Пора летних андеграунд-фестов прошла. FURFUR успел осветить рок-н-ролльную вакханалию из разных частей России, но не тут-то было. Уже второй год подряд эту кавалькаду из музыки и трэша закрывает достаточно необычный по своему формату столичный «Тройка Фест». Этот осенний DIY-фестиваль резко выделяется на фоне других по своему лайнапу. Гранж, инди, скримо и прочие в известной степени независимые от панка модные нынче жанры громыхали где-то 30 часов нон-стоп с двух сцен с 5 на 6 сентября в тёмных цехах старого Электрозавода. Девочки-хипстеры, боящиеся слэма как огня, прожженные панк-рокеры и прочие маргиналы смешались в единое варево. Какой-то Сиэтл 1991-го в Москве 2015-го: в тусклом свете софитов перед сценой безо всякой агрессии дрыгается народ, валят перегруженные фуззом гитары — и так несколько часов подряд.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 «Все рвут друг друга в клочья с улыбкой на лице»: Как прошёл панк-фестиваль «Тройка». Изображение № 1.

 

Стоит сказать, что изначально «Тройка» затевалась как исключительно лесной фестиваль. Из-за погоды его решено было перенести в помещения Электрозавода в Москве. А ведь это многого стоит для  DIY-организации — за несколько дней переместить мероприятие категории «полулегально» из леса почти в центр города. Благо «Тройка»-боссы нашли в себе силы сделать этот праздник неадеквата возможным. 

Место проведения фестиваля уже интересно само по себе. Это старый, исхудавший и изрядно потрепанный девяностыми завод, на котором в войну делали снаряды для «Катюш» и отправляли на фронт танки. Территория завода по-настоящему огромна, но под фест отошли только пяток бывших цехов. Ещё несколько лет назад здесь было частное производство, на котором мне довелось поработать. С советских времен внутри тогда ещё никто ничего не менял, работать приходилось на древних станках, а вокруг всё было увешано выцветшими транспарантами с лозунгами и уставлено бюстами вождей. Сегодня через проходную вливаются толпы пьяных и дерзких, а парой годков ранее там же тебя встречал плакат «Трудись усердно, советский рабочий!». Если подумать, в этом есть какой-то символизм: в кузнице индустриальной мощи той страны теперь гремит панк-рок и льются слова протеста. Мог об этом подумать твой отец или дед, когда собирал здесь очередной трансформатор?

 

Что-то столкнуло две ненавистные друг другу культуры на этом фестивале. Никогда я не видел такого странного симбиоза модной независимой музыки и разрывного хардкора на одной сцене.

 

Шесть этажей вверх по шаткой лестнице, и мы на месте. Две сцены (одна с музыкой полайтовее, на второй нечто потяжелее), куча дистро, кухонь и баров, включая Zagovor Brewery (те самые ребята, что открыли крафтовый панк-кабак RULE Taproom почти у самых стен Кремля). Гиг открывают питерские ребята из The Rave, в зале уже достаточно людно, что странно для выступления первой команды. В любом случае уже ближе к ночи на гвоздях программы «Поспишь потом» в зале произошел коллапс с ходьбой по головам. Собственно, это ровно то, что всем и было нужно от концерта: незамысловатая музыка с весёлыми текстами и все рвут друг друга в клочья с улыбкой на лице. Из соседних городов и стран приехали целые автобусы с посетителями, затем народ устроил кемпинг прямо на заводе после ночной дискотеки. Угар без остановок, и вот — начинается второй день.

За счёт того, что автобусы с иногородними гостями уехали (а кое-кто из москвичей хотел тайком затесаться в автобус ради того, чтоб, протрезвев, проснуться в Беларуси), народу стало явно меньше. Остались самые стойкие и самые пьяные. В сопровождении видеоряда на стене за сценой какие-то ребята играли инди-рок, всяческое заунывное скримо. Вдруг на сцене нарисовались две барабанные установки и заиграли чуваки из Jars. Высший пилотаж: один из драммеров то и дело выскакивал в зал, отплясывал ритуальный танец, и возвращался, начиная играть с любого места любой песни. В малом зале все силы отчаянно выплескивались на эпилептические танцы в стиле Йена Кертиса. Что-то столкнуло две ненавистные друг другу культуры на этом фестивале. Никогда я не видел такого странного симбиоза модной независимой музыки и разрывного хардкора на одной сцене. Одно слово — «Тройка».

 

Джейк,

Лос-Анджелес, США

 Журналист House of Guvera

 

 Я вообще первый раз в России, ни хрена никогда не слышал о русском панк-роке. Поэтому, в принципе, я здесь. Мы с парнями колесили по Вьетнаму и в Сайгоне сняли фильм о местном хип-хопе. В Европе мы сделали кино о метал-сцене, львиную долю удалось отснять в Берлине. И у нас в Лос-Анджелесе многие даже не представляют, что какие-то жанры существуют и развиваются в остальном мире. Это очень важно — показать, что творчество не имеет границ, тянется до любой точки света.

И вот вчера я сидел со своим другом в RULE Taproom. Он заговорил о «Тройке», и я подумал, что российский хардкор — это то, о чём нужно поведать. До этого я знал только то, что такая музыка здесь завязана на политике. Но, по сути, нет никакой разницы между американским хардкором и русским. Тот же саунд и подача, те же сумасшедшие люди в зале. А ещё у вас в России нет барьера между зрителем и группой. К сожалению, Штаты давно прошли этот этап, и тем самым наша сцена изменилась в худшую сторону.

Я вообще не знаю ни слова по-русски. Слушать хардкор-панк не на английском — это очень странно. Но, чёрт, в таких случаях всё, кроме музыки, отходит на второй план. А когда стараешься переключить свой мозг на текст, происходит разрыв шаблона. Настоящее рубилово!

Мне тут сказали, что за тот же самый ирокез в России совсем недавно можно было получить ******** [тяжкие телесные повреждения], а несколько лет назад вообще быть убитым. Для Америки это дикость. По крайней мере, я такого не помню в Калифорнии. Наверное, сей факт делает вашу музыку искреннее, что ли.

У меня вообще очень мало достоверной информации о России, нет собственных выводов о здешних людях. Но, посмотри, они же все здесь (показывает на посетителей концерта вокруг себя) вдрызг бухие! 

 

 

Александр, 

Санкт-Петербург

Участник проектов Cut’n’Run, Sandinista!, The Rave, Sunisgone, Ways of Revenge

 

Мы играли здесь с The Rave, и сразу скажу, что парни мы не очень организованные. Поэтому спасибо создателям фестиваля, что сделали и само мероприятие, и наше присутствие здесь возможными! Для меня панк-фест — это нечто в полях, в глуши. Поэтому, когда сегодня фестиваль проходит в помещении, я ощущаю себя на обычном гиге или продолжении Raw Fest (проходившего ранее там же, на Электрозаводе. — Прим. ред.). 

За чуть больше чем десятилетие культура подвальных концертов вообще не поменялась. В 2005 году я приходил на концерт и уже на завтрашний день знал всех панк-рокеров в городе. Это была малочисленная тусовка, вести о концертах распространялись посредством обычного телефонного звонка. С развитием соцсетей всё стало проще, гиги больше не носят закрытого характера.

Я вообще был уверен, что сейчас панк-рок находится в каком-то застое или даже идёт на спад. Одни повзрослели, остепенились, другие ещё до этого не доросли. А здесь, на «Тройке», я увидел новые лица. Может, эти люди впервые на таком мероприятии, но, думаю, они останутся в этой каше надолго. Поэтому «Тройка Фест» — это всё-таки панк, кто бы что ни говорил. Хотя бы судя по тому, что я увидел в глазах людей в зале.

 

 

Виктор, Москва

Организатор «Тройки», бывший участник проекта Sen Deni

 

 

Идея «Тройки» родилась спонтанно, во время небольшой алкогольной ностальгии по ушедшим в небытиё фестивалям нашей молодости (и красоты). В Москве и пригороде попросту не осталось фестивалей, объединяющих близких по духу людей без акцента на узкую музыкальную идею. Нам же хотелось сделать максимально разноплановый лайнап, показать старикам новые тенденции, а молодёжь вытянуть из небольших локальных тусовок. Разумеется, у нас не было случайных групп, все они в той или иной степени являются носителями ценностей и идей, характерных для свободолюбивого панка. А видеть угорающих вместе крастеров и инди-хипстеров — одно удовольствие, ведь общего у них куда больше, чем кажется на первый взгляд. 

Единственным же девизом в плане организации было лаконичное «не обосраться». Ибо сделать всё хотелось по уму, по-взрослому,  не теряя, однако,  юношеского задора и полнейшей диайвайщины. С нашим размахом это оказалось непросто: согласовать подобное мероприятие невозможно (да это и лишено всякого смысла), найти подходящее непалевное место в Подмосковье оказалось задачей не из лёгких. Впрочем, как мы ни старались, оба раза общения с ментами избежать не удалось. Ну и чёрт бы с ними. Главное, что «Тройка» состоялась. И состоится ещё.

 

 

Текст: Никита Кондратьев