С 16 по 20 марта в Центре творческих инициатив «Фабрика» в Москве прошла выставка N-Teo. Её кураторы решили выяснить, является ли лидер движения «Божья воля» Дмитрий Энтео (Цорионов) современным художником и куда в хронике российского акционизма он может попасть.

Принято считать, что поле художественного активизма в России как будто монополизировали представители левых политических взглядов. Группа «Война», Pussy Riot, Пётр Павленский — все они появляются в новостях именно что культуры, изредка попадая в политический раздел. Но это не более чем взгляд на акционизм «справа» (при том что и художники левого спектра — это не монолитное объединение, как это может показаться из центра: Pussy Riot, по словам организаторов выставки N-Teo, заметно поправели, а Пётр Павленский продвигает либеральные взгляды). Одновременно с этим акционисты правого толка редко рассматриваются художественным сообществом в качестве «своих» — из-за разницы в политических взглядах. Если художник одновременно и разделяет правые взгляды, и принимается тусовкой, то обычно он предпочитает более конвенциональные медиумы вроде живописи и скульптуры. Кураторы выставки N-Teo решили исправить это досадное упущение и помочь одному из самых ярких правых активистов, Дмитрию Энтео (Цорионову), получить статус члена художественного сообщества — с помощью классического белого куба галерейного пространства, где и разместили заявленную как исследование ретроспективы православного фанатика. Сергей Бабкин успел заглянуть на выставку в последний день её работы и поговорить с одним из её кураторов Сергеем Трощенковым.

Текст: Сергей Бабкин

Фото: Андрей Носков

Выставка N-Teo: Заслуживает ли Дмитрий Энтео статуса современного художника? 
. Изображение № 1.

 

Пространство

На «Фабрике», как всегда, почти никого. По как будто слишком большому для N-Teo залу «Оливье» ходят четыре человека. Они внимательно читают тексты, из которых в общем и состоит выставка, изредка обращают внимание на экраны, на которых показывают избранные акции Энтео и его группы «Божья воля». Посреди тёмного зала — несколько ящиков, на которых лежит транспарант с написанными от руки словами «Бог сотворил мир». Ближе к входу — топор, торчащий из небольшого бревна. Вокруг — документации акций с «аналитическими» текстами, избранные твиты Энтео, за двумя гипсокартонными конструкциями почему-то скрыты цитаты из пресс-конференции по поводу несостоявшейся выставки православного современного искусства «Присно». На высоком подиуме — композиция из объектов, которую куратор Сергей Трощенков называет «кельей». Там висит порванная и впоследствии зашитая футболка с изображением Pussy Riot в иконописной манере (одна из тех, что в 2012 году участники «Божьей воли» срывали с людей в общественных местах — вообще куратор Сергей Трощенков говорит, что их акция в храме Христа Спасителя укрепила позиции консерваторов и сделала закономерным появление Энтео — да и его деятельность может привести к появлению оппозиционных по отношению к Церкви явлений), покрытый красной краской глобус, карта с геоцентрической схемой Вселенной, грейпфруты. 

 

 

Деньги

Сергей и другой куратор, Денис Мустафин, которого в тот день на выставке не было, начали собирать деньги на выставку примерно за месяц до её открытия. Было заявлено о необходимости собрать 30 тысяч рублей: деньги просили переводить на «Яндекс.Кошелёк», я сам пытался скинуть немного, но из-за технических неполадок не получилось. Сергей говорит, что они были нужны, чтобы всё вышло «суперидеально», но в итоге всю сумму собрать не удалось. Из-за этого не получилось найти некоторые объекты. Например, на выставке должны были быть манекены, которые воспроизвели бы две акции «Божьей воли»: против абортов, в ходе которой девушкам засовывали под одежду надувные шары, а потом взрывали их, и против добрачного секса (тогда художник Дмитрий Пименов вышел на улицу в окровавленном халате с транспарантом «Хранишь ли ты девственность до брака?». 

 

Зачем?

После февральских новостей о том, что готовится такая выставка, многим казалось (и кажется до сих пор), что это такой сложный прикол. Отношение к Энтео практически у всех в этом городе насмешливое — чего ждать от его «ретроспективы»? Кураторы с таким взглядом не согласны. Никого унижать они якобы не хотели.

Сергей Трощенков, куратор: «Нам было интересно исследовать акции „Божьей воли“, потому что у нас есть, скажем, „Медиаудар“, который занимается левым активизмом и пишет его хронику. Есть фиксация окололевых акций, они освещаются, а их авторов признают художниками. А Энтео исключён из этого дискурса полностью. Он пытается заниматься искусством — или своей миссионерской деятельностью, используя заимствованные у мира искусства паттерны. Это едва ли можно назвать классическим акционизмом, скорее, это использование арт-паттерна, благодаря которому можно сделать публичное заявление, которое будет интересно смотреться, привлекать дополнительное внимание. Отчуждённый от художественного сообщества, он вытеснен на задворки художественно-политической деятельности, в некое бессознательное арт-сообщества. Именно оттуда он предстаёт монстром, которому невозможно противостоять. Мы его развиртуализировали до такой степени, что он сам материализовался на нашей выставке (активист зашёл на выставку в предпоследний день её работы. — Прим. ред.). А для нас исследование творчество Энтео — это попытка изучить искусство вообще, это вопрос о том, может ли выставка как финальная часть исследования некоего объекта перенести его в арт-поле, сакральное и недоступное для него, показать, что он просто художник, хотя и, вероятно, вторичный». 

Выставка N-Teo: Заслуживает ли Дмитрий Энтео статуса современного художника? 
. Изображение № 2.

 

 

Цитирование

Кураторы исследовали акции «Божьей воли» на предмет цитирования уже исторических акций. Оказалось, что Энтео и компания часто делали вещи, похожие на работы московских и венских акционистов. С одной стороны, да, приятно думать, что даже правые восприимчивы к истории современного искусства; с другой, а что мы ещё могли от них ожидать? Инноваций? Мы как бы живём в разных мирах — но всё равно в одном глобальном медиапространстве. Да и акции московских и венских художников формально настолько хрестоматийно просты, что можно почти всё что угодно назвать заимствованием из них. И даже если отвлечься от акционизма: никто же не думает, что одиночные пикеты или «Монстрация» — это прямое заимствование, ну, например, у Юрия Альберта с его «Ю. Ф. Альберт всё выделяемое им тепло отдаёт людям»?

При этом кураторы выставки вводят в поле акционизма и деятельность таких организаций, как «Наши», «Молодая гвардия» и «Идущие вместе». У Энтео и «Божьей воли» были предтечи, которых нельзя скидывать со счетов. Например, лидер «Народной защиты» Владимир Сергеев, устроивший погром выставки «Осторожно, религия!», представители «Народного собора», Алексей Кагирин — автор надписи «Ты мэр Содома!», обращённой к Юрию Лужкову. 

 

Так искусство ли это?

На мой вопрос, наделили ли всё-таки кураторы выставки статус художника Дмитрию Энтео, Сергей отвечает:

«Мы провели анализ акций, и оказалось, что много отсылок к московскому акционизму, есть к венскому, есть отсылки к Бренеру. Вопрос в том, всё ли, что делает художник, является искусством. На мой взгляд, в акциях Энтео есть вполне себе очевидные художественные элементы. 

Его акции спектакулярны и выглядят интересно. К тому же Энтео сотрудничал с Пименовым — а про него, наверно, не надо спорить, является он художником или нет. Их совместная деятельность выливается в совместные художественные акции. Так что да, Энтео — художник. Может быть, другим художникам и не понравится, что они находятся с ним в одной плоскости, но это их проблема.  

При этом от левого активизма акции „Божьей воли“ отличаются в первую очередь дискурсом. Есть и очевидные художественные отличия и цели. Если левый акционизм стремится к захвату публичного пространства и форма акции как правило не менее важна, чем содержание, то акции „Божьей воли“ меньше внимания уделяют форме и упирают на содержание. И там и там остаётся бренеровское „Это не искусство, это политическая акция“. При этом во многих его акциях есть отсылки к московскому концептуализму. Например, есть акция „Как «Божья воля» Ленина похоронила“. Такое былинное название — вполне себе в духе этого движения. Если посмотреть на цитаты с пресс-конференции выставки „Присно“, то там вполне художественные идеи. Интересно играть на остром поле, где ты можешь оказаться в поле ненависти и одного, и другого».   

Действительно, сложно поспорить с тем, что мысли Энтео о современном искусстве, в общем-то, не отличаются радикальностью и вполне соответствуют современному дискурсу российской арт-тусовки, хоть и на каком-то примитивном уровне. Всё-таки Энтео не теоретик, хотя историю акционизма вроде как изучал. Правда, во многом доказывающие это цитаты с пресс-конференции стыдливо скрыты в двух закутках в самой дальней части зала. Почему — не очень понятно. Сценографически это выглядит так, будто информацию о какой-никакой, но осведомлённости Энтео в области современного искусства кураторам захотелось скрыть. Сергей говорит, что на самом деле выставка построена по принципу храма, и речь здесь идёт об алтарной зоне, в которой находится информация о таинстве — выставке, которая не состоялась и о которой мало кто знал.

Выставка N-Teo: Заслуживает ли Дмитрий Энтео статуса современного художника? 
. Изображение № 3.

 

 

Юмор и хороший вкус

Что у кураторов точно получилось доказать, так это то, что безумие Энтео в итоге означает, что у последнего хорошее чувство юмора и в принципе неплохой вкус. Это доказывает, например, подборка твитов активиста. По словам Сергея, их отбирали по принципу «интересности» и так, чтобы они отражали мешанину политических взглядов Цорионова. Последнее им удалось: Энтео напичкивает свои твиты кучей политических и экономических терминов — единственное, что точно понятно, так это его ненависть к левым. А вот «интересность» — как будто синоним смехотворности. Не учитывая внутренние разборки в РПЦ, объяснить появление в подборке этого твита сложно:

Сергей объясняет, что так выражаются конфликты Энтео с другими деятелями РПЦ. Он ругается с «либеральными» попами и упрекает Всеволода Чаплина в «левачестве».

Некоторые малоизвестные акции Энтео, будучи задокументированы в форме музейной экспозиции, смотрятся совсем иначе, нежели в СМИ: чего стоит хотя бы одна из его первых акций, в которой он принёс в музей эротики «Точка G» кирпич. Очень изящный жест. Сергей объясняет его религиозные отсылки: кирпич как краеугольный камень, на котором должна стоять церковь — или новое общество. В общем, у Энтео получился этакий диалектический образ, со смыслами которого забавно играть. 

А акция с поджогом топора перед памятником Дзержинскому, насыщенная апокалиптической образностью — то же писали и об акции Павленского «Угроза» с поджогом двери ФСБ. Сам Энтео считает Павленского интересным художником. При полярности идеологий их методы оказались схожими (но только в случае с этой акцией: понятно, что Энтео вряд ли будет калечить своё тело, дарованное ему Богом). 

Выставка N-Teo: Заслуживает ли Дмитрий Энтео статуса современного художника? 
. Изображение № 4.

 

У кого бомбило

Сам Энтео зашёл на выставку в предпоследний день её работы, вёл себя хорошо, общался с кураторами. Посещение выставки задокументировано активистом в твиттере: 

А вот реакция представителей художественного сообщества была не такой спокойной, как у Энтео. Сергей говорит, что на открытие из арт-тусовки почти никто не заглянул, пришли в основном активисты и представители левого движения. Зато в интернете среди представителей художественного сообщества начались конфликты. Например, Анатолий Осмоловский написал кураторам выставки, что они «скатились». И выводы о состоянии арт-сообщества оказались более ценными, чем выводы собственно о творчестве Энтео.  

Сергей Трощенков: «В нашем арт-сообществе есть какое-то лицемерие. Рукопожатность тут работает так же, как и в низовой тусовке политических активистов. А тут эти две тусовки частично пересекаются. Взять хотя бы историю с Беляевым-Гинтовтом. Он вроде фашист и этого не скрывает, все его не любят. Когда он получает „Инновацию“, все кричат „Ой, фу!“. Но сам факт того, что ему дали премию, говорит, что его принимают, за руку с ним здороваются. 

Помимо того, что у нас есть нерукопожатные художники и есть чёрный список, мы всё время сталкиваемся с отчуждением. Просто игнорированием. Энтео — персонаж, вызывающий смешанные чувства. С одной стороны, он идейный противник, но почему тогда никто ему не отвечает? С другой стороны, его представляют как некую физическую опасность, но вместо того, чтобы как-то ответить ему, все прячут голову в песок и делают вид, что его просто нет. Это не решение вопроса. В нашей выставке мы пытались проанализировать его деятельность, сделать его художником — и мало кому это понравилось. Художников потеснили, а Энтео сохранили и архивировали, то есть в какой-то мере закрыли его проект. Да, он художник. Да, у него проблемы с полицией. Да, у нас абсолютно разные идеологии. Мы изучили его деятельность. Искусство, как и наука, должно быть непредвзятым. Есть православный акционизм, и мы не можем его игнорировать, какое бы у нас ни было к нему отношение. Есть правый, есть либеральный. Это просто исследование. Если не обращать на это внимание, мы сами установим себе и другим цензуру».