Айяуаска — лиана из Южной Америки, которую местные индейцы используют для своих шаманских путешествий. Как и любой другой галлюциноген, айяуаска окружена плотной атмосферой загадочности, мифов и домыслов, из которых произрастает культ этого растения. Нечто похожее происходило и происходит с пейотом и ЛСД, но айяуаска — особый случай.

Сегодня в Бразилии, Перу и даже США активно ведутся исследования относительно медицинского применения алкалоидов, содержащихся в этом растении. Недавно опубликованная в журнале Nature одна из первых таких работ утверждает, что с помощью айяуаски можно лечить депрессию практически без побочных эффектов, которыми грешат современные антидепрессанты. О пересмотре отношения к «лиане» заговорили и в Португалии, а вдохновленные индейской культурой секты не жалеют сил в попытках закрепиться в Европе. Так что в скором времени вполне возможно и начало работы над новым законодательством в отношении айяуаски. Тем не менее в большинстве стран мира, включая Россию, она строго запрещена. 

 

Айяуаска: Как галлюциноген из амазонских лесов обретает новую популярность. Изображение № 1.

 

Дьявольское зелье и растение-учитель

Миф гласит, что айяуаска выросла в хижине великого вождя Натема, который, умирая, пообещал своему народу, что даже после смерти всегда будет с ним. Когда вождь умер, его дети вошли в жилище отца и увидели, что тело его пропало, а на его месте выросла лиана. Они сварили из неё отвар, выпили его и отправились в мир духов, где получили множество знаний.

Первые упоминания европейцев об айяуаске относятся к временам завоевания Южной Америки конкистадорами. Испанские и португальские миссионеры с гневом пишут о «дьявольском зелье», которое употребляют местные дикари-язычники для общения с духами и умершими. На протяжении столетий христианство последовательно и старательно боролось с верованиями коренных жителей в целом и с айяуаской в частности. Но культ «лианы мёртвых» всё это время продолжал своё существование — настолько важной была роль айяуаски в жизни индейцев.

В начале ХХ века интерес к галлюциногенным свойствам лианы начали проявлять химики. Активный элемент, выделенный из растения, получил название телепатин, так как эффект, вызываемый им, создавал ощущение приёма информации откуда-то извне. Позднее, правда, это вещество назовут менее экстравагантным именем — гармалин. 

Первые работы, посвящённые айяуаске, не могли не вызвать интерес битников, искавших всё новые и новые методы для расширения сознания. Главным экспериментатором в этой области, разумеется, был Уильям Берроуз, который даже предпринял путешествие в сердце перуанских и эквадорских джунглей для того, чтобы отыскать загадочное растение. Берроуз считал, что яхе — ещё одно название «лианы мёртвых» — позволит ему не только заглянуть по ту сторону реальности, но и избавит от опиатной зависимости. Своё путешествие он тщательно описывал в письмах к Аллену Гинзбергу, и впоследствии они лягут в основу знаменитого романа «Письма Яхе».

 

Активный элемент, выделенный из растения, получил название телепатин, так как эффект, вызываемый им, создавал ощущение приёма информации откуда-то извне. 

 

Берроуз был пророком поколения, которое заново открывало и пыталось переосмыслить по мере возможности духовные практики шаманов, язычников и колдунов — то, что позднее будет собрано под неоднозначной вывеской «нью-эйдж». В контркультурной среде айяуаской заинтересовалось достаточное количество людей, впрочем, как и ЛСД и галлюциногенными кактусами Кастанеды. Однако с «лианой мёртвых» случай был особенный: вокруг неё быстро начали выстраиваться культы и течения, многие из которых в итоге получили статус официально признанных. 

Мало того, правительства Перу и Бразилии в открытую признают айяуаску своим национальным достоянием, не только не запрещая этот галлюциноген, но и с высокой трибуны едва ли не поощряют его употребление. Губернатор бразильского штата Акри Биньо Маркес назвал яхе источником мудрости, знаний и духовных сил бразильского народа и открыто признался в том, что сам употреблял напиток из лианы: «Я сам во времена сомнений, когда не видел никакой надежды на будущее, обрёл с их помощью знание, просветление и надежду». Даже в прогрессивных странах, легализовавших легкие наркотики, нечасто услышишь подобные похвалы со стороны высокопоставленных чиновников в адрес запрещённых в большей части мира веществ. 

В самой Бразилии, где яхе легализована с 1980-х годов, сегодня действует множество культов, связанных с айяуаской, их духовные воззрения простираются от корневого шаманизма до христианства. К последним относится самая массовая и старая из синкретических яхе-религий — Санта Дайме. Основы её были заложены ещё в начале XX века потомком рабов Раймундо Иринью Серрой, который, выпив священный напиток индейцев, вдруг услышал откровения не от духов природы, а от Святой Женщины, в которой без труда можно узнать Деву Марию. Последователи Санта Дайме чтят не только христианского Бога, Иисуса Христа, Богоматерь и святых, но также признают индейских духов и сущностей, в которых верили привезённые сюда африканские рабы. Санто Дайме к концу XX века попыталось расширить свою деятельность и на Европу, открыв в Нидерландах, Дании и ряде других стран свои отделения под общим названием «Друзья леса». Но задержаться надолго в Старом Свете «лиане мёртвых» не удалось. Неоднозначное отношение к употреблению галлюциногенов со стороны властей привело к тому, что руководство Санто Дайме приняло решение свернуть европейскую экспансию.

Правительство Перу и вовсе придерживается позиции, что растение-учитель яхе — не наркотик и не стоит ставить это растение в один ряд с известными галлюциногенами. И, как покажут позднейшие исследования, зерно истины в этих утверждениях есть. 

 

 

Медицинское применение айяуаски

В мире существует достаточное количество медицинских и исследовательских учреждений, занимающихся изучением воздействия на человека психоактивных веществ и галлюционогенов в частности: ЛСД, ибогаина, псилоцибина. Яхе исключением не стала. Особенность её в том, что в ряде стран исследованию айяуаски уделяется существенно больше внимания, чем другим галлюциногенам. В Бразилии, например, «лиана мёртвых» изучается на предмет помощи людям, страдающим депрессиями, алкогольной и наркотической зависимостями. Удалось даже вывести синтетический аналог напитка яхе — фармауаска, где в качестве активного вещества остаётся ДМТ (диметилтриптамин). Согласно исследованиям Страссмана, мозг человека вырабатывает большое количество ДМТ из эпифиза в момент гибели или при переживании предсмертного состояния. Именно с ним связывают видения ангелов, света в конце тоннеля и других переживаний, о которых рассказывают некоторые пережившие клиническую смерть.

Результаты исследований, опубликованных в конце 2015 года в журнале Nature, показали, что все испытуемые, чьё депрессивное состояние варьировалось от умеренного до тяжёлого, в течение трёх недель после единственного приёма айяуаски стали чувствовать себя гораздо лучше. И всё это при отсутствии побочных эффектов, которыми страдают все современные антидепрессанты. Да, испытуемых вырвало вскоре после приёма напитка, но никаких других негативных последствий для организма не последовало.

Большинство учёных, занимающихся исследованиями яхе, в один голос утверждают: в случае успеха и подтверждения результатов это может стать новым словом в психофармакологии, так как айяуаска способна существенно помочь всем нуждающимся. Даже новые антидепрессанты, выходящие на рынок, лишь незначительно отличаются от тех, что были раньше, а значит, имеют всё те же побочные эффекты и не самое быстрое действие.

Но ждать того, что лекарства на основе яхе появятся в аптеках в ближайшее время, точно не стоит: исследование было проведено лишь одно, предстоит потратить ещё годы на перепроверку всех его данных и поиск подводных камней. Однозначно утверждать, что яхе действительно лечит депрессию, пока нельзя, говорят исследователи, но даже первые результаты выглядят по-настоящему впечатляюще.

Те же, кому не терпится вылечиться с помощью яхе, да и просто бравые психонавты сегодня отправляются в Бразилию или Перу, где за определённую сумму в одной из индейских деревень можно принять участие в церемонии яхе.

 

Большинство учёных, занимающихся исследованиями яхе, в один голос утверждают: в случае успеха и подтверждения результатов это может стать новым словом в психофармакологии, так как айяуаска способна существенно помочь всем нуждающимся.

 

Как и любая традиционная церемония, употребление айяуаски связано с огромным количеством ограничений и условностей, таких как строгая диета, воздержание от секса и регулярные медитации. Рецепты «вина духов», отвара из айяуаски, разнятся от племени к племени. Это сложные смеси, куда входят и другие психоактивные компоненты, усиливающие действие главного ингредиента. Количество различных растений, добавляемых в напиток, может доходить до 20, и все они влияют на конечный результат. Во время церемонии за процессом внимательно следит шаман, ключевая персона культа яхе. Считается, что только шаман (да и то далеко не каждый) способен провести человека в мир духов и указать ему путь обратно. В противном случае последствия могут быть плачевными.

Ощущения от употребления «вина духов» подробно описаны у Берроуза и в многочисленных трип-репортах на тематических ресурсах. Многие сравнивают состояние, наступающее после употребления яхе, с перезагрузкой психических и физических функций всего организма. Шаманы утверждают, что церемония яхе — это тяжёлый труд, где на них самих ложится функция гида, но главную работу проделывает сам человек, отведавший «вина духов». 

Как рассказывал изданию Motherboard один из излечившихся от алкоголизма с помощью айяуаски, после принятия напитка он увидел, как части его сознания парят в пустоте подобно кускам головоломки. После церемонии, которой руководил шаман, кусочки этого пазла начали собираться воедино, но тот, который отвечал за пристрастие к алкоголю, вдруг перестал подходить к остальным. Алкогольная зависимость исчезла навсегда.

Особенность галлюцинаций, вызываемых употреблением яхе, — отдельная тема. Бразильские исследователи выяснили, что все те видения, которые наблюдает человек, выпивший отвар, реальны. Нет, никакой материализации потусторонних сущностей и других тараканов психики употребившего не происходит. Просто мозг реагирует на галлюцинации точно так же, как на реальные объекты. Когда мы видим что-то в реальном мире, действуют одни отделы мозга, когда мы что-то представляем — другие. В случае айяуаски во время галлюцинаций действуют именно те отделы, отвечающие за восприятие реальных объектов, а значит, в субъективном смысле весь трип происходит на самом деле. «Это значит, что видения имеют реальную, неврологическую основу — они не придуманы и не представлены», — говорит руководитель исследования Драулиу де Араужу из Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти в Натале.

 

«Лиана мёртвых» и современное законодательство

Правовой статус айяуаски очень неоднозначен. В соответствии с Конвенцией по психотропным веществам, ДМТ можно применять в научных целях и ограниченно — в медицинских. В то же время растения, содержащие это вещество, в том числе и айяуаска, не подлежат международному контролю. Но Международный комитет по контролю над наркотиками опубликовал рекомендацию для стран-участников контролировать (а по факту криминализировать) оборот «лианы мёртвых» на своей территории. 

Стоит напомнить, что сами по себе стебли айяуаски не содержат ДМТ, а значит, не подпадают под действие законов, запрещающих оборот этого вещества. Но ДМТ образуется в процессе приготовления напитка, следовательно, готовый продукт уже может считаться наркотическим веществом.

В Бразилии айяуска была легализована в середине 1980-х годов после того, как несколько официальных расследований выявили, что в большинстве случаев её употребляют в религиозных, а не рекреационных целях. Грубо говоря, не для того, чтобы просто получить кайф, а для общения со своими духами и божествами.

В 2005 году Верховный суд США также признал употребление яхе религиозной церемонией и, в соответствии с Актом о восстановлении религиозной свободы, позволил организации União do Vegetal импортировать и употреблять «вино духов» во время своих ритуалов. Год спустя такое право получила и церковь Санто Дайме. 

А вот в Старом Свете «лиана мёртвых» так и не прижилась. В 2005 году во Франции Санто Дайме смогла выиграть судебный процесс и добилась легального статуса для своих церемоний яхе, но каких-то четыре месяца спустя вышел закон, криминализирующий не только химические вещества, но и сами растения, используемые для производства «вина духов». Хранение и использование айяуаски снова стало преступлением. 

В России же ДМТ помещён в Список I наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и оборот его на территории страны запрещён полностью. Тем не менее, если исследования воздействия айяуаски на организм человека окажутся успешными и будут признаны на международном уровне, правовой статус «лианы мёртвых» может измениться, как это происходит сегодня с марихуаной. Правда, как скоро это произойдёт, сказать пока невозможно. Отношения к галлюциногенам у властей всего мира до сих пор негативное, и неважно, что растение-учитель — действительно особый случай. 

На территории Российской Федерации продажа и распространение айяуаски запрещено.

Изображения: «Википедия» 1, 2, 3