Вчера днём стало известно о том, что выставку «Без смущения» американского фотографа Джока Стёрджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер заблокировали ополченцы из патриотической организации «Офицеры России», а уже вечером организаторы признали, что «раз возник такой резонанс», то они «готовы прекратить работу выставки». Обвинения в адрес Стёрджеса, всю карьеру снимающего подростков на нудистских пляжах, получились запоздалые: в США фотографа прессовали ФБР и христианские активисты ещё в 1990-х, но в итоге на его защиту встало всё международное художественное сообщество.

В Москве получилось несколько по-другому: выставку уже официально закрыли, а снимки Стёрджеса оказались испачканы мочой.

С чего всё началось?

В минувшую субботу, 24 сентября, член Совета Федерации и автор законопроекта «десять лет за хентай» Елена Мизулина потребовала закрыть выставку Стёрджеса и даже направила официальный запрос генпрокурору Чайке по факту «публичной демонстрации материалов с детской порнографией».

«Я убеждена, что работы с изображением обнажённых маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства, это самая настоящая пропаганда педофилии. Выставка должна быть срочно закрыта!» — резюмировала Мизулина.

При этом «Без смущения» можно было спокойно посетить ещё с 8 сентября, и вплоть до 24-го никто на неё не жаловался — чем именно была вызвана запоздалая реакция Мизулиной, непонятно. «Медуза» упоминает, что за несколько часов до её заявления блогер Елена Миро опубликовала у себя в ЖЖ пост, в котором жаловалась, что власти не реагируют на то, что в Москве проходит выставка «того, кто снимает маленьких голых девочек в сексуально-призывных позах».

Уже вечером того же дня подключилась Анна Кузнецова — детский омбудсмен, преемница Павла Астахова. Она сказала, что тоже попросила прокуратуру проверить выставку. 

«Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором „детской порнографией“, может иметь место вц культурной жизни нашей столицы», — прокомментировала Кузнецова. Действительно, в июле 2015 года эксперты Роскомнадзора авторитетно признали работы детской порнографией, а ведомство уверенно внесло опубликовавшие их сайты в список запрещённых на территории РФ, причём без необходимого решения суда. 

Тогда организаторы опровергли обвинения Мизулиной: «Эта выставка работает не первый день. Огромное количество СМИ было на открытии. И это не про педофилию, а про искусство. Я не вижу здесь того, о чём говорит Мизулина. Стёрджес — это большое имя в мире фотографии, он знаменит не потому, что у него есть обнажённая натура, а потому что он умеет выстраивать композицию, занимается светом. Я не вижу никаких расхождений с законами Российской Федерации, есть обнажённая натура — модели, которых снимали с их согласия, а не исподтишка», — рассказала «Интерфаксу» куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева.

«Офицеры России» и блокировка галереи

На следующий день, 25 сентября, примерно в полдень, около 20 молодых людей и девушек в больших синих куртках с шевронами «Офицеры России» выстроились цепочкой, заблокировав вход в выставочный зал. 

«В связи с огромным количеством поступивших мне жалоб мы направили сегодня на выставку оперативно-молодёжный отряд организации „Офицеры России“, чтобы проверить, действительно ли здесь экспонируются порнографические работы», — сообщил глава комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков. («Офицеры России» не имеют никакого отношения к правоохранительным органам и фактически являются НКО). С тех пор работу выставки регулировали его бойцы. Цветков распорядился пускать в Центр фотографии только журналистов, лично проверяя у них пресс-карты. Подтянувшиеся на место полицейские решили дежурить в стороне и в процесс не вмешивались.

Цветков принялся изучать выставку. Он искал несколько особенно заинтересовавших его снимков Стёрджеса, которые видел в интернете, но в итоге понял, что в экспозиции их нет. 

«Однако из 35 фотографий примерно 15 %, с моей точки зрения, не совсем корректны — на них изображены частично обнажённые дети. С моей точки зрения, такие фотографии выставлять нельзя», — поделился впечатлениями о выставке Цветков и отчитался о «проверке выставки по просьбе уполномоченной по правам ребёнка Анны Кузнецовой»: «Те фотографии, которые этот фотограф делает, в нашей стране делать запрещено. Это преступление. Поэтому пусть он показывает в другой стране». 

Пока галерея была оккупирована «Офицерами России», в зале оказался неизвестный мужчина, который достал банку с мочой и фекалиями и принялся поливать ими работы Стёрджеса. Члены «оперативно-молодёжного отряда» скрутили активиста, вывели на улицу и передали скромно дежурившим снаружи полицейским. На него составили протокол за мелкое хулиганство. У Цветкова, который «очень сильно жалеет», что его отряд не заметил мужчину с мочой, даже появилась версия о его происхождении: он назвал нарушителя помощником муниципального депутата Игоря Брумеля. Сам Брумель утверждал, что «не был проинформирован» о планах своего спутника.

Реакция организаторов

Уже в воскресенье стало известно, что выставка «Джок Стёрджес. Без смущения» в Центре фотографии имени братьев Люмьер прекратит свою работу по совместному решению организаторов и «Офицеров России».

«Раз возник такой резонанс, мы не можем быть в стороне от этого. Мы готовы по согласованию с представителями Общественной палаты России прекратить работу выставки», — сообщил «Интерфаксу» руководитель центра Эдуард Литвинский. Цветков это подтвердил, добавив, что решение принималось совместно с «Офицерами России». «Владельцы выставки готовы передать экспонаты на экспертизу для юридической оценки», — сказал Цветков.

Реакция Стёрджеса

Джок Стёрджес прокомментировал ситуацию вокруг закрытия свой выставки телеканалу «Рен-ТВ»:

«Эти фото были опубликованы во всём мире. И галереи, и музеи по всему миру не увидели в них порнографии. Там просто её нет. [На снимках] мои соседи, мои друзья, которых я фотографировал с их семьями на протяжении 40 лет. На моих фото примерно 25 семей, которых я снимал начиная с 70-х годов прошлого века.

Я очень опечален, потому что Москва выглядит как город XXI века. Дух захватывает! Москва так изменилась за последние 40 лет! Я повстречал интереснейших людей, с настолько широким кругозором, что был поражён после беседы с ними».

Изображения: «Википедия»