место терапии.

 

Валерия Шелест

кандидат психологических наук, преподаватель Первого МГМУ имени
И. М. Сеченова

Давайте начнём с самого определения понятия «насилие». Это всегда преднамеренное использование силы или власти для причинения вреда людям, группам и даже себе, приводящее к психологическим травмам, телесным повреждениям и даже смерти. И, как показывает история, порой это самый простой способ решения любых противоречий. Да, идея общества без насилия звучит довольно любопытно, здесь есть несколько довольно серьёзных вопросов: 

  • как технически спрятать эту информацию и сколько на это потребуется времени? 
  • как быть с людьми, которые могли застать какие-либо случаи насилия? 
  • как не допустить появления новой информации извне — из других обществ? 

Вопросы эти, как мне кажется, больше риторические, но они показывают, что идея общества, где никто ничего не знает об убийствах, агрессии и разрушениях, вероятно, так и останется идеей. К тому же люди, не знающие о насилии ничего, оказываются особенно незащищёнными при столкновении с любыми его проявлениями. Ещё хотелось бы обратить внимание на то, что в эмоциональной жизни любого человека присутствует гнев.

Гнев возник в ходе эволюции и необходим нам для преодоления различных препятствий; он может принимать разные формы — от лёгкого раздражения до сильнейшей ярости, когда человек оказывается настолько поглощён своими переживаниями, что готов сносить всё вокруг, а это уже потенциальная угроза другим людям и обществу. Так что в том или ином объёме насилие присутствует в любом обществе, даже относительно гуманном. Другое дело, в каком контексте оно представлено и каково отношение к нему со стороны властей, СМИ и других источников информации.

В качестве примера можно привести известный эксперимент Альберта Бандуры, где исследовалось подражание. Трём группам детей показывали небольшой фильм, где человек бил куклу, а затем в разных версиях фильма либо не сталкивался ни с какой обратной связью, либо был порицаем, либо похвален и угощён шоколадом. После этого детей отводили в игровую комнату, где была кукла из фильма и игрушки, которыми условно можно было бы причинить боль — например, игрушечные молотки и другие инструменты. Несложно догадаться, что дети из группы, которые видели, как герой фильма после причинения вреда кукле получал шоколад, с большим энтузиазмом, чем остальные, повторяли его действия.

Получается, любая информация о насилии будет привлекать внимание, но то, как эта информация оформлена, будет и влиять на мнения и поведение людей. Если подытожить, мне думается, что оптимальным вариантом будет доступность информации о существовании насилия и информации о том, что делать в таких ситуациях. Кроме того, хорошо было бы давать положительные примеры решения споров и конфликтов, с которыми все мы иногда сталкиваемся. 

 

 

 

 

  

Никакие средства информации не в состоянии научить жестокости, разве что совсем маргинальных и несознательных подростков. 

 

 

 

 

 

Олег Аронсон

кандидат философских наук,
Институт философии РАН 

Вопрос сформулирован так, что очень трудно выйти за рамки его психологического контура. Действительно, трудно спорить с тем, что на кого-то увиденное убийство может оказать психологическое влияние, спровоцировать, подстегнуть к действию… Но спросим себя: можно ли это сказать про каждого человека? Про большинство людей? Конечно, я не спорю с тем, что агрессия и жестокость в обществе находятся в непосредственной связи, например, с пропагандой в СМИ. Но является ли само изображение убийства стимулом к убийству? Или даже множество таких изображений? Боюсь, что оно таково только для тех, кто готов получить этот стимул откуда угодно. Политическая пропаганда куда более эффективна в этом смысле. Она взывает не к подражанию, а к соучастию, сопричастности с жертвами, возмездию. Она коллективна и действует не по принципу подражания, а по более эффективному для масс людей принципу эпидемии, через заражение образами, которые множественны, и образы насилия и жестокости лишь одни из них, причём не самые важные. Потенциальная «возможность» убийства воспитывается в куда большей степени не миметизмом изображений, а аномией, потерей контроля общества над социальным насилием. Дети могут по-разному относиться к умерщвлению курицы, но они адаптируются социальным порядком. Если общество готово принять закон питерской подворотни или криминальной группировки как норму, то даже без изображений убийств оно готово к насилию, а уж частные психически неустойчивые индивиды — тем более.

Куда более сложная проблема связана с тем, что если раньше насилие было под контролем государства (в его гоббсовском понимании), то сегодня оно перешло в сферу медиа с его эффектом массовой анестезии, бесчувственности вкупе со стимулируемой неподконтрольной агрессией. В этих условиях все психомиметические концепции насилия выглядят как нечто наивное и архаичное.

 

Игорь Чубаров

Институт философии РАН, журнал «Логос»

Визуализация насилия — никогда не бесстрастная фиксация происходящего, независимо от того, вмешивается ли в результате фотограф в фиксируемые им на плёнку или матрицу возмутительные события или остаётся безучастным. В качестве именно фотографа или кинооператора он может вмешаться в него как минимум тремя способами: с точки зрения насильника — смакуя мучения жертвы и добывая себе трофеи на память, с точки зрения полиции — фиксируя и собирая улики (как в фильме Антониони «Фотоувеличение» 1966 года) и, наконец, с точки зрения жертвы — пытаясь занять какую-то дистанцию по отношению к изображаемому, которую можно назвать критической или художественной. Кино, художественная фотография и вообще массовые медиа формируют сегодня стандарты и образы насилия как мы их себе представляем, относя на свой счёт. 

Эстетизация насилия — это автоматическая функция фотографии и кино, настройка по умолчанию современной цифровой аппаратуры. Однако фотохудожникам и кинематографистам иногда приходится даже смягчать эффект шока от фотографий реальных убийств и натуральных сцен насилия, добавляя красок в обыденность и ужас этих леденящих душу кадров. В известных полицейских снимках жертв маньяков-убийц поражает их невыносимость для обычного восприятия. Но это не только шокирующие чувственность внешние знаки крови, смерти и ужасы мёртвого тела, а также заражение соучастием при помощи специально создаваемой художниками вуайеристской атмосферы, которая позволяет наслаждаться ещё и тем, что мы проникаем взглядом в запретное, недоступное или интимное. С другой стороны, аппаратура слегка отчуждает взгляд и напоминает при помощи авторефлексии, что это фильм или фото, а не реальность. Эта своеобразная диалектическая структура проникновения взглядом в насилие и лёгкое отчуждение от него. (Ср.: И. Градинари. «Наслаждение насилием», С. 100.) Но в фотожурналистике и кино есть определённый порог визуального насилия, который практически никто не переходит, потому что в противном случае изображение считывалось бы с точки зрения двух других оптик — насильника или полиции, теряя художественно-эстетический эффект.

Изображения: «Википедия» 12Pixabay.com