Фестиваль авангардной музыки Fields пройдёт уже завтра, 10 сентября. В этом году программу намеренно разделили на две части: подготовленных слушателей ждут звуковые эксперименты в «Музеоне», а для тех, кто только хочет таким слушателем стать, — лёгкая фортепианная программа в саду имени Баумана, Piano Fields. Мы узнали у музыкантов, с чего начать знакомство с музыкальным авангардом, как его правильно слушать и с чем можно сравнить их собственное творчество.

 

Как слушать авангардную музыку: Отвечают участники фестиваля Fields. Изображение № 1.

Стивен Варвик (Heatsick)

Я сочиняю музыку каждый день: прихожу в студию и стараюсь работать. Но далеко не всегда получается просто взять и что-то написать. Иногда я целый день смотрю ролики на YouTube, чтобы погрузиться в нужное состояние. Надо только подождать, и всё случится само собой. Бывает, ничего не сочиняю неделю, а потом вдруг за несколько часов пишу подряд десять песен. Чтобы понять мою музыку, в неё сначала нужно вникнуть, зато потом не выкинешь её из головы. Идеальное место для встречи с ней — небольшой клуб. Вы танцуете, а моя музыка постепенно помогает вам раскрыться. Любую экспериментальную музыку нужно обязательно слушать вживую, это совершенно другой опыт.

   

Майк Купер

Мой друг Лоренс Инглиш, композитор и создатель лейбла Room40, как-то сказал, что моя музыка — это «поствсё». В ней есть фолк, блюз, джаз, импровизация, эмбиент, экзотика, электроника — всё, что я играл последние 50 лет. Из неё получился бы отличный саундтрек к приятному вечеру в маленьком баре на тропическом острове. Жара, кругом океан, вы сидите в бамбуковом кресле и попиваете коктейль с ромом. На веранде трещат попугаи, но внутри тихо. Я занимаюсь музыкой всю свою жизнь — это для меня способ познавать мир, моя страсть. Но, если честно, ни писать, ни читать музыку я не умею. Я самоучка-импровизатор, так что музыку я, строго говоря, не сочиняю, а исполняю. 

   

Ванесса Вагнер

Я играю музыку классических композиторов, но только ту, что мне нравится — глубокую и интенсивную. Не люблю, когда исполнение чересчур виртуозно — мне ближе меланхоличный стиль игры. Композиции, которые мы представим на Fields вместе с Murcof, — это медитативное путешествие на мистический остров. Глубокие звуки, тягучее эхо, время замирает. Слушатель должен абстрагироваться от всего внешнего, чтобы попасть в наш мир. Некоторые люди говорили, что на наших концертах словно переносятся в параллельную реальность, далеко от привычного хаоса. Альбом «Statea» лучше всего слушать, лёжа с закрытыми глазами и медитируя. Но по-настоящему понять музыку можно, только послушав её вживую, пропустив через тело и голову. Я люблю слушать музыку. Особенно когда после концерта, усталая, еду одна в поезде. Я надеваю наушники, смотрю на проносящиеся мимо пейзажи и просто отпускаю все мысли. 

   

Настя Толчнева (Lovozero) 

От импровизации к импровизации наша с Кирой музыка сильно меняется. В этом проекте мы отдыхаем от своего индивидуального музицирования. Мы любим шумы, ищем гармонию между диссонансом и благозвучием, сбиваем ритмы, исключаем их, поём. На Fields мы планируем использовать датчики пульса, так что в импровизации будут присутствовать наши сердечные ритмы. Это второй концерт нашего дуэта. Первый был очень камерным: мы играли на чердаке с приглушённым светом, а слушатели лежали на полу в полном молчании. К авангардной музыке ведёт много путей — от ранней электроакустики до народной духовной песни. Можно начать с медитации. Главное — это сама готовность слушать. 

    

Антип Суратов (Dvory)

Я бы сравнил нашу музыку с закатным пейзажем: лес на фоне сумеречного неба, тонкие силуэты ветвей. Можно просто закрыть глаза, и она унесёт вас куда-то далеко, в бескрайние просторы полей. Нас вдохновляет звук и то, как он может меняться внутри композиции, перетекать из одного в другое. Чтобы разобраться, как устроен современный авангард, начните с какой-нибудь древней музыки вроде индийской раги. 

   

Сильван Шово 

Вчера таксист, увидев, как я загружаю в багажник гитарный усилитель, признался, что он тоже музыкант и играет на клавишах арабскую музыку, а потом спросил, что играю я. «Я часто сочиняю для фильмов и танцевальных перформансов, мою музыку обычно называют экспериментальной, а ещё она мягкая, медленная и почти беззвучная», — ответил я. Мои самые тихие композиции лучше всего слушать ночью перед сном, когда нет постороннего шума, а усталость замедляет наш внутренний ритм и смягчает эмоции. Музыку я сочиняю всё время: днём и ночью, когда ем, смотрю кино, еду в поезде и особенно когда гуляю. Для меня это не работа, а скорее потребность. На Piano Fields я сыграю одну длинную пьесу «для тишины и оркестра». В ход пойдут рояль, электронный смычок и гитара, перкуссии, лэптоп, фисграмония, радиоприёмники и мой голос.