Культура
7 молодых художников о своих проектах на Пикнике «Афиши»
В прошлую субботу в московском парке «Коломенское» прошёл один из главных летних городских праздников — Пикник «Афиши». Мы отыскали там самые интересные художественные проекты и попросили их авторов рассказать о каждом подробнее.
Филипп Ильинский
Diurnal sound fields and bodily activity
Моя работа достаточно наивная. Каждый день происходит взаимодействие человеческих телодвижений и звуковых полей. В своей партиципаторной акции я размышляю на тему повседневных звуков и движений человеческого тела, рассматривая их вместе как определённый феномен медитативного прослушивания.
Участники проекта надевают наушники, прослушивают полевые записи Коломенского парка и синхронно выполняют лёгкие физические упражнения, которые диктует роботизированный голос. Задачи довольно простые: двигать головой, сделать несколько шагов вперёд или назад, побегать на месте. Все полевые записи я сделал на айфон, показав этим повседневность. Идеального участника для такого проекта нет, определённого чувства, которое он должен испытать, — тоже. После этого проекта я начал больше задумываться о своей телесной деятельности в той или иной акустической среде. Если бы я повторял этот проект, я бы провёл его в полной темноте, чтобы не было никакой лишней информации и ничего не отвлекало. Мне показалось, что люди сильно стеснялись окружающих, принимая участие в этой акции.
Катя Любавская
«Облако цвета»
Я сделала этот проект специально для «Афиши» просто потому, что это хорошая возможность показать свою работу. Не вижу проблемы в том, чтобы выставлять своё искусство на фестивалях — ведь искусство массовое. Моя работа не несёт никакого тайного философского смысла. Он просто позитивный, такая скульптура, метафора яркого цвета как формы. Произведение может быть любым, можно сделать его из чего угодно — это метафора. Цвета просто условные, все цвета радуги. Так же как использовать чёрный и белый. Просто условный цвет. Материал достаточно лёгкий, воздушный — сетка. Ну и вообще всё металлическое, на каркасе. Все мои работы очень нюансные, они всегда очень стройные. Может быть, она даже и не очень фестивальная. Хочется, чтобы зритель получил наслаждение от вибрации этих сегментов, это такой аттракцион для глаза.
Не знаю, какая реакция должна быть у зрителей — мне нравится, что они сейчас подходят к объекту, фотографируются. Все мои работы созданы для созерцания. Это всё интуитивно. Объяснять нужно работы, которые имеют социальный смысл, а в моём случае нужно просто прочувствовать гармонию.
Екатерина Юшкевич
«Ты, я и незнакомые люди»
В первую очередь мне было интересно поработать с V-A-C, потому что мне глубоко симпатично всё, что они делают. Все участники этого павильона придумывали что-то специально для Пикника, в том числе и я. Я хотела выпустить в пространство фестиваля дрессированного кота с камерой GoPro на загривке. По задумке, кот должен был гулять один по территории, а зрители — следить за ним по видеотрансляции на мониторе. Я долго думала, как можно анализировать тему заборов и ограничений, которые присутствуют не только на фестивале, но и в повседневной жизни. Кот может проникнуть везде и преодолеть практически все препятствия, к тому же перед ним все равны: и охранник, и бизнесмен, и артист, и политик. Все они чувствуют себя вправе его погладить, поиграть с ним, в общем, кот должен был объединять посетителей и организаторов.
Как только мы опубликовали описание проекта, на меня обрушился шквал негатива, угроз и критики. Люди переживали в основном за безопасность кота. Для меня этическая сторона вопроса тоже была очень важна — мы выбрали дрессированного кота, который чуть ли не ежедневно работает на съёмках и корпоративах. Для него свободная прогулка по Пикнику была бы настоящим выходным. Я учла и вес животного — не хотелось, чтобы камера была для него тяжёлой. В итоге всё пошло не так: хозяин ночью сказал, что не сможет предоставить нам кота, стали искать нового — оказалось, что это кошка, к тому же беременная. Мы попытались выкупить её у хозяйки: не для того, чтобы использовать на «Афише», а просто для того, чтобы спасти от людей, которые хотели использовать беременную кошку ради собственной выгоды. Хозяйка согласилась, но потом начались звонки от какого-то мужчины, который угрожал и запрещал продавать нам животное.
В итоге проект, который должен был быть добрым и объединяющим, превратился в какой-то кошмар — я не только вызвала шквал негатива, но и нарвалась на «кошачью мафию». Было решено проект не делать — в конце концов, моей целью было не провоцировать и оскорблять людей, а совсем наоборот. Но история всё равно получилась показательной.
Zedz (Творческое объединение Артмоссфера)
Arcobaleno
Я рисую картины и создаю инсталляции, с которыми люди могут контактировать напрямую. Когда мне предложили участвовать в Пикнике, я решил сделать что-то вне своей зоны комфорта. Обычно я использую яркие цвета, а на этот раз работал в пастельных, чтобы добиться эффекта полусна. Я хотел, чтобы это было место, где дети играют, взрослые беседуют, переваривают еду или мысли и чувствуют себя счастливыми. Я стремился создать что-то приглашающее людей к действию, чтобы они не спрашивали разрешения, перед тем как потрогать объект, он не должен иметь чётких границ или внушать страх. Вы сами видите, что на нём играют дети — значит, я достиг своей цели. Не могу сказать, что я различаю музейные выставки и фестивали. Я люблю публичные пространства и терпеть не могу, когда зрителям запрещают прикасаться к моим работам. Не могу сказать, что у моего объекта есть определённая публика, но, скорее всего, это спокойные, счастливые люди, но я не выбираю их. Они выбирают объект.
Большинство приложений без какой-либо очевидной причины запрашивает нашу геолокацию. В Android это вообще нельзя контролировать, а владельцы iPhone далеко не всегда лезут в настройки что-нибудь менять. Все, кто устанавливают наше приложение делятся своим местоположением с остальными пользователями, но это не скрытый пункт, прописанный в пользовательском соглашении, а прямое назначение приложения.
Нам интересен нынешний тренд, когда слежка, которая всегда ассоциировалась с борьбой с преступностью или полицейским государством превращается в продукт. Мне кажется, что микрослежка — это даже уведомление о прочтении сообщений, которое незаметно становится частью социальных отношений. При этом в нашем проекте нет никакой желаемой реакции, мы не знаем, как поведут себя люди, которые следят за одним «человеком». Никакого моралистического подхода, вроде «задумайтесь», у нас тоже нет. Просто через несколько лет знать всё про «незнакомого» человека на улице станет нормой, и мы, отчасти, максимально приближаем этот момент, чтобы узнать, что люди будут с этим делать.
Фотографии: Courtesy Paranoiapp Team, Матвей Леонтьев
Комментарии
Подписаться