Oneohtrix Point Never, он же Дэниел Лопатин, — не новичок на сцене экспериментальной музыки, но при этом он всё это время оставался странным электронщиком, который одинаково сильно любит хаус и поп, может у себя в клипе снять битву киберролевиков и даже записать коллаборацию с PC Music. И хоть про русские корни Лопатина не слышал разве что какой-нибудь завсегдатай EDM-паблика, который вэйпорвейва боится как огня, в этом интервью изданию 52 Insights Oneohtrix Point Never достал немало козырей из своего рукава — чего только стоит его простейший гид по тому, как делать вэйпорвейв. FURFUR выбрал лучшие моменты из разговора с музыкантом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ONEOHTRIX POINT NEVER

музыкант

 

 

 

В России ему не понравилось

О выступлениях в России в 2011 году (в частности в Москве) впечатления у Дэниела остались достаточно негативные: по его словам, перед глазами постоянно было оружие, а на сам концерт в клубе «Актовый зал» пришло «всего где-то 40 детей». Причём после выступления никто долго не расходился. «Я подумал: ну круто! Ждут, пока я закончу собираться, чтобы потом со мной поболтать, — вспоминает Лопатин. — А потом оказалось, что они ждали промоутеров, чтобы всем вместе пойти. Они мне потом объяснили, что обычно с концертов так и ходят. Такого нигде, ***** [чёрт возьми], больше не встретишь». Музыкант также добавил, что политика в России сейчас «безумная».

Музыка должна проходить процессы энтропии и эволюции

Отвечая на вопрос о влиянии научной фантастики на его творчество, Дэниел сразу переключился на саму науку. Его главный источник вдохновения — эссе Брайана Ино Generating and Organizing Variety in the Arts, которое он написал ещё в 1976 году. Основная идея той работы заключается в том, что, так как биология является основой эволюционной теории, а Вселенная создаёт разнообразие через энтропию, музыкант должен стремиться создавать максимальное разнообразие, чтобы эволюционировать.

«Эта идея ко мне окончательно прилипла. Если ты попадаешь в какую-то определённую категорию, то фактически это значит, что ты отрыгиваешь то, что кто-то уже делал. Другими словами, когда ты слишком увлёкся одной идеей и твоя работа стала тотемической».

Музыка должна быть реалистичной

«Музыка — это не просто музыка. Это тишина, шум, структура — всё, с чем ты сталкиваешься, пока её слушаешь. Вот давайте подумаем. Открытие и закрытие пластмассового дисковода, шум компьютера, твои галимые мысли и переживания, которые создают когнитивный диссонанс и отвлекают тебя. В этом-то и главная задача — как мне это показать? Как показать это максимально реалистично?

Вот так я и работаю. Вместо того чтобы делать музыку какого-то определённого образа жизни — ну вот как, знаете, этот грёбаный чиллвейв, этот бростеп, этот джангл-поп. Это всё по-странному решительный выбор людей, которые хотят делать одну и ту же вещь. Это для них не мультивселенная. Панк скажет: „Эта музыка лучше всего отражает мой вид и то, чем я занимаюсь“. Я никогда не был таким человеком. Я никогда не был человеком, которому музыка нужна, чтобы просто облегчить принятие каких-то жизненных решений». 

Музыка не должна быть комфортной

Он сравнил это со стулом и абстрактной скульптурой. Стул создают специально для того, чтобы на нём сидеть, а для абстрактной скульптуры никаких функций не предусмотрено. 

«Бесит меня, когда люди хотят, чтобы музыка была мебелью из IKEA. Самое скучное дерьмо на свете для меня — это группа U2. Дело в том, что она не настолько плоха, чтобы её ненавидеть, но и не настолько хороша, чтобы её запомнить. Она — ничто. И я против того, чтобы музыка такой была. Музыка не должна быть уютным пледом».

Вэйпорвейв делать действительно очень легко

Лопатин рассказал, что на звание отца-основателя вэйпорвейва он сам напросился, рассказывая в разных интервью про то, как просто влиться в эту волну: «Понимаешь, какой кусок тебе нравится в чём-то, что тебе не нравится, ставишь его на луп, замедляешь и вдобавок сдабриваешь всё дилэем. Ну вообще ***** [всё равно], как именно ты это делаешь, главное — повторяй формы, которые тебе нравятся, и забери их из мира дерьмовости, сделай их весёлыми».

От преждевременного слива пластинки зависит вся жизнь

Дэниел рассказал о том, как встретил девушку, которая получила версию его альбома задолго до самого релиза. Он был в кино, когда друг написал ему о том, что недавно записанный альбом уже слили, и дал контакт девушки, у которой он якобы есть: «Я в панике выскакиваю из зала, судорожно набираю имейл с мыслями о том, как же это всё отстойно, думаю только о самоубийстве. Я даже ещё не анонсировал пластинку на тот момент». Оказалось, что ей альбом попался от парня, который пытался ей понравиться, а она сама увлекается вэйпорвейвом. «Она мне сказала: чувак, успокойся, я никогда бы не стала сливать твою музыку, не убивай себя, мне, кстати, очень понравился альбом». После этого Лопатин стал сравнивать её с ангелом милосердия: «В руках у неё была вещь, которая могла погубить всю мою ****** [грёбаную] жизнь».  

 

Изображения: «Википедия»