Не так давно нам прислали трейлер, который можно смело охарактеризовать как что-то вроде русской «Ведьмы из Блэр». Люди бегают по ночному лесу от неведомого и страшного, на заднем фоне мы слышим документальный монолог человека, столкнувшегося с духами леса. Мы оценили попытку и решили поговорить с режиссёром проекта Иваном Уркинеевым. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИВАН УРКИНЕЕВ

режиссёр

 

 

 

Как появилась идея снять фильм? 

У меня, как ни странно, нет профильного режиссёрского образования — я филолог. Но мечта снять кино присутствовала с детства. Лет десять назад возникла идея снять фильм ужасов. На том этапе мы не имели никаких технических средств и, к счастью, ничего не реализовали. Года три назад я к этому вернулся, стал разрабатывать сценарий, общаться с кинематографистами, изучать сюжетную тематику. Мне тема мистики вообще всегда очень близка была, с детства. Поэтому жанр выбирать особо не пришлось.

То есть вы фанат жанра?

Нет, я скорее фанат мистики. Ужасы я пересматривал в огромном количестве, но на самом деле достойных фильмов в этом жанре очень мало. Считается, что хоррор — это такой трэш-жанр, в котором можно снимать хреново, и так сойдёт. Хороший фильм ужасов — это тот, от которого становится страшно. Если страшно не становится, значит, это дерьмовый фильм ужасов. Так же как и с комедией. 

Любимые-то есть? 

«Чужой», вообще все «Чужие», «Нечто», «Ведьма из Блэр», куда же без неё, «Спуск», испанский «Репортаж» и «Четвёртый вид» с Миллой Йовович. Набор на самом деле очень небольшой.

А как вам российские фильмы ужасов? 

Ну, их было-то совсем немного. Первым, наверное, можно считать советский «Вий», и он же самый достойный. То, что снималось впоследствии, можно по пальцам пересчитать — это фильм «Ведьма» 2007, по-моему, года, недавно переснятый «Вий», который никакого отношения к фильмам ужасов не имеет, ну и «Пиковая дама» из последнего, но его я посмотреть не успел. Это вторая работа режиссёра — до этого он снял «Владение 18». Говорят, с тех пор он хорошенько прокачался. 

Ещё можно вспомнить какие-то YouTube-работы в жанре псевдодокументалистики — например, тот же «Поймать ведьму» Андрея Шальопы, который сейчас уже снимает «28 панфиловцев». Его первый фильм как раз был посвящён русским студентам, которые поехали в Америку за той самой ведьмой из Блэр. 

Вы в качестве темы выбрали локальный фольклор. О чём будет фильм?

Когда я только стал изучать славянскую демонологию, столкнулся с тем, что злых существ у нас не хватает. Но, немного углубившись, я понял, что в локальном фольклоре однозначно страшных персонажей достаточно.

В трейлере звучат фрагменты интервью с пострадавшими — сами записали? 

Это реальная запись, у нас в съёмках участвует член Русского географического общества, который раньше занимался сбором этих фольклорных историй — быличек. И мы с ним ездили по деревням и тоже собирали эти истории, на интервью — один из таких случаев. 

 

 

 

 

 

 

По сюжету съёмочная группа едет исследовать карельские леса? 

Сюжет уже чуть-чуть поменялся — теперь едет группа спасателей МЧС на поиски пропавшего человека, тоже в карельские леса. Это не какие-то малолетние дебилы, которые попёрлись в лес не пойми зачем, а взрослые дяди с высоким уровнем мотивации. У нас нет ни одного профессионального актёра — будут реальные спасатели из поисковых отрядов. 

А не было всё-таки мыслей, что жанр found footage уже вдоль и поперёк перекопан, уж тем более по части поездок в лес?

Были. Но по нашей мифологии фильма не было ни одного. Плюс у большинства этих фильмов есть родовая проблема — они очень нединамичные. Наш фильм будет отличаться максимальной динамикой, задача — чтобы зритель не продыхал ни секунды, развёртывание сюжета будет стремительным.

Какой бюджет вы закладываете? Насколько полагаетесь на краудфандинг?

У нас все работают за идею. Несмотря на то что вся съёмочная группа, кроме актёров, — профессионалы. Должны уложиться где-то в миллион рублей. На «Планете» мы заявили 300 тысяч, пока что мы очень далеки от этой цели, но, даже если ничего не соберём, фильм доведём до конца на собственные средства, как это и делали до сих пор. Краудфандинг, скорее, просто привлекает внимание.

Как планируете реализовывать фильм — искать дистрибьюторов для кинотеатров или сразу на DVD выпускать где-нибудь на развитом рынке?

Наша задача — максимальное количество зрителей. Приоритетом, естественно, является отечественный рынок, поэтому хотим добиться проката на территории России и СНГ. Но пока что мы никого не ищем — сначала надо создать качественный продукт.

Если с фильмом всё выгорит, дальше продолжите идти по этому пути?

Конечно. Наш фольклор и культура настолько богаты мрачными темами — настоящее непаханое поле. Поэтому нам совершенно не нужны вампиры и зомби-апокалипсис, в локальной традиции есть намного более жуткие вещи. Бери эти былички и разбирай на сценарии.

 

Фотографии: кадры из фильма «Лес», личный архив Ивана Уркинеева.