Главная курьёзная новость первой постканикулярной недели — официальная проверка МВД по факту проезда в Московском метрополитене группы лиц без штанов. Своим мнением о флешмобе успели поделиться «Коммунисты России» и начальник Московского метрополитена, а один пропагандистский сайт даже выделил аж три антироссийских подтекста в «небезобидном» флешмобе. Горькая ирония заключается в том, что глобальная акция No Pants, как и все прочие миссии придумавшей её пранк-группы Improv Everywhere, подчёркнуто аполитична. Но в каком-то смысле интуиция наш охранительный корпус всё-таки не подвела. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почти 15 лет назад в вагон нью-йоркского метро вошёл мужчина в дублёнке, кроссовках и жёлтых трусах
в чёрный горошек.
Пассажиры тихо удивились,
но, с другой стороны, чего только не увидишь в нью-йоркской подземке.

 

 

  

 

Почти 15 лет назад, 5 января 2002 года, в вагон нью-йоркского метро вошёл мужчина в дублёнке, кроссовках и жёлтых трусах в чёрный горошек. Пассажиры тихо удивились, но, с другой стороны, чего только не увидишь в нью-йоркской подземке. На следующей станции в вагон вошёл ещё один мужчина без штанов, это уже было совсем странно. На каждой из следующих пяти остановок в вагон заходило по одному такому же пассажиру, а на восьмой по счёту появилась женщина и громко прорекламировала брюки по одному баксу за пару. Семеро пассажиров благодарно приобрели у неё штаны, тут же надели их и каждый на своей станции спокойно разошлись.

Лишь пять лет спустя одна из случайных свидетельниц странного инцидента в метро обнаружила на YouTube видеоролик под названием «No Pants» и очень удивилась, увидев в кадре себя, читающую «Изнасилование Нанкина» Айрис Чан. История, которую она уже несколько лет с большим успехом рассказывала на каждой вечеринке, оказалась задокументированным на скрытую видеокамеру розыгрышем. Или перформансом. Или, как предпочитают называть это сами организаторы, миссией.

No Pants стал одной из первых миссий созданного в 2001 году Improv Everywhere и до сих пор остаётся визитной карточкой движения — это единственная акция, которую пранкеры проводят каждый год, а вместе с ними и жители десятков других городов по всему миру от Лондона до Куала-Лумпура. Принять участие очень просто — в один холодный январский день необходимо просто спуститься в метрополитен без штанов и как ни в чём не бывало следовать своему маршруту. Цель — повеселиться и повеселить окружающих, никаких дополнительных значений и подводных камней. «В Нью-Йорке мы все насоздавали вокруг себя такие пузыри, чтобы успевать общаться со всеми окружающими и не сойти при этом с ума... Наша цель как раз в том, чтобы лопнуть их», — так объясняет глобальную задачу Improv Everywhere одна из постоянных участниц Эльза Скиннер. 

Идейным вдохновителем и бессменным организатором всех акций Improv Everywhere является Чарли Тодд, комик со стажем, преподаватель нью-йоркского Upright Citizens Brigade Theatre — театра импровизационного юмора и образовательного центра при нём, пристанища одноимённой Upright Citizens Brigade. UCB — комик-группа с богатой историей, у каждого из основателей за плечами минимум по несколько телевизионных шоу, комедийных сценариев и ролей. Именное шоу UCB выходило на Comedy Central на рубеже тысячелетий, в конце эпизодов, как правило, показывали пранк на улицах Нью-Йорка — участники группы раздавали леденцы с собачьим дерьмом на оживлённом переходе и пытали мрачных барыг в ночных клубах на предмет того, где можно достать новый наркотик supercool. 

 

Несмотря на заложенное в название движения слово «импровизация», с самого начала Тодд предпочитает максимально контролировать процесс, каким бы масштабным он ни был. 

 

Тодд загорелся стремлением эпатировать горожан, но решил делать это принципиально другим образом. Каждая миссия Improv Everywhere — тщательно спланированное коллективное действо, на самом деле не подразумевающее активной коммуникации с окружающими. Случайным зрителям ничего не предлагают, кроме как наблюдать за событием, которое абсолютно точно не вписывается в их представление о нормальном городском пейзаже. Поначалу Тодд брал в сообщники друзей и коллег, а масштаб акций редко превышал десять человек. Но с развитием интернета и становлением YouTube всё изменилось. 

Вы наверняка видели этот ролик. 24 февраля 2007 года, Центральный вокзал Нью-Йорка, мельтешение людей, направляющихся из точки A в точку B. Вдруг что-то идёт не так — мужчина роняет кейс с бумагами на пол, но не тянется за ним, женщина подносит ложку с йогуртом ко рту, но так и не доводит начатое действие до конца, целующаяся пара застывает вместе с ещё двумя сотнями человек. Остальные тоже останавливаются, чтобы понять, что происходит. Лишь через пять минут «замороженные» посетители вокзала оживают. Для постановки этого спектакля Чарли Тодд со товарищи задействовал 217 «агентов». Именно так в Improv Everywhere называют участников каждой миссии. Записаться в обширную базу потенциальных соучастников сейчас можно прямо на официальном сайте, в нужный момент вам придёт письмо с точными инструкциями, которым нужно неукоснительно следовать. Несмотря на заложенное в название движения слово «импровизация», с самого начала Тодд предпочитает максимально контролировать процесс, каким бы масштабным он ни был.

Количество выполненных миссий за 15 лет уже перевалило за сотню, об Improv Everywhere написали книгу (правда, это сделал сам Чарли Тодд) и сняли документальный фильм, знаковые перформансы вошли в традицию по всему миру, а творческим гением не замедлили воспользоваться коммерческие структуры (IE теперь регулярно сотрудничает с брендами). Со стороны всё это великолепие выглядит как очередной бессмысленный конвейер вирусных видео, но всё-таки не зря российские правоохранители почуяли неладное. 

 

 

Ещё шесть популярных миссий
Improv Everywhere

MP3 Experiment

Subway Art Gallery Opening

Russia Furniture Store Invasion

Best Buy

Best Gig Ever

Megastore

 

 

 

От всего того, что мы привыкли понимать под словом «пранк», акции IE (большинство из них), как уже было написано выше, отличаются отсутствием прямой коммуникации со зрителем. У них нет «жертв» — вам не предлагают посторожить коляску с фейковым младенцем, вас не пугают, не провоцируют и не ставят в неловкое положение. Объектом атаки становится не человек, но его функциональная, обезличенная маска — пешеход, пассажир, покупатель. Увидев человека в трусах в вагоне метро или несколько десятков покупателей в униформе продавцов в гипермаркете, вы больше не можете спокойно продолжать запланированное действие. Можно усмехнуться, переглянуться с другим ошарашенным свидетелем или попытаться игнорировать происходящее, но в момент, когда вы решите, как реагировать, у вас уже уходит почва из-под ног и отнимается роль сосредоточенного истукана.

Тодд и его коллеги избегают пафоса и теоретизирования, ссылаясь исключительно на удовольствие от процесса, хотя их акциями вполне могли бы гордиться ситуационисты: на короткий промежуток времени агенты IE взрывают функциональное регламентированное городское пространство своими странными играми, в первую очередь показывая свидетелям, что всё может быть по-другому, что в публичном месте можно улыбнуться сидящему напротив, потанцевать или сделать предложение. Даже пятиминутного антракта посреди привычного спектакля достаточно, чтобы продемонстрировать любому, насколько другой может быть его реальность. Недаром ещё одно незыблемое правило Improv Everywhere — никогда не выдавать себя сразу по завершении миссии: все участники, независимо от их количества, выполнив задуманное, хаотично по одиночке покидают место события, никаких «Вас снимала скрытая камера!».

Конечно, если бы группой действительно двигала освободительная идея, то никакого официального сайта с любовно загруженными видео бы не существовало. Однако, несмотря на коммерциализацию, Improv Everywhere по-прежнему сохраняет важную структуру: на миссии выходят исключительно заинтересованные «непрофессионалы», а механика акций направлена в первую очередь на живого свидетеля, а не глобального интернет-зрителя. 

 

Реакция полицейских на первый в России No Pants (разумеется, крайне малочисленный) парадоксальным образом демонстрирует небесполезность миссии именно здесь. В стране, где власть с опасливой злобой смотрит на любое низовое движение, не ищущее её поддержки, а любое коллективное действие проверяет на «нарушение закона о митингах», проехаться с друзьями в метро без штанов — это не шуточный вызов отчуждённости, а акт террора против агрессивного коллективного страха перед общественным пространством. В этом смысле невинное подражание глобальной пранк-кампании даже важнее, чем отчаянный поджог дверей ФСБ акционистом-одиночкой — для того, чтобы общество научилось формулировать требования, для начала его номинальным членам неплохо бы поднять глаза от пола и осознать себя не просто случайными попутчиками.

Изображения: PixabayImproveverywhere