На прошлой неделе в Индии прошли массовые протесты против алкоголя, а правительство на несколько дней заблокировало все известные порносайты, но под давлением собственных граждан пошло на попятную. Самое время поговорить о стране с нашими друзьями из лучшего русскоязычного журнала о Ближнем Востоке и странах Азии Vostok Magazine.

 

 

Политическое устройство 

Конституция,

которая является самой длинной конституцией в мире, была принята в далёком 1950 году и лишь пару раз подвергалась поправкам. 

Разговор о свободе в Индии стоит начать со знакомства с политической системой страны. Индия является парламентской республикой с многопартийной системой. В стране насчитывается шесть национальных партий, крупнейшие из которых — Индийский национальный конгресс, находившийся у власти с самого принятия независимости до прошлого года, его лидеры традиционно связаны с влиятельной семьёй Ганди (потомков Джавахарлала Неру, а не Махатмы Ганди), а также «Бхаратия Джаната Парти», с триумфом выигравшая выборы в прошлом году.

Главой государства фактически является премьер-министр, который также является главой правительства, сейчас эту должность занимает довольно популярный в народе политик Нарендра Моди, получивший данный пост в прошлом году, после того как его партия «Бхаратия Джаната Парти» одержала победу. Президент республики — личность незаметная, формально он глава государства, однако на деле является лишь главнокомандующим индийской армией на случай войны. Конституция, которая, кстати, является самой длинной конституцией в мире, была принята в далёком 1950 году и лишь пару раз подвергалась поправкам. Парламент в Индии двухпалатный, сформирован по принципу британского парламента. Он состоит из верхней палаты — Совета штатов (Rajya Sabha, 250 мест, депутаты назначаются законодательными органами штатов, а 12 человек назначаются президентом за особые заслуги) и нижней — Народной палаты (Lok Sabha, 545 мест, депутаты избираются прямыми тайными всеобщими выборами на основе мажоритарной системы).

Индийская республика — федеративное государство, разделённое на штаты по национально-языковому принципу. Каждый штат представляет собой отдельную народность с собственной самобытной культурой и языком. Всего в Индии насчитывается 29 штатов и семь союзных территорий. Официальными языками страны являются хинди и английский, притом что каждый штат дополнительно имеет свой официальный язык, жители Индии говорят на 47 языках и более чем 2000 диалектах. Уровень грамотности населения не очень высок и сильно зависит от штата — например, самый образованный штат Керала, который по совместительству является одним из самых процветающих, может похвастаться цифрой в 94%, в то время как в самом бедном Бихаре она составляет лишь 64%. Кроме того, разрыв между уровнем образованности среди женщин (65%) и мужчин (82%) довольно велик, что говорит о сильном гендерном неравенстве. Что интересно, в Индии по статистике на 1000 мужчин приходится 940 женщин, однако эти данные касаются всей страны в целом. В некоторых северных штатах, таких как Харьяна и Уттар-Прадеш, женщин значительно меньше, чем мужчин, что связано это с инфантицидом девочек в этих регионах. Это является одной из нерешённых демографических проблем и причиной увеличивающихся с каждым годом изнасилований. Основная религия — индуизм (80,5%) с 800 миллионами последователей, затем ислам с 13,4%, христианство — 2,3%, сикхизм 1,9%, а также буддизм, джайнизм и иудаизм. Индийская культура насчитывает более 4000 лет и является одной из самых богатых в мире, подарившей мировому сообществу множество научных открытий, а также необыкновенно глубокую и структурированную философию. Она была сформирована под сильным влиянием господствовавших там религий, в частности индуизма и буддизма. Религия и по сей день играет заметную роль в жизни местного населения, кроме того, она продолжает значительно влиять на политику и законодательство.

 

Индия хоть и была названа на бумаге государством демократическим, на деле долгие годы являлась тоталитарным режимом, управляемым одной династией.

 

Как уже было сказано выше, в каждом индийском штате проживает отдельная национальность, то есть, как можно догадаться, в каждом из регионов бытуют разные традиции и обычаи, а картина процветания или запустения штата в целом определяется ментальностью той или иной народности. Штаты отличаются буквально всем: погодными условиями, уровнем индустриального развития и урбанизации, законами и уровнем политических и экономических свобод. Самым экономически развитым и свободным признан штат Гуджарат, который долгое время находился под управлением нынешнего премьер-министра страны, чья талантливая политика в сфере экономики фактически совершила чудо. Этому также способствовала характерная черта гуджаратцев — предприимчивость. Однако сейчас в руках у Нарендры Моди не штат, а огромная страна с большим потенциалом, но с множеством проблем. Сможет ли он вывести Индию на новый уровень? Международные аналитики, как и сами индийцы, верят в нового лидера.

Индийскому национальному конгрессу, который задержался в роли правящей партии на 50 лет, безусловно, было невыгодно повышать уровень политических и экономических свобод в стране, поэтому Индия хоть и была названа на бумаге государством демократическим, на деле долгие годы являлась тоталитарным, управляемым одной династией. Но Нарендра Моди, придя к власти, обозначил новый курс развития страны, который естественным образом будет способствовать демократизации общества во всех его сферах.

 

 

Экономика

По индексу экономической свободы Индия

занимает 128-е место в списке из 178 стран (к слову сказать, Россия находится на 143-м месте), поэтому в целом ситуация в Индии не так плоха, как кажется.

Пока же частный сектор в экономике развит достаточно слабо из-за царящего беззакония, плохо проработанного законодательства, неспособного защитить частных предпринимателей, а главное, коррупции, давящей малый бизнес на корню. На сегодняшний день по индексу экономической свободы Индия (54,6 по все стране, в то время как в штате Гуджарат этот индекс составляет 64,5, а в самом бедном Бихаре — 31,4) занимает 128-е место в списке из 178 стран (к слову сказать, Россия находится на 143-м месте), поэтому в целом ситуация в Индии не так плоха, как кажется. Конечно, сейчас она относится к странам по большей части несвободным экономически, но, учитывая её политическую историю (колониальное правление, а затем практически тоталитарное под руководством одной партии), а также культурные особенности государства, в частности кастовую систему, которая в основе своей противоречит экономической и социальной свободе, Индия движется в правильном направлении и даже вполне успешно. Однако правительству предстоит переосмыслить некоторые пункты в управлении страной: отказаться от политики протекционизма (налоги на ввозимые товары довольно высоки, что, естественно, препятствует развитию свободы на рынке), понизить налоги для малого бизнеса (подоходный налог в Индии составляет 30% вне зависимости от доходов), начать эффективно бороться с коррупцией и фаворитизмом во всех сферах), а также привлекать иностранных инвесторов, которые и сейчас готовы вкладывать деньги в страну с огромным потенциалом.

Отдельно стоит отметить проблему плохой разработанности Трудового кодекса, который сильно устарел и требует полного пересмотра, так как он попросту не выполняет свои функции. Индийский ТК — это более чем 100 драконовских законов, которые якобы должны защищать права рабочих, однако на самом деле им только вредят. Например, если на предприятии работает больше чем 100 человек, то работодатель не имеет права увольнять своих сотрудников (даже одного!) без официального разрешения правительства. Казалось бы, хорошая инициатива, только вот захотят ли бизнесмены расширять свой бизнес с такими законами? Правила, касающиеся крупных предприятий, вообще очень строги, регулируется всё от количества различных аккаунтов в банке, через которые начисляются зарплаты, до того, сколько раз в неделю должны быть помыты стены на предприятии. В итоге большинство рабочих в Индии являются лишь временными работниками, то есть заводы зачастую просто не заключают с ними официальный контракт. Кроме того, постоянные проверки соблюдения таких правил лишь порождают коррупцию. Получается, что законы, которые должны защищать рабочих, им только вредят. 93% из 500 миллионов рабочих в Индии работают фактически нелегально, являясь лишь временными работниками, поэтому Трудовой кодекс на них попросту не распространяется.

Регионоведение: Секс, касты и гражданские свободы в Индии. Изображение № 11.

 

Права человека

Согласно некоторым данным,

в индийских тюрьмах сейчас находится около 140 тысяч невиновных юношей, которых несправедливо обвинили в изнасиловании.  

Конституция Индии гарантирует фундаментальные права и свободы человека, однако в силу огромных размеров страны, религиозного и национального разнообразия, а главное, произвола местной полиции контролировать соблюдение прав довольно сложно. В последние годы значительно удалось улучшить положение женщин и детей (во многом благодаря различным общественным организациям). Активисты спасли множество детей, которые были вынуждены работать на фабриках и заводах вместо того, чтобы получать хотя бы минимальное образование. В стране запрещены аборты, кроме случаев, когда аборт необходим по медицинским причинам. Ведётся контроль за беременными женщинами, деревенские акушерки проводят беседы с семьями, чтобы защитить девочек-младенцев от инфантицида, так как зачастую сами родители, а не голод или болезни становятся убийцами дочерей. Связано это с тем, что дочь — бремя для индийской семьи: её нужно выдать замуж и отдать вместе с ней приданое, непосильное для большинства деревенских семей. Государство делает всё возможное, чтобы девочки получали образование наравне с мальчиками, для них созданы льготы и поощрения.

Введены строгие законы касательно домашнего насилия и изнасилований, зачастую закон даже несправедлив по отношению к мужчинам. Например, если девушка напишет заявление в полицию об изнасиловании, молодого человека, уличённого (а возможно, просто обвинённого в отместку ревнивой пассией) в преступлении, без разбирательств запрут в полицейском участке на несколько недель, и лишь потом начнётся официальное следствие. Виновного в изнасиловании могут отправить за решётку на вполне приличный срок. Согласно некоторым данным, в индийских тюрьмах сейчас находится около 140 тысяч невиновных юношей, которых несправедливо обвинили в изнасиловании. Дело в том, что изнасилование — одно из самых распространённых преступлений в Индии, причём статистика утверждает, что лишь каждая пятая жертва приходит в полицейский участок, чтобы заявить о преступлении. Поэтому по отношению даже к предполагаемым насильникам закон так суров. Тем не менее женщины продолжают страдать от неравенства в индийском обществе: работодатели отдают предпочтение мужчинам, за ту же самую работу женщинам продолжают платить меньше, чем «сильному полу», хотя это и запрещено законодательно, а «слабый пол» всё так же расценивается как домашняя прислуга, поэтому родители стремятся дать достойное образование в первую очередь сыновьям. При этом низкий уровень образованности женщин только закрепляет гендерное неравенство.

 

Изнасилование — одно из самых распространённых преступлений в Индии, причём статистика утверждает,
что лишь каждая пятая жертва приходит в полицейский участок, чтобы заявить о преступлении.

 

Одной из важнейших проблем в области прав человека остаётся торговля женщинами и детьми. Согласно данным НКО, которые занимаются помощью таким людям, зафиксировано более чем 200 тысяч случаев торговли людьми в год. Женщин чаще всего похищают для работы в сфере секс-услуг, особенно часто это происходит в больших городах и регионах, где существует огромный разрыв между количеством женщин и мужчин. Детей же похищают не только для вышеуказанных целей, но также для работы на заводах, в полях, в богатых домах в качестве прислуги, в уличных цирках и целых синдикатах, занимающихся попрошайничеством, где их зачастую калечат, дабы жалостливые прохожие давали больше денег. Более того, детей продают террористическим организациям, которые затем выращивают из них смертников. Согласно данным Комиссии по правам человека, каждый год более 10 тысяч девушек из Непала и более 25 тысяч детей и женщин из Бангладеш нелегально перевозят в Индию в качестве товара на чёрном рынке, но эти несчастные составляют всего лишь 10%, остальных похищают непосредственно в Индии. Наказание за данное преступление варьируется от 10 лет тюрьмы до смертной казни, однако за последние годы не было громких случаев поимки работорговцев, что говорит о том, что полиция покрывает такие преступления или попросту закрывает на них глаза. Активисты продолжают бороться с этой проблемой, спасая женщин и детей, занимающихся проституцией или попрошайничеством. Они оказывают им материальную помощь, помогают получить образование и найти легальную работу, в то время как государство даже не выплачивает компенсацию пострадавшим от действий работорговцев. Предполагается, что на данный момент в Индии проживает от 20 до 60 миллионов абсолютно бесправных детей и женщин, которым практически невозможно помочь, так как отследить такого рода преступления в огромной стране очень сложно.

Говоря о правах человека, следует упомянуть, что, несмотря на то что в Индии само понятие «каста» запрещено конституционно, деление на касты продолжает действовать негласно. Конечно, сегодня нет такого рода дискриминации по отношению к неприкасаемым (например, раньше неприкасаемые не имели права зайти в дом к людям из высших каст, для них были организованы отдельные колодцы, жили они в особых кварталах, более того, если неприкасаемый шёл по улице, его обязанностью было заметать за собой следы, так как они слишком «грязные» по кастовым меркам, и задачей неприкасаемого было не допустить, чтобы на них наступил кто-нибудь из высших каст). Но каста продолжает играть огромную роль в случае заключения браков. И по сей день брак по договорённости родителей считается нормой, а родители, естественно, не будут выбирать для своих детей пару из низшей касты. Также в Индии сохраняется некоторого рода дискриминация по отношению к национальным меньшинствам, то есть племенам, живущим удалённо от цивилизации, к ним относятся высокомерно и с недоверием в связи с различиями во внешнем облике и обычаях.

 

 

Религия

Отдельно стоит поговорить о религиозной дискриминации. Как известно, в Индии до сих пор существует большая напряжённость в отношениях между индуистами и мусульманами (после обретения независимости разделение на мусульманский Пакистан и индуистскую Индию привело к массовой миграции людей и невероятному кровопролитию). Любой незначительный конфликт, например по поводу строительства нового храма или мечети, может вылиться в резню и погромы. Издавна мусульмане и индуисты живут в разных кварталах, эти круги общества редко пересекаются. Индуисты дружат и общаются с индуистами, мусульмане — с мусульманами, для них существуют разные школы и даже высшие учебные заведения. Естественно, браки между мусульманами и индуистами практически вне закона (конечно, религиозного, а не государственного). Семьи в большинстве своём будут категорически против, это касается даже жителей больших городов, не говоря уже о ситуации в деревнях, где и вовсе бытуют средневековые нравы. В случае если семья узнает о том, что избранник или избранница их ребёнка принадлежит к другой конфессии, она вполне может устроить самосуд. Каждая сторона запугивает своего ребёнка, в крайнем случае семьи даже готовы пойти на убийство собственных детей, только чтобы позор не запятнал честь их рода. Такие случаи не редкость, особенно на севере, на границе с Пакистаном. Государство попыталось хоть как-то решить эту проблему: была создана специальная организация, своего рода ЗАГС, для молодых людей, которым в силу каких-либо причин (кастовых или религиозных) родители не позволяют пожениться. Влюблённым достаточно прийти в такую организацию, и там их не только распишут, но и обеспечат защиту от разъярённых родственников. Однако такая возможность есть далеко не во всех регионах, лишь в наиболее развитых, то есть в крупных городах; в деревнях и селах межконфессиональные споры по-прежнему «разрешает» самосуд.

Регионоведение: Секс, касты и гражданские свободы в Индии. Изображение № 12.

 

Секс

В День святого Валентина

полиция организовала своеобразную акцию. Если они встречали на улице чересчур любвеобильную парочку, они предлагали им выбор: либо идти в ЗАГС и регистрировать брак, либо идти
в полицейский участок.  

В Индии законодательно запрещено публичное проявление чувств, в это понятие включаются поцелуи, объятия, в некоторых районах запрещено даже держаться за руки. На свадьбах не принято целоваться, и долгие годы в индийском кинематографе не было постельных сцен и эмоциональных проявлений чувств, лишь сейчас кино стало больше подражать Западу. Индия — действительно очень консервативная страна.

После этих слов все сразу же вспоминают о «Камасутре», но на самом деле эротический канон — порождение древней Индии, а никак не современной. На закрепощение взглядов, как несложно догадаться, сильно повлияла мусульманская экспансия, а затем и правление пуританской Британии. Что же грозит нарушителям данного закона? На самом деле согласно закону публичное проявление чувств считается преступлением, только если досаждает другим людям. Учитывая, что даже в больших городах индийцы очень негативно относятся к публичному проявлению чувств, оно практически всегда нелегально. Нарушителей порядка полиция отведёт в полицейский участок, где их могут оставить в наказание на несколько часов, либо опять же устроить самосуд: надругаться над девушкой и избить молодого человека, чтобы в следующий раз неповадно было ворковать. В деревнях люди может быть организован аналогичный самосуд по приказанию панчаята — так называемого совета старейшин. Так, например, в прошлом году в одной из деревушек Пакистана юноша сделал публичное предложение руки и сердца своей возлюбленной. Панчаят посчитал это нарушением общественного порядка в связи с излишне эмоциональным проявлением чувств на публике и приказал избить юношу и изнасиловать девушку. Или, например, в этом году в Индии в День святого Валентина полиция организовала своеобразную акцию. Если они встречали на улице чересчур любвеобильную парочку, они предлагали им выбор: либо идти в загс и регистрировать брак, либо идти в полицейский участок. Неизвестно, сколько пар узаконили свои отношения, но акция довольно пугающая. Поэтому не стоит играть с огнём ни в больших городах, ни тем более в сельской местности. 

 

 

Полиция

Произвол полицейских — одна из главных проблем в стране, но, судя по всему, государство не особенно пытается с ней бороться, потому что, пока полицейские держат людей в страхе, стабильности власти ничто не угрожает. Согласно статистике более 50% полицейских применяют силу по отношению не только к заключённым, но и к задержанным. Кроме того, они редко останавливают обезумевших людей, если тем пришло в голову совершить самосуд, а такое, как уже было сказано, случается нередко. Особенно всевластна полиция и армия на конфликтных территориях — например, в штате Джамму и Кашмир, где высок шанс вооружённых конфликтов и организации террористических атак, так как они непосредственно граничат с Пакистаном и являются спорными территориями между двумя государствами с момента их основания.

 

Свобода слова

Когда Нарендра Моди пришёл к власти, он в первую очередь объявил о том, что будет развивать свободу слова в прессе и интернете, однако, согласно последним данным, цензура в области СМИ только усилилась за последний год, то же самое касается и интернета. Индия считается относительно свободной демократией, однако есть ли в самой населённой демократии мира свобода слова? Индийские газеты унаследовали от своих предшественников времён колониального периода некоторую свободу в контексте критики власти, однако цензура в республике всё же довольно сильна, причём не только в СМИ, но и в культурной сфере. Иногда к показу запрещают фильмы или театральные постановки, а также изымают из продажи книги. Причины могут быть разные: критика власти «с целью подрыва стабильности в стране», оскорбление чувств верующих и разжигание религиозной ненависти, слишком откровенные сцены в фильмах. Часто запрещаются к публикации книги, рассматривающие индийскую культуру с новой или нелицеприятной точки зрения.

На самом деле сами индийцы очень чувствительно относятся к своей культуре и религии и не терпят критики в её отношении, особенно со стороны иностранцев. В стране также усиливается контроль за содержанием материалов в интернете, особенно после теракта в Мумбае в 2008 году. Однако блокировка сайтов правительством признана малоэффективной, так как содержание в большинстве случаев мигрирует на другие интернет-страницы.

Регионоведение: Секс, касты и гражданские свободы в Индии. Изображение № 13.

 

 

Наркотики, алкоголь и говядина

Полицейские редко

отправляют любителей покурить за решётку, чаще всего они ограничиваются взяткой в 500 рупий (8 долларов). 

Теперь поговорим о трёх нелегальных продуктах в Индии: конечно же, наркотиках, алкоголе и, как ни странно, говядине. Иностранцы часто шутят, что в Индии нельзя обижать коров, на дорогах их нужно объезжать и ни в коем случае не прогонять. Естественно, употребление говядины запрещено во многих местах, особенно в религиозных, паломнических центрах, где вообще под запретом продажа мяса в сыром и готовом виде. Но всё же этот запрет всегда был лишь моральным: в районах, где проживают мусульмане или христиане, а также в туристическом штате Гоа говядину найти не так сложно. Тем не менее правительство штата Махараштра в этом году решило пойти дальше и ввести реальный уголовный срок за употребление и распространение говядины, как бы глупо это ни звучало. И это притом что столицей штата является Мумбай — самый современный и развитый город Индии, где проживает огромное количество христиан и мусульман. Связано это с тем, что маратхи, которые являются индуистами, большие националисты, поэтому в штате у власти находится националистическая партия, которая пытается сделать всё, чтобы защитить религиозные чувства жителей. Введение подобного закона обдумывает также правительство Дели, но пока неясно, введут ли такой запрет на территории столицы.

Что касается алкоголя, законы, касающиеся этого наркотического продукта, различаются в разных штатах. Алкоголь по всей Индии продаётся в барах, пабах, ресторанах, отелях, клубах и специализированных магазинах. В обычных магазинах, лавочках и супермаркетах это считается незаконным. Вечеринки в клубах, пабах, ресторанах почти по всей Индии могут длиться только до часу ночи, круглосуточных заведений в стране практически нет. Лишь в клубах при отелях вы можете насладиться музыкой и стаканчиком горячительного до четырёх утра. Алкоголь в специализированных магазинах продаётся до 9–10 вечера в зависимости от правил штата. Более того, в религиозные и государственные праздники в стране вводится сухой закон, когда алкоголь запрещён к продаже везде. В Дели вообще есть очень любопытный закон о том, что алкоголь не просто запрещено распивать на улицах города, но его также нельзя переносить, за это грозит штраф. Как в таком случае доставлять бутылку из магазина до дома, закон умалчивает, вероятно, просто лучше прятать. Возраст, начиная с которого разрешено употребление и продажа алкоголя, тоже различается в зависимости от региона. В большинстве штатов это 21 год, в Гоа, в Сиккиме, Химачал-Прадеше, Карнатке и Уттар-Прадеше — 18 лет, а в некоторых особо строгих штатах — 25 (Пенджаб, Мегхалая, Махараштра, Харьяна). Тем не менее обычно выпивку продают всем, кому есть 18. В северо-восточных штатах (Мизорам, Нагаленд, Манипур), где в основном обитают племена и небольшие по численности народности, употребление и распространение алкоголя запрещено совсем, в штате Гуджарат алкоголь запрещён к продаже жителям штата, однако открыты специальные магазины, куда может прийти иностранец или житель другого штата и купить небольшое количество спиртного.

 

Гашиш в Индии законодательно запрещён, однако марихуана (то есть листья и семена конопли) разрешена
в малых количествах во многих штатах.

 

Тяжёлые наркотики находятся в Индии под запретом, однако марихуана и гашиш всегда являлись важной составляющей религиозных действ и индийской культуры в целом. Чаще всего их используют шиваиты — индуисты, поклоняющиеся богу Шиве как высшему богу. Запрет на эти наркотики в Индии был введён лишь в 1980 году, да и то под давлением США, хотя до этого они продавались в специальных государственных лавках. Непосредственно после введения запрета на марихуану и гашиш за хранение даже небольшого их количества давали 10 лет тюремного заключения, но вскоре были введены существенные послабления. Даже в самые суровые времена действия данного закона гашиш (по-местному — чарас) всё так же мог свободно использоваться отшельниками и последователями культа Шивы. Сегодня за хранение небольшого количество гашиша грозит срок от шести месяцев, однако полиция не трогает последователей культа, это распространяется только на туристов и молодёжь. Тем не менее полицейские редко отправляют любителей покурить за решётку, чаще всего они ограничиваются взяткой в 500 рупий (8 долларов).

Гашиш практически свободно можно купить в крупных туристических центрах, таких как Гоа, Дели, Ришикеш, Варанаси. В штате Химачал-Прадеш он даже производится, поэтому считается, что там он дешевле и качественнее. Таким образом, города этого штата (Манали, Дхармасала, Касол) стали местом «паломничества» бэкпекеров и хиппи. Вечеринки крышуют полицейские. Рынок наркотиков здесь держат итальянские и русские мафиозные структуры. Что интересно, гашиш (конопляная смола) в Индии законодательно запрещён, однако марихуана (или, как здесь её называют, бханг), то есть листья и семена конопли, разрешена в малых количествах во многих штатах, но только в случае употребления её в религиозных целях (Западная Бенгалия, Трипура, Орисса и северо-восточные штаты). Тем не менее во время особо крупных религиозных праздников (Холи, Шиваратри) в крупных городах и религиозных центрах бханг открыто продаётся под контролем государства, и в эти дни традиционно употребляется вместе с молочным напитком ласси.

 

ЛГБТ

Некоторые исследователи

считают, что фраза из Ригведы, главной из четырёх вед: «То, что кажется противоестественным, тоже естественно» — подразумевает именно гомосексуальные связи.

Что касается секс-меньшинств, Индия в данном вопросе, как и во многих других, занимает довольно противоречивую позицию. Согласно 377-й статье УК (которая была принята ещё в 1860 году), секс с представителем того же пола карается законом. Все попытки изменить или отменить эту статью в связи с тем, что она противоречит правам человека, гарантированным Конституцией, сталкивались с сопротивлением в Верховном суде. Не существует официальных данных о количестве гомосексуалистов в стране, так как они подвергаются дискриминации во всех сферах жизни, это порицается религией и обществом, традиционные взгляды которого заставляют геев скрывать свою ориентацию. Однако Министерство здоровья может предоставить некоторые цифры: на сегодняшний день два с половиной миллиона индийцев открыто признали себя принадлежащими к секс-меньшинствам. Очевидно, что эти данные далеки от реальной цифры и число гомосексуалистов намного выше, но эти люди боятся преследования со стороны окружающих и не готовы совершить каминг-аут. Гомофобия в Индии — вещь обыденная. И всё же в социуме заметны некоторые изменения: об этой проблеме начинают говорить, её хотя бы иногда обсуждают на телевидении и изображают в болливудских фильмах.

Однако не стоит забывать, что сексуальная жизнь в Индии — тема в принципе запретная, поэтому и проблема гомосексуализма и гомофобии обсуждается редко, это своего рода табу. Насилие по отношению к геям, лесбиянкам, трансгендерам и бисексуалам растёт с годами, люди не могут найти поддержку ни в полиции, ни в суде, ни в собственных семьях. Всегда ли так было? Зная, как за столетия изменилось отношение индийцев к сексу, можно предположить, что и гомосексуальные связи стали запрещены не так давно. Вообще принято считать, что традиционный индуизм нейтрально относится к этому вопросу. Некоторые исследователи считают, что фраза из Ригведы, главной из четырёх вед: «То, что кажется противоестественным, тоже естественно» — подразумевает именно гомосексуальные связи (притянутая за уши версия, но всё же интересная). Тем не менее на самом деле до XVIII века (то есть, по сути, до всевластия пуритан-англичан) индийское общество относилось к таким отношениям вполне толерантно, не поощряя их, но и не запрещая. Не зря сотни лет в Индии существует такая каста, как хиджры. Это каста трансгендеров и гермафродитов, покинувших общество и зарабатывающих попрошайничеством, а также песнями и танцами на важных празднествах, маркирующих ступени индийской жизни (наречение ребёнка, свадьба и т. д.). Однако сейчас в первую очередь религия выступает особенно против ЛГБТ, хотя в индуизме, в частности в его мифологии, можно найти множество примеров, противоречащих словам сегодняшних религиозных лидеров.

 

Сексуальная жизнь в Индии — тема в принципе запретная, поэтому и проблема гомосексуализма и гомофобии обсуждается редко, это своего рода табу. 

 

Несмотря на то что гомосексуализм по всей Индии запрещён законом, во многих городах страны начиная с 2008 года проходили гей-парады: Дели, Калькутта, Бангалор, Индор, Пондишерри, Мумбай, Сурат. Парады были одобрены правительством городов и встречены публикой довольно спокойно, порой даже с воодушевлением (возможно, индийцы просто любят праздники и возможность где-то массово пошуметь). В 2009 году Верховный суд Дели снял юридический «запрет гомосексуализма», однако это не распространяется на всю страну, так как в его юрисдикцию входит лишь Дели. Как этот закон соотносится с 377-й статьёй УК, понять сложно. Однако в этом же году в Дели и Мумбае стали издаваться ЛГБТ-журналы. Ещё один интересный факт: в 2005 году один товарищ княжеских кровей из штата Гуджарат официально признался в своей ориентации. Этот случай получил невероятный резонанс в обществе, его даже прозвали первым принцем-геем. От него долгое время отказывалась семья. В итоге он уехал за границу, где стал героем передачи Опры Уинфри. В конце концов семья его признала, и он вернулся в Индию. Как несложно догадаться, брак между представителями одного пола в Индии заключён быть не может, но это не помешало суду Гургаона (район Дели, принадлежащий штату Харьяна) признать действительным брак между двумя женщинами в 2011 году. Им угрожали в том числе собственные семьи, тогда суд принял решение — признать брак, дабы успокоить разъярённых родственников силой закона. В 2013 году трансгендеры и вовсе были признаны третьим полом, поэтому во многих официальных документах и анкетах появилась третья графа, которую можно отметить галочкой. В Индии не запрещено менять пол, что, вероятно, является некоторого рода выходом для гомосексуальных пар, однако трансгендеры не меньше страдают от притеснений в обществе.

Текст: Кристина Доника

Фотографии: Flickr.com/karmadudeFlickr.com/mckaysavageFlickr.com/jurvetson