Мы запускаем рубрику про книги. Раз в неделю мы будет просить экспертов в разных областях выбрать базовую литературу, связанную с их деятельностью. В первом выпуске руководитель центра защиты цифровых прав Саркис Дарбинян составил для нас список из пяти книг, которые позволят разобраться в природе цифрового пиратства и ключевых проблемах авторского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛОРЕНС ЛЕССИГ

«Свободная культура»

 

Книга была выпущена в 2004 году профессором Стэнфордского Университета Лоуренсом Лессигом, который был одним из первых деятелей от правовой науки, начавшим публично говорить о необходимости радикальной реформы копирайта в эпоху развитого Интернета. Он выступал против очередного продления срока охраны авторского права в Соединенных Штатах и всегда был сторонником свободного ПО и p2p- технологий. Именно Лессигу принадлежит идея создания Creative Commons, системы свободных (открытых) лицензий, которые сегодня используются по всему миру самими авторами для предоставления производимого ими контента широкому кругу лиц с куда большим объемом полномочий, чем это предусмотрено стандартными лицензиями.

В своей книге Лессиг повествует о том, как транснациональные медиакорпорации и корпоративные обладатели авторских прав разрушают основы технологического прогресса, уничтожая шаг за шагом фундаментальные гражданские права каждого человека на свободный доступ к информации и культурное развитие для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество. Он рассуждает о природе цифрового пиратства, файлообмена и отмечает, почему отказ от формальностей в маркировке продукции в творческой сфере сделал систему авторского права такой запутанной, что сегодня никто не застрахован от обвинения в нарушении чьего-либо копирайта, даже не зная об этом. Современный цифровой мир автор сравнивает с диктатурой интеллектуальной собственности, при которой становится все сложнее сохранять и развивать всеобщее культурное достояние человечества. Книга является важным источником идеологии движения «копилефт», которое строится на модели расширения прав и свобод каждого человека в отношении распоряжения, изменения и дальнейшего использования авторского контента без нарушения действующих законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Копенгагенский институт
исследований будущего

«Анархономика.
Анархизм + Экономика»

 

Книга вышла на русском в 2011 году благодаря двум докладам, представленным в Копенгагенском институте исследований будущего: Anarconomy (№ 3, 2009) и Out of Control (№ 1, 2010). Работа написана в духе современной развивающейся анархо-либертарной философии. В терминологии Копенгагенского института анархономика — это понятие, использующееся в качестве общего термина для описания целого ряда новых, не до конца изученных и противоречивых особенностей функционирования современного общества, которые появляются в связи переходом человечества на цифровые технологии. Стремительное распространение самими пользователям на добровольных началах в саморегулирующихся сетях бесплатного контента и сервисов («Википедия», открытое ПО, книги, музыка, фильмы, дизайн) является одним из признаков анархии.

Несомненно, такая модель дистрибуции контента бросает вызов традиционному бизнесу. В своих докладах, позже положенных в основу книги, авторы дают два сценария развития событий на 2025 год и пробуют ответить на вопрос, погибнет ли медиаиндустрия, если вся продукция станет цифровой. В любом случае, по прогнозам авторов, через уже непродолжительное время будет оцифровано всё, что существует в мировой культуре и науке. Это непременно поменяет всю мировую экономику, ибо стоимость каждой цифровой копии стремится к нулю. При этом в исследовании совершенно справедливо отмечается, что в будущем анархономика выберется за пределы интернета и радикально изменит всю экономику физического мира. Помимо футуристического прогнозирования, «Анархономика» пытается ответить на вопрос, как уже сегодня в условиях массового неавторизованного правообладателями копирования контента можно успешно вести бизнес в интернете.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рик Фальквинге, Кристиан Энгстрём

«Дело о реформе копирайта»

 

Отец-основатель первой в мире Пиратской партии Рик Фальквинге и депутат Европарламента от Альянса зелёных Кристиан Энгстрём посвятили свой труд изучению проблем, создаваемых авторским правом, для дальнейшего развития культуры по всему миру. Искусственно созданная в доинтернетовскую эпоху концепция авторского права, представляемая сегодня как один из видов частной собственности с полной монополией издателя на копирование и изменение произведения, в информационный век становится непреодолимым препятствием для дальнейшего развития культуры и технологий, а также является причиной проблем для всё большего количества добросовестных пользователей интернета.

Авторы говорят о том, что в XXI веке, правительство любой страны хочет следить за своими (да и не только своими) гражданами через интернет. При этом современные технологии позволяют власти делать это всё масштабнее и эффективнее. Ситуация становится особенно опасной тем, что в этом Большому Брату помогает его корпоративный брат-близнец, который ставит перед собой совершенно иные цели, но имеет такое же желание контролировать частные коммуникации граждан. Ведь современные технологии распространения и копирования, которые представляет интернет, лишают этой монополии крупные лейблы и издательства, что заставляет их нервничать и лоббировать всё новые и новые законы.

Исследователи отмечают, что в XX–XXI веке правовой институт копирайта как ограниченной монополии контентной индустрии эволюционировал только в одном направлении — упрочения и расширения этой монополии. Вышедшая в 2012 году книга повествует о том, что применение юридического запрета на некоммерческий файлообмен без нарушения фундаментальных прав человека невозможно. Авторы, глубоко изучившие вопрос о неавторизованном копировании, делают вывод, что, пока у граждан есть возможности для частного общения друг с другом, они будут использоваться ими в том числе и для того, чтобы делиться объектами копирайта. И никто с этим ничто не сможет сделать. Однако современное законодательство в области авторского права не способствует балансу общественных интересов и безнадёжно отстало от времени, делая из миллионов граждан потенциальных преступников. Напоследок авторы предлагают шесть шагов по реформе копирайта, которые могут помочь исправить ситуацию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даррен Тодд

«Цифровое пиратство.
Как пиратство меняет бизнес,
общество и культуру»

 

Даррен Тодд работает журналистом и ведёт блог, посвящённый цифровому пиратству, авторскому и патентному праву. В 2013 году Даррен решил выпустить книгу, которая стала сборником его наблюдений за правоприменением авторского права в цифровую эпоху. Именно поэтому в выпущенной им книге есть множество примеров реальных судебных процессов, а также выдержек из речей политиков и абсурдных обвинений правообладателей.

Автор утверждает, что пиратство — это лишь вопрос юриспруденции, а не этики или морали, а бестолковые и устаревшие законы об интеллектуальной собственности лишь создают общество нарушителей копирайта. При этом он приходит к выводу, что пиратство может обеспечить бизнесу неплохую поддержку, но для этого надо лишь прекратить бороться с ним и найти ему достойное применение.

Книга может быть интересной тем людям, которые занимаются вопросом изучения цифрового пиратства. Кроме того, она может также принести значительную пользу и юристам, специализирующимся на копирайте, многие из которых готовы пренебречь общественным интересом ради прибыльного контракта с кем-либо из правообладателей и внести свою лепту по ограничению прав миллионов пользователей к веб-сайтам (в том числе электронным библиотекам и торрент-индексаторам) ради частных интересов своих клиентов. Сложная тема, вызывающая всё больше дискуссий с каждым годом, довольно пристально рассмотрена в этой книге. При этом Даррен старается сохранить беспристрастность и показать все существующие сегодня точки зрения на указанную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иван Засурский,
Владимир Харитонов,
Ирина Левова,
Станислав Козловский
и др.

«Трансформация
авторского права
в интернете»

 

Это первая и самая значимая работа российских экспертов в области дистрибуции контента, повествующая о тех изменениях, которые испытывает традиционный институт авторского права в связи со стремительным развитием интернета. Над указанной книгой работал целый ряд специалистов в области авторского права, представляющих авторитетные общественные и научные организации — Ассоциацию интернет-издателей, Ассоциацию пользователей интернета, Фонд «Викимедиа РУ» и кафедру новых медиа факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

Аналитический труд экспертов посвящён анализу ключевых проблем авторского права и основных тенденций его реформирования в зарубежных странах. На примере разбора международного опыта современного регулирования копирайта коллектив авторов даёт практические рекомендации для России, чтобы не повторить ошибки, которые были сделаны в западных странах при попытках модернизировать законодательство об авторском праве. В книге уделяется особое внимание анализу альтернативных бизнес-моделей реализации авторских произведений в условиях развитых технологий для файлообмена и формулировке основных направлений трансформации копирайта в России. Кроме того, авторы повествуют об альтернативных лицензиях Creative Commons, которые дают возможность создателям предоставлять свои произведения широкому кругу лиц на условиях открытости и безвозмездности, а конечным пользователям — возможность использовать, перерабатывать, копировать и распространять произведения без предварительного согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения.

Во многом благодаря личному вкладу авторов с октября 2014 года в Гражданском кодексе РФ появились нормы о свободных лицензиях, регламентирующие возможности распространения материалов в упрощённом порядке. В качестве приложений к докладу были включены переводы нашумевшей книги Фальквинге и Энгстрёма «Дело о реформе копирайта» и сокращённый перевод исследования Джо Караганиса и Ленарта Ренкма «Культура копирования в США и Германии».