Каждый четверг в этой рубрике мы разбираем насущные вопросы, так или иначе связанные с понятием свободы — с точки зрения закона, общественных норм, психологии. Сегодня будем копаться в страхе перед собственным желанием уехать. 

 

Психология свободы: Почему мы боимся бросить всё и уехать?. Изображение № 1.

Почему мы боимся бросить всё и уехать?

Английский психотерапевт Грэг Мэдисон для исследования феномена так называемой экзистенциальной миграции использовал концепции философии. Он интересовался опытом мигрантов, которые покинули родной город или страну не по экономическим причинам, а с целью экзистенциального самовыражения — поиска предела своих возможностей, смысла существования.

Консультируя предпринимателей, эмигрировавших в Англию из других стран, Мэдисон на основе своей практики обосновал понятие «экзистенциальный мигрант». В отличие от других видов добровольной миграции (с целью повышения экономического благосостояния, более конкретными задачами или просто жаждой перемены места), переезд, совершаемый экзистенциальными мигрантами, связан с потребностью в познании аспектов бытия, которая не может быть реализована дома, в условиях статичной картины мира.

Проведя множество интервью, Мэдисон выяснил, что мигранты, совершившие переезд по экономическим причинам (по работе, учебе, с целью карьерных, материальных приобретений), несмотря на достигнутые цели, нередко испытывают на чужбине беспокойство и чаще возвращаются домой, чем те, кто переехал с менее определённой установкой — поиск нового опыта, саморазвитие и расширение горизонта. Среди экзистенциальных мигрантов, в отличие от экономических, было выявлено выраженное предпочтение странного и незнакомого привычному и стандартному, а также стремление к свободе, независимости и отсутствие привязанности к дому. Для них переезд, отказ от дома — это путь к самому себе через отказ от части себя, способ достижения смысла, о котором писал основатель экзистенциального направления в психотерапии Виктор Франкл (1959). Согласно его концепции, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать смысл, существующий во внешнем мире — человек ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остаётся нереализованным.

В экзистенциальной философии страх представляет базовое переживание, усиливающее понимание бытия путём осознания неизбежности небытия — смерти. Предмет страха — это сила, толкающая существование к концу. Во время переживания пустоты и неизвестности мир берётся в скобки, и человек оказывается наедине с собой, со своим существованием, противопоставленным этой пустоте. Для экзистенциальных мигрантов это переживание — естественный путь к свободе от смыслового вакуума зоны комфорта, которую предоставляет дом и привычное окружение, для деловых мигрантов оно является источником тревоги и усиления потребности в безопасности. Одни всё бросают и едут в неизвестное, находя себя в вечно меняющемся потоке между осознанием жизни и смерти, а другие, уехав и справившись во внешнем мире с экономическими задачами, начинают метаться в неосознанном поиске смысла и под давлением потребности в безопасности и принадлежности, не в силах перейти с одного уровня бытия на другой — возвращаются домой, завершая круг «бегства от свободы».

В традиционном сказочном сюжете герой начинал путь к осмыслению своей истинной идентичности, лишь покинув дом и столкнувшись с тёмными силами, воплощающими «ничто» — мир, противопоставленный человеческому осознанию. Тот мир пустоты, представленный в сложном пространстве неизвестных садов, избушек, мудрых стариков и лесных существ-помощников, предоставляет героям возможность найти дорогу к смыслу через переживание смерти. Ни один из героев не возвращается домой, не пережив смерть или гибель, перерождение в метафорической форме. Те же, для кого смысл путешествия был в удовлетворении базовых потребностей, вернулся, «потеряв коня», найдя богатство или супругу.

Уход из дома с древних времён символически выражал начало пути к зрелости. Обряд инициации, целью которого было достижение взрослости, состоял в том, что вся племенная молодёжь уходила в лес, где были подготовлены смертельно опасные препятствия. Тот, кто возвращался первым, имел право сразу выбрать себе жену. Обряд инициации включал длительный этап физической и моральной подготовки, без которой в лесу было бы не выжить. Обряд, связанные с ним препятствия и ритуалы были метафорично отражены в сказках. И в них, и в наше время сложнее всего покинуть дом тем, у кого превалирует потребность в принадлежности. «Всё бросить и уехать» при переводе на язык экзистенциальной философии означает принять неизбежность исчезновения в привычном мире и переход в другой, гарантирующий не безопасность, а столкновение с объективным «ничем», пустотой, требующей преодоления путём наполнения смыслом. Этот переход всегда сопряжён со стрессом — кто-то справляется, достигая остроты осознания бытия, а кто-то живёт с ним на чужбине и, так и не найдя жар-птицу, делает шаг назад, в сторону зоны комфорта — экзистенциального вакуума.

 

Психология свободы: Почему мы боимся бросить всё и уехать?. Изображение № 2.

Домашнее чтение

Виктор Франкл «Человек в поисках смысла», Грег Мэдисон «Конец принадлежности»