«Любовь, единение, семья, смех, чувства, солнце...» — австралиец с пришедшимся под стать времени псевдонимом Air Max 97, попивая кокосовую воду, перечисляет в интервью изданию i-D вещи, ради которых стоит жить. На плечи его накинут буквально ослепляющий, полностью рефлективный бомбер. Комплект дополняют идентичные спортивные штаны. С одноимёнными кроссовками музыкант расправляется в одном из клипов, пять минут разрезая реликвию современного модника небольшим канцелярским ножом. До этого «клубный архангел» рассказывал о пользе терапии, которая полностью изменила его и поставила на новый, светлый путь.

Рейв в раю: Как ангелы помогли осмыслить экспериментальную клубную музыку . Изображение № 1.

Летний микс Carin Kelly, участницы TGAF

В своих миксах он ловко демонстрирует последние тренды экспериментальной клубной музыки, которая объединила в себе так называемый постграймовый звук и моду на деконструктивизм, и всё, конечно, по законам эклектики. Air Max 97 топит грайм в вязких транс-мелодиях, добавляет туда приставучие R&B-мотивы и неприкрытое засилье автотюна и переживший табу EDM-клаксон, ставит последние трэп-новинки из Атланты и даже группу «Тату». В конце лета это можно будет послушать вживую — 27 августа в «Науке и искусстве» пройдёт Angelwave, вдохновлённый тегом, захватившим Tumblr, а теперь и SoundCloud, — #angelwave. 

«Энджел-вейв начал появляться в сети примерно на границе 2014 и 2015 годов, придя на смену хэлс-готам, которые тогда были дико популярны. В какой-то момент среди кучи спортивных штанов и роботизированных протезов стали просачиваться картинки с крыльями ангелов», — объясняют появление тренда организаторы Angelwave, пожелавшие остаться анонимными.

«Это новое забытое старое из далёких нулевых. Всю эту тему активно начинали продвигать в Tumblr и SoundCloud ребята, которые любят милые картинки с ангелочками, облачками, цветочками и блёстками, — рассказывает Дарья Божий, она же DJ Tempalgin, автор вдохновлённого энджел-вейв-эстетикой проекта Darii’s Nectar и резидент «Скотобойни». — Белый и розовый цвета в одежде, рефлективные кроссовки или обувь на супервысокой подошве, аксессуары в виде цепей и блестящих чокеров на шее, блёстки на всём теле. Все, кто попал под эту волну, — это люди, которые активно сидят в Tumblr. Только там можно полностью проникнуться новой культурой».

Несмотря на отсылки к загробной жизни, энджел-вейв, в отличие от витч-хауса, признанного суицидальным на государственном уровне, представлен в основном в светлых тонах, а на смену олимпийкам и рейв-ретроспективе приходят рваные белые джинсы и серебряные раскладушки Motorola начала 2000-х. «У нас как раз была идея сделать светлый антирейв без разрушающих анархии и даркухи. Эта новая эстетика пришлась к месту», — подтверждает организатор, намекая, что сборы ангелов он может проводить и в дневное время — чтобы не нужно было отгонять сон алкоголем или другими средствами, которые на следующий день могут нагнать мрачные мысли. Учитывая повышенный интерес замаскированных бойцов Нацгвардии к ночной жизни граждан, такой подход может оказаться ещё и практичным.

У российского слушателя эстетика энджел-вейва, разбавившая гегемонию чёрного в священной войне за Tumblr, может вызвать ассоциации с народным рейвом Sensation: к тому же крылатые кеды adidas и щедро инкрустированные стразами кресты в своё время можно было увидеть если не на завсегдатаях московского клуба «Рaй», то по телевизору — в сериале «Клуб». Организаторы Angelwave постят в своей группе клип DJ Грува на песню «Счастье есть», и поспорить сложно: за счёт засилья белого и общего настроения трек по праву может считаться примером постсоветского энджел-вейва. На просьбу показать больше локальных образцов DJ Tempalgin скидывает мне драм-н-бейс-ремикс на песню «Ангелы онлайн» группы «Планка». 

A video posted by 💍🍸🐚 (@aavril_alvarez) on

На мировом уровне энджел-вейв уже добрался до верховного жреца поп-культуры — человека, который не постеснялся назвать себя даже не посланником Бога, а современным Иисусом, — Канье Уэста. Чудом не срываясь в очередную декламацию, музыкант рассказал о новой видеоигре, в которой нужно помочь его маме добраться до ворот в рай. Чуть позже вышел трейлер, полностью впитавший в себя эстетику энджел-вейва, а сам Уэст начал носить усыпанные бриллиантами белые джинсовки и записывать неогоспел с прямыми обращениями к небесам и светлым идеалам. Влияение энджел-вейва можно заметить и в последнем клипе Фрэнка Оушена — певец выступает в белоснежном костюме, с ног до головы усыпанный блёстками. Впрочем, новый тренд — это не просто фетишизация китча начала XXI века.

Музыкальная начинка энджел-вейва намного более флюидна: «Это совокупность разных стилей, не похожих друг на друга. Каждый сам для себя определяет, ведь это тема искусства и чётких рамок нет: для кого-то это клаудовый эмбиент, для кого-то найткор, или PC Music, или что-то экспериментальное. Для меня это больше тема PC Music», — считает DJ Tempalgin.

«Нежные лиды, в массе своей ликвидное звучание, прохладные синты, воздушный эмбиент, даже лёгкий вокал бывает. Всё это вместе создаёт атмосферу эдакой меланхолии, или, другими словами, псевдобезмятежность. А безмятежность с чем обычно ассоциируется? У меня, к примеру, с облаками. Ангелы — это продолжение ассоциативного ряда. Отсюда, как можно предположить, и появилось это самое название, энджел-вейв», — делится своим мнением Lord Ø, основатель Eco Futurism Corpation, одного из немногих лейблов на постсоветском пространстве, занимающихся экспериментальным бейс-звуком.

Организатор Angelwave продолжает описание, расставляя акцент на экспериментальной природе жанра: «Это трансовые синты с граймовыми битами, разные замедления, нойзы, голоса, эхо». И добавляет, что мягкое звучание лучше отнести к поджанру с ироничным названием heartcore, в то время как энджел-вейв включает в себя намного больше и потенциально может раскачать даже самого закоренелого рейвера. Другими словами, погрузившись в SoundCloud и включив очередной микс, обложка которого увешана ангельскими крыльями, блёстками и названиями, сделанными хромированным курсивом, можно действительно услышать практически любой жанр начиная с эмбиента, хауса, клауд-рэпа, R&B и заканчивая трансом, габбером и разобранным и заново собранным по крупицам граймом. Часто такая смесь разбавляется записями молитв и сентиментальных обращений к небесам.

«Будучи артистами, мы понимаем, что это очередной тег, который приходит на смену другим время от времени. Сам энджел-вейв далеко не новинка и явление больше визуальное, чем музыкальное, поэтому не знаю, можно ли тут говорить о каких-либо определённых направлениях, — рассказывает Lit Internet, участник полуанонимного проекта Wwwings, базирующегося на Камчатке, в Сибири и на Украине. — Мы себя не ассоциируем с какими-либо тегами или жанрами. Эти рамки, как и условное название, для того, что мы делаем, бесполезны. У нас есть „светлый“ материал, есть „тёмный“, а если говорить про эстетику, то мы скорее создаём музыкальный бэкграунд для противоборства обеих сил. У демонов, как и у ангелов, есть крылья». Релизы Wwwings активно издаются на европейских лейблах (на прошлой неделе у них вышла пластинка на Planet Mu), но они ещё ни разу не играли вживую и даже не виделись в реальной жизни, ограничиваясь общением во «ВКонтакте» и Telegram. 

 

«У нас есть „светлый“ материал, есть „тёмный“, а если говорить про эстетику, то мы скорее создаём музыкальный бэкграунд для противоборства обеих сил. У демонов, как и у ангелов, есть крылья»

Микс «Блёстки и пот» формации Staycore

Такое творчество — это следствие глобализированного состояния современной электронной музыки. Кажется, что она окончательно перелилась за рамки каких-либо тегов и нарочно смешивает жанры, ещё несколько лет назад имевшие моногамную аудиторию, не допускающую не только эксперименты, а даже саму возможность прослушивания другой музыки. Как это всё звучит? Примеров масса: это и мексиканский грайм с лейбла NAAFI, и южноафриканский Non Records, выпускающий клубные хиты 2000-х, до неузнаваемости вспененные эмбиентом и выкрученными шумами. Список можно продолжать: Halcyon Veil техасца Rabit, выросшего на мемфис-рэпе и классическом грайме, лондонская экспериментальная группировка Bala Club, международная формация Staycore с серией миксов «Блёстки и пот», в которых можно услышать любительские дэнсхолл-перепевки Рианны. Кажется, что музыкально этот зонд жанров, поджанров и экспериментов объединяет разве что трогательная любовь к ломающему музыкальные и гендерные стереотипы Янг Тагу, только что упомянутой суперзвезде Рианне и переосмыслению китча в форме ремиксов на Slipknot, Korn, Evanescence и даже Eiffel 65 — это всё можно услышать чуть ли не в каждом миксе, так или иначе связанным с новой волной экспериментальной клубной музыки. Лайнап московского Angelwave также образцово интернационален: выступают австралиец Air Max 97, французский женский диджей-квартет TGAF, ещё один француз Detente и британец Sun Angels. «Очень важно понимать, что мы хотим делать международную площадку, на которой могут выступать музыканты со всего мира, а не одни и те же представители локальной сцены», — подтверждают анонимные организаторы.

Использование всем известных поп-феноменов в нетривиальных обработках отражает идеологию движения: борьба за права меньшинств и противостояние конъюнктуре, надиктованной странами первого мира. Angel-Ho, 21-летний студент из Кейптауна и сооснователь Non Records, принимал непосредственное участие в кампании по свержению статуи колониалиста Сесила Родса на территории родного университета. Свой лейбл он описывает так: «Коллектив африканских артистов, использующих звук как средство, подчеркивающее непрекращающееся насилие по отношению к небелым людям». «Колонизация никуда не делась. Как не западной, но прозападной стране, Мексике не хватает самоуверенности и чувства собственного достоинства», — объясняет миссию своего лейбла Томас Даво, глава NAAFI, несколько раз употребляя почти презрительный термин malinchista — мексиканцы, которые настолько полюбили страны первого мира, что перестали ценить собственную культуру. 18-летняя Toxe из Гётеборга, выпустившая шумовой ремикс Бритни Спирс на вышеупомянутом лейбле Halcon Veil, начала гастролировать по Европе, ещё не окончив школу. Наслушавшись сальных комментариев и сполна испытав на себе предвзятое отношение со стороны мужчин, она основала онлайн-сообщество Sister для женщин-музыкантов. Но от позиции лидера она в итоге отказалась в пользу менее привилегированных участниц: «Неужели я самый подходящий человек для того, чтобы управлять этой группой — молодая белая уроженка Скандинавии?»

Несмотря на то, что ангелы полюбились даже Канье Уэсту,  а экспериментальная клубная музыка продолжает генерировать шок-контент (вспоминается габбер-ремикс на песню Селены Гомес, который, к сожалению, бесследно исчез с SoundCloud автора), о популярности энджел-вейва говорить пока рано даже за границей. Но на некоторых локальных сценах свою аудиторию клубные проповеди всё-таки завоевали. «Изначально мы просто собирались сделать небольшую вечеринку на Новый год, буквально для себя, — рассказывает Kamixlo, сооснователь Bala Club, изданию Mixmag. — В итоге это оказалось каким-то безумием. Я почти ничего не помню, смотрю на фотки: диджейка заставлена бутылками с шампанским, я сижу наверху этой будки, пью». «Люди несколько раз прыгали со сцены в толпу», — подхватывает его коллега по лейблу. Теперь Bala Club стабильно забивает местные подвалы под отказ, раскачивая лондонскую публику, привыкшую к стабильному количеству BPM, шумовыми ремиксами песен на испанском и клауд-рэпом совершенно разных скоростей. На их вечеринках играет воскресающий транс-музыку Evian Christ, а на их сборниках и подкастах регулярно отмечается главный сэдбой планеты Янг Лин. «Кто хочет присоединиться к какой-то определённой сцене или жанру? Это так скучно», — недоумевает Kamixlo. 

A photo posted by @aurorejunior on

Есть и события, фокусирующиеся исключительно на более мягком и нишевом харткоре: онлайн-вечеринки Care, больше всего напоминающие чатрулет без присущего ему эксгибиционизма — вместо того чтобы до утра оттаптывать танцпол отсвечивающими во все стороны кроссовками, посетители слушают спокойные синты и смотрят на выступающих из окошек вебки, сидя за ноутбуком и закутываясь в плед, но всё-таки не забывая нарядиться во всё светлое. Выступающие на Angelwaveфранцуженки из коллектива These Girls Are on Fiyah (состоит из Oklou, Miley Serious, Carin Kelly и DJ Ouai) смешивают хаус, поп-музыку и гэридж. С этой беспроигрышной комбинацией они выступают и на спокойных вечеринках Care, и в душных берлинских клубах, а их ежемесячные тематические шоу на радио PiiAF посвящены вписывающимся в светлую эстетику воздуху и фантазии.

В России всё, как всегда, сложнее. Все (немногочисленные) попытки познакомить местного слушателя с глобализированной клубной музыкой особым успехом не увенчались: июльское выступление Moro с лейбла Non в центре «Марс», которое совместили с шоукейсом Eco Futurism, широкой публики не привлекло. Улыбчивый аргентинец с серьгой в ухе и распахнутой рубашкой в огурец одиноко ждал своего выступления, сидя в конце тёмного полупустого зала. На следующий день в это же место приехал техасский бейс-боец Rabit. Он собрал чуть меньше сотни энтузиастов и играл всего 40 минут, пряча глаза под козырьком туго натянутой кепки. Музыкант угрюмо прогонял ничем не удивляющие треки грайм-группировки Section Boys и того же Янг Тага, заправив это парой предсказуемых джерси-ремиксов на поп-хиты нулевых.

Похоже, местная публика пока не знает, как реагировать на экспериментальную клубную музыку. Танцы под прямую бочку, будь то затянувшийся сет очередного цикличного техно-диджея или родные сердцу «чудо-колотушки», в России явно все еще пользуются большей популярностью. Даже несмотря на прокатившуюся по стране грайм-волну, пошатнувшую главенство ровного ритма. Хотя вышеупомянутые Moro и Rabit могут показаться довольно специфичными даже по меркам энджел-вейва, а танцевального потенциала в них откровенно немного. Судя по выступлению Oklou на Boiler Room, можно предположить, что её голос растопит сердца даже самых консервативно настроенных слушателей, а включив транс-ремикс на «Why Does My Heart Feel So Bad?», Air Max 97 оживит «НИИ» полностью. Проникнуться поможет и новая Tumblr-эстетика, на которую усиленно обращают внимание организаторы — на Angelwave даже есть дресс-код: конечно же, просят приходить во всём белом и светящемся. 

«Не все же ещё знают про этот звук. Кому-то такое просто не по вкусу. Или не по зубам», — смеётся DJ Tempalgin. Пока заветного трансфера Tumblr — «ВКонтакте», который в своё время дал жизнь не только «вичухе», но и Фараону с «Молодой Россией», в случае с энджел-вейвом не произошло: до комнатных музыкантов и рьяных охотников за новым, обитающих в соцсетях, он ещё не добрался. Из нескольких пабликов, посвящённых энджел-вейву, в самом популярном пока не больше тысячи подписчиков. Сам организатор Angelwave выступает против каких-либо параллелей с закрепившимися на сцене московскими рейвами, рассчитывая на аудиторию, которая активно следит за трансформацией клубной музыки: «Вот вообще бы не хотелось сравнивать нас с кем-то, хочется, наоборот, дистанцироваться от этого. Мы планируем, что Angelwave в перспективе станет дневным сейшеном с более осознанной публикой, скорее всего, даже и этот будет дневным на открытом воздухе, плавно переходящим в вечер (пока мы ещё решаем, многое будет зависеть от погоды). Нет смысла продавать рейв 20-летней давности современной публике. Нужно идти дальше»

«ЭнджелВейв» пройдёт в «Науке и Искусстве» 27 августа. «ВКонтакте», Facebook

Изображения: CARIN KELLYFlickr.com/photos/fei_company