Культура
Итоги: Российские музыканты рекомендуют лучшие альбомы 2015 года
Пора, наверное, начать постепенно подводить итоги уходящего года, так что мы тоже решили опубликовать список альбомов, которые ни в коем случае нельзя пропускать. Правда, отбирать их в нашем материале будет не исчезающая каста музыкальных критиков, а непосредственные участники процесса — члены хороших российских групп, музыканты и диджеи. Все пластинки можно послушать по прямым ссылкам из этой статьи.
Леонид Тришин
«Панк-фракция Красных Бригад»
Не могу сказать, что услышал в этом году сильно много новой музыки. В основном мой музыкальный досуг составляли классические и не очень даб-боевики (это что в плеере). Ну и ещё, конечно, море техно в «Диче». Не могу сказать, что оно мне хоть как-то полюбилось, но ряд умозаключений благодаря возможности наблюдать техно с другой стороны барной стойки сделал. Очень хорошо, что техно играет не везде. Бывает, что, оказываясь в гостях, слышишь что-то вроде: «Зацени, какой крутой новый альбом вышел у чуваков из...» И очень хорошо, что пока ни разу после этих слов я не слушал техно.
Большая кружка —
Большая кружка
Morbital — Ужас войны
Les Big Byrd — They Worshipped Cats
Журналист из Фурфура —
Упокой ум и здравие
Фёдор Переверзев
Moa Pillar
В этом году я слушал не очень много чужой музыки, потому что с осени 2014-го по осень 2015-го корпел над своей работой. Но всё же этот год подарил мне целых два замечательных альбома постминимализма в лучшем его виде. Это новая пластинка любимицы Стива Райха Джулии Вольф «Anthracite Fields», посвящённая шахтёрской работе. Для меня это настоящее откровение, потому что в своё время я обращался к этой теме, но Джулия раскрыла её невероятно глубоко (в отличие от меня в 19 лет). И запись Колина Стетсона и Сары Ньюфилд «Never Were the Way She Was». Такого сочетания ревущего саксофона и виолончели я ждал давно! На мой взгляд, всего одна заглавная композиция смогла сказать больше, чем новый альбом Godspeed You! Black Emperor (обе записи вышли на одном лейбле — Constellation Records).
Следом вспоминается «Cascade» Басински, который, если честно, я берусь включать очень редко. Потому что эта запись обладает невероятной силой погружать во вневременную тоску. Вот уж действительно чудовищной красоты работа!
Среди русских музыкантов открытием для меня стала Алёна Яблокова с её проектом Mercurium, в котором она исполняет свои нежные англоязычные песни под электрогитару. Помню, утром случайно наткнулся на её записи за завтраком. Прям там же меня и накрыло. Не могу сказать, что особенного в её записях, но давить на мальчишеские сердца они точно умеют. А также очень впечатлил Никита Бугаев. Я впервые услышал его на выступлении в рамках «Красноярской ночи электронной музыки» и ни много ни мало могу сказать, что его лайв с кристально чистым эмбиентом увлёк меня чуть ли не больше, чем выступление Басински в «Доме» пару лет назад. Очень жду его альбом на Klammklang.
Colin Stetson & Sarah Neufeld —
Never Were the Way She Was
William Basinski —
Cascade / The Deluge
Nicolas Jaar — Nymphs III
Mercurium — Blank
Влад Паршин
«Утро», «Берген Кремер», Motorama
Лучший альбом года для меня получился у датской певицы с вентилятором Сохо Резанеджад, называется «Idolatry», потом, как всегда, хороший у Молли Нильссон «Zenith», часто слушал «Escape from Evil» Lower Dens и новый альбом Destroyer «Poison Season», дополнительно рекомендую новый Protomartyr — «The Agent Intellect».
Soho Rezanejad — Idolatry
Molly Nilsson — Zenith
Destroyer — Poison Season
Protomartyr — The Agent Intellect
Николай Костылев и Анастасия Креслина
Ic3peak
Коля: Пока все дружно угорали под «бессмертные» хаус и техно, музыка, которая начала пробираться из-под земли наружу два года назад, наконец-то вырвалась на передний план. Если бы Саймон Рейнольдс писал свою «Ретроманию» сейчас, он бы, конечно, не упоминал дабстеп как единственную новую форму, порождённую XXI веком. Он бы привёл в пример музыку этих ребят: «Mutant» Arca — главный альбом года. Сборник футуристичных коротких скетчей, который окончательно убедил меня в том, что Arca — визионер. «Agitations» Lotic — «визуальная» музыка на пределе. Ещё немного — и треки с альбома можно было бы не слышать, а видеть. «M3LL155X» FKA twigs — помимо крутейшего видеоконцепта и ещё более чёткой, доступной, но вместе с тем уникальной стилистики, которую исполнительница оттачивает с первой EP, в этом релизе ещё и совершенно поехавший продакшен Талии и Boots: мне показалось, что так грязно и так чисто одновременно не умеет писать больше никто.
Настя: Музыка — отличный способ встретиться с таким собой, каким ты не являешься на самом деле. «Always Offended Never Ashamed» Сэмюэла Керриджа — один из самых тёмных и интровертных альбомов, которые мне довелось слышать в этом году. Тяжёлый, громкий, красивый звук, как будто город вступает в диалог с твоей аутистической природой. «Kuku» Flako — гипнотическая пластинка, можно ставить на луп и растворяться. Эффект терапевтический. «Product» Sophie — я люблю Sophie за кричащий вижуал, упругий, глубокий бас и способность нанизывать звуки, как пластмассовые бусины, — результат броский и агрессивный. Функционирует это всё как одноразовая побрякушка, но остаётся искусством.
Lotic — Agitations
Samuel Kerridge —
Always Offended Never Ashamed
Sophie — Product
Андрей Митрошин
Slackers, «Продавцы-консультанты», ARM Author
Я уже очень давно роюсь только в старой музыке и открываю для себя «новые» записи в психоделик-роке и гараже 1960–1970-х, панке и синтипопе 1980-х, а также в других самых разнообразных жанрах различных периодов времени. Что касается новой музыки, которая появляется сейчас, не говорю, что она плохая или неинтересная, просто её сейчас так много, что следить за всем у меня просто не получается. В этом плане я очень пассивный наблюдатель — новую музыку в основном мне скидывают друзья. Или же я нахожу её сам — в блогах и пабликах, которые ведут мои друзья.
Екатерина — Екатерина
The Intelligence — Vintage Future
King Gizzard & The Lizard Wizard — Paper Mâché Dream Balloon
The Garden — Haha
Сергей Сабуров
Музыкант и сооснователь лейбла Hyperboloid
Работа над музыкальным лейблом способна замылить слух — все треки, выпущенные Hyperboloid Records, я послушал десятки раз. Принято считать, что мы выпускаем весёлую танцевальную музыку, наверное, отчасти это верно. У меня этот процесс часто отражается зеркально в плеере и в диджейских сетах: много нетанцевальной электронной музыки, мрачный грайм, медленный угрюмый джангл. Из местных продюсеров постоянно слушал WWWINGS, Fisky и их проекты под другими названиями.
А альбомом года ожидаемо стала работа Oneohtrix Point Never, промокампания которого скорее раздражала своей просчитанной вычурностью. Я был рад, что альбом утёк задолго до официальной даты релиза, можно было его спокойно скачать и больше не обращать внимания на SMM-игры. WWWINGS и OPN — два микса экспериментальной угрюмой социофобной музыки и блестящей попсы всего мейнстримового EDM. Мне нравится, что люди сегодня больше готовы слушать самую разную музыку. Закрытость тусовок и жанров в 2015-м вызывает скорее сочувствие, чем желание просветиться и примкнуть. И это с учётом того, что я уже очень взрослый дядя, конечно.
Blanck Mass — Dumb Flesh
Mumdance & Logos — Proto
AL-90 — Code-915913
Виталий Витальевич
«Ленина Пакет», «Письма с Изнанки», HagalaR Soundsystem
Так уж вышло, что мои музыкальные вкусы периодически меняются, а потому едва ли не каждый год проходит под знамёнами своих жанров. В прошлом, например, из плейлиста не вылезали атмосферный блэк американского разлива и то, что сегодня принято называть термином raw synth. В этом году фокус внимания сместился на фьюнерал-дум, мрачное индустриальное техно и дет-индастриал. И если последний я просто начал плотно слушать заново, то первые два пункта были открытиями. Фьюнерал-дум по странному стечению обстоятельств всегда проходил мимо меня, и даже действительно сильные релизы не побуждали к плотному погружению в жанр. А тут вдруг решил переслушать Ahab, и понеслось. С техно всё было гораздо сложнее. Я был непримирим к нему, потому что техно слушали все вокруг, и внутренний бунтарь говорил мне: «Даже не вздумай!» Потом в конце прошлого года случился фестиваль Terminus, а затем я случайно наткнулся на лейбл Northern Electronics (картинка со слоупоком), который стал самым настоящим открытием. В общем, помирился я с техно.
Varg — Star Alliance
Deutsch Nepal — Alcohology
Tyranny — Aeons in Tectonic Interment
Антон Кораблёв
Angel Dust Dealers
2015 год был отмечен печатью крепких релизов: Tuxedomoon в соавторстве с Cult with No Name написали фантастическую музыку к документальной ленте Blue Velvet Revisited, лучшую головную боль подарили ветераны нойз-рока Lightning Bolt, неожиданно пришёлся к столу сотый по счёту проект Дэнни Вольферс Calimex Mental Implant Corp., не подвела и дарк-джазовая формация Radare, новый альбом которой я ждал четыре года, но бессрочную прописку в моём плейлисте получили совсем не они.
Большим личным переживанием стал лонгплей Night Court «Law & Order», своё «железо» я отполировал им до ослепительного блеска — VHS-прог-техно и макабр-вояж в телевизионной плоскости олдскульных детективных сериалов (совсем неудивительно, что приют они нашли под боком лос-анджелесского лейбла Not Not Fun). Шаманская короткометражка «Eis Heauton» берлинских modular-synth-минималистов Driftmachine и EP «Assertion of a Surrounding Presence» Kuedo также заставили нервно почёсываться в районе паха. Не забыли поздравить старика и пионеры итальянской оккультной психоделии Heroin in Tahiti — их новоиспечённый альбом «Sun and Violence» ничем не уступает классической записи 2012 года «Death Surf» и представляет собой саунд-дизайн из медленного дроун-сёрфа и гитарных риффов в стиле спагетти-вестерна. А в конце октября я чуть не вскрылся от релиза «Perpetual» — такого апперкота я ждал скорее от дезерт-рокеров Yawning Man, чем от скейтбордиста Томми Герреро. В Каннах за такое искусство дают золото, а у нас — *****.
Tommy Guerrero — Perpetual
Night Court — Law & Order
Kuedo — Assertion
of a Surrounding Presence
Heroin in Tahiti — Sun and Violence
Константин Бургидзе
The Occult
Я до сих пор слушаю музыку на дешёвом плеере с объёмом памяти 2 Гб. Так что в среднем в моей музыкальной библиотеке одновременно находится не более 20 релизов. Такие ограничения заставляют задуматься о правильном выборе музыки, которую я буду слушать две-три недели кряду. Таким образом, получается, что осознанно и долго за год музыки я слушаю всего ничего. При учёте моих возможностей гоняться за новыми релизами у меня не получается вовсе. Но всё же какие-то альбомы могут задержаться в моём плеере очень надолго, случается и такое, что они достаточно новые. Так что мой топ музыки 2015 года сформировался как-то сам собой.
Из тяжёлой музыки больше всего впечатлили Slayer («Repentless»), Napalm Death («Apex Predator — Easy Meat») и Gorgoroth («Instinctus Bestialis»). Полагаю, что все эти группы можно описать одинаково: они очень старые и очень большие. От этого вдвойне приятно слушать, как старики с совершенно иными музыкальными ориентирами уделывают большинство современных групп, выдавая что-то очень актуальное, злое и мастерски сыгранное.
Из наших могу отметить WLVS из Самары, продуктивных ребят в плане записей. Альбом «Человек человеку волк» кажется мне очень динамичным и более вдумчивым по сравнению с ранними релизами. Более того, тексты на русском языке получились крутыми и яркими. Также могу отметить «Self-Titled EP» Noway. Чуваки делают не замороченную, но въедливую музыку. Думаю, послушав EP два-три раза, можно легко запомнить почти все тексты. В следующем году, по моим экспертным прогнозам, их творчество будет пользоваться повышенным спросом среди заинтересованных людей.
Я также совсем не могу пройти мимо нашей рок-волны. Повторный интерес к рок-музыке 1990–20000-х начался несколько раньше, но в 2015-м настал момент, когда этот интерес перерос в запись продуманного материала одними из самых ярких команд. Альбомы Bicycles for Afghanistan и Pale Crow — это что-то такое, чем хочется гордиться в рамках всей сцены. Не хочу описывать, чем именно эти группы достойны. К сегодняшнему дню об этом написано много материалов. Я лишь хочу сказать, что эту музыку слушаю с огромным удовольствием и вообще не сомневаюсь, что они одни из лучших в этом году.
Gorgoroth — Instinctus Bestialis
Bicycles for Afghanistan —
Bicycles for Afghanistan
Noway — Self-Titled
WLVS — «Человек человеку волк»
Иван Афанасьев
Love Cult, основатель лейбла Full of Nothing
В этом году мне очень не хватало в музыке изобретательности, самобытности и мелодичности. Порой казалось, что мир сходит с ума только по скупым техно-формам и хип-хоп-клише. Оттого я постоянно избегал этих ниш (кроме релизов личных героев вроде Levantis, Hieroglyphic Being) и слушал много старой музыки, особенно Джони Митчелл.
Альбомом года для меня стал «Apocalypse, Girl» Дженни Вал. Это высочайший уровень и в музыкальном плане, и в плане записи, продакшена, поэзии, концептуализма, переноса записи на клипы, живых шоу — я могу продолжать бесконечно. Другой альбом-монумент — Prurient. Но про него сложно писать.
Из поп-мира мелодики и аранжировок особо стоить отметить триумфальное возвращение Джоанны Ньюсом и Джима О’Рурка, а также Grimes, Thundercat и Адель. Из песенной формы также впечатлили Бьорк и Colleen. Приз за «Эйфоричный инди-хит года» достаётся пополам Chvrches и Zola Jesus. В номинации «Дурацкая музыка» первое место взяли Battles. Переиздание года — Savant и весь каталог Numero Group, duh. Смешной метал года — Deafheaven и Myrkur. Крутой метал года — «The Ark Work» Liturgy. Эти ребята на пару с Oneohtrix Point Never прямо взяли новую высоту, воистину шедевральные работы. Из разряда «приятно удивлён»: Wolf Eyes на лейбле Джека Уайта и Senyawa на Morphine. Из абстракционизма впечатлили Internazionale и Helm. Микс года — «DJ-Kicks» Koze, он прямо из разряда «диджей-сет как путешествие». Русский релиз года — Lovozero.
Oneohtrix Point Never — Commissions II / Garden of Delete
Jenny Hval — Apocalypse, Girl
Liturgy — The Ark Work
Комментарии
Подписаться