Несколько недель назад одним из мемов дня стало видео перформанса American Reflexxx. Героиня ролика — девушка в обтягивающем синем платье и маске с зеркальной поверхностью — попробовала немного поэпатировать вечернюю публику в пляжном районе. Результатом стала почти животная реакция толпы, в какой-то момент перешедшая от улюлюканья в физическую агрессию. Пострадавшей экспериментаторшей оказалась Signe Pierce, гордо объявившая себя киберфеминисткой. Что общего у не самого оригинального социального перформанса и утопического движения начала 1990-х? Tumblr.

 

50 оттенков розового: Что стало с киберфеминизмом в эпоху Tumblr. Изображение № 1.

«Мы — ***** дня сегодняшнего». С этих слов начинался «Киберфеминистский манифест ХХI века», сформулированный в далёком 1991 году арт-группой VNS Matrix. Тогда деревья были больше, трава зеленее, советская империя и Берлинская стена рухнули, а интернет казался новым волшебным измерением, которое окончательно утопит иерархии, эксплуатацию и прочие предрассудки старого мира в пикселях под божественные звуки соединения модемов.

Так думали действительно многие, особенно среди того продвинутого меньшинства, которое уже открыло для себя сеть. Киберпанк и трансгуманизм ещё не успели разменять актуальность на ярлыки маргинальных субкультур, до взрыва пузыря дот-комов и цунами параноидальной публицистики на тему тотального контроля оставалось почти целое десятилетие. 

В этой богатой энтузиазмом среде и зародился терминологически неуловимый киберфеминизм. Зачарованные новой цифровой бесконечностью художницы и активистки решили, что старому доброму феминизму давно пора в гроб, а все полномочия по освобождению мира от диктатуры гендера переходят к его новой инкарнации — киберфеминизму. Мир никнеймов и аватаров естественным образом не заинтересован в половых различиях и традиционных моделях, веб плавит цепи, каждый в нём — бестелесная и абсолютно свободная от социальности сущность, будущий киборг. На практике это выражалось в том, что киберфеминистки одними из первых начали активно осваивать интернет как пространство для перформативной коммуникации — клепать сайты, видеоигры, коллажи и арт-объекты. 

Разумеется, были и теоретические работы, но, как справедливо отмечают исследователи феномена, в текстуальном поле он так и не принял понятных очертаний — первых киберфеминисток, увлечённых почти сказочным техноутопизмом, сменили более серьёзно настроенные последовательницы, которые, однако, так и не смогли договориться по главному вопросу — как относиться к самому интернету. То ли бороться за свободное от власти и контроля пространство, то ли бороться за регулирование и контроль над опасностями новой виртуальной реальности. 

В конечном итоге киберфеминизм проиграл, причём на несколько лет раньше других романтических техноутопий — массовое заселение интернета колонизаторами из стран золотого миллиарда не оставило шансов аборигенам: пиратские бухты ожесточённо громят, в глобальных социальных сетях давно ввели паспорта, оставшиеся островки анонимности используют чаще всего для того, чтобы навредить тем, кто об этой анонимности вовремя на подумал. В контексте раннего киберфеминизма всё выглядит совсем печально: общество не только захватило с собой в интернет все старые проблемы, но и наплодило парочку новых. Последняя международная конференция киберфеминисток состоялась в 2001 году, всего спустя четыре года после первой, и обозначила конец широкого интереса к движению.

 

Киберфеминистское искусство 1990-х, работы группы VNS Matrix

50 оттенков розового: Что стало с киберфеминизмом в эпоху Tumblr. Изображение № 3.

Мы привыкли воспринимать Tumblr как визуальный сток для подростков, у которых слишком много свободного времени, упуская важное — на данный момент, это единственная глобальная социальная сеть, по-прежнему сохранившая самый широкий инструментарий для творческой самореализации, минимум цензуры и анонимность. Коммуникационный потенциал тоже никто не отменял. Да, Ttumblr в последнюю очередь функционирует как мессенджер, но никому это и не нужно — непрекращающийся обмен аудиовизуальной информацией и есть новый месседжинг. Если вынести за скобки другие известные платформы с их допотопным интерфейсом, Tumblr — локация, где до сих пор живут идеалы интернета 1990-х, а произведенные тобой джипеги, гифки и видео ценятся тем больше, чем сильнее они удалены от твоей личной жизни. Именно здесь рождаются наиболее интересные художественные мемы и сплочённые вокруг них сообщества.

Одним из таких самозародившихся сообществ и стали новые сетевые феминистки — множество Tumblr-аккаунтов, избравших для своего нет-арта контекст гендерной борьбы. В каких-то случаях это просто блог с тематическими (чужими) картинками, в других — самопровозглашённый зин, творческое объединение или галерея. Так или иначе все они используют одно и то же, легитимированное «Тамблером» оружие — картинки и видео.

Контент Tumblr-феминисток стилистически мало чем отличается от того, что мы понимаем под усреднённым Tumblr-контентом вообще: цепляющие образы, ностальгия по печатной продукции прошлых десятилетий, коллажирование, человеческая телесность, стилизации (под моду, рекламу и т. д.). В глаза бросается только отчётливая гендерная ориентированность — смешно, но отличить аккаунт среднестатистической юной киберфеминистки от аккаунта продвинутой маленькой принцессы интернета можно не сразу; небритые подмышки или капли менструальной крови на ногах уже давно не тянут на дерзкую провокацию по меркам Tumblr. Тотальное доминирование розового цвета ещё больше путает следы.

Постгуманистические грезы киберфеминизма забыты — в Tumblr уже никто не обращается к образу женщины-кокона, не мечтает раз и навсегда преодолеть тело и связанные с ним проблемы. По большому счёту именно оно, тело, и становится главным объектом рефлексии. А ещё, как водится, поп-культура, дизайн и всё остальное.

 

10 феминистских tumblr-комьюнити

Платформа, со временем переросшая из блога с микстейпами в печатный зин c поэзией, фотопроектами и эссеистикой.

Ещё один мультиформатный зин, но со своей спецификой: авторы Diaspora Drama осмысляют феминистские топики за рамками мира представительниц белого среднего класса.

Bunny Collective специализируется на медиаарте: видеоэссе молодых трансгендеров, отчёты с выставок и множество красивых фотографий.

Peachy’n’Keen меньше всего похож на активистский портал — единичные постеры с Лизой Симпсон тонут в море вполне идеологически безобидных кадров, в основном с девушками.  

Le Sigh — это музыкальный Tumblr с обзорами треков, альбомов и миксов. Записанных, разумеется, женщинами. 

Не очень удобно читаемый из интернета, но тем более самобытный печатный зин с минимумом картинок и максимумом текста.

Аккаунт главной самопровозглашённой киберфеминистки, на счету которой пока один громкий перформанс и медиаповод для этого материала.

Хороший сборник самых разных фем-арт-аккаунтов.

Не всё же о девочках — блог с актуальным для России названием «Сын патриарха» концентрируется на субверсии традиционных маскулинных символов. 

Как следует из названия, виртуальное выставочное пространство. Каждый месяц героем Art Baby Gallery становится новый молодой медиахудожник, чья экспозиция всё это время в гордом одиночестве висит на сайте проекта. 

 

Что есть у Tumblr-феминизма? Культура участия — как справедливо отмечают исследователи, в Tumblr ты просто не существуешь, если не постишь что-то на регулярной основе. Но дело не только в постинге — каждое второе комьюнити действительно издаёт свой зин, пытаясь придать форму высказыванию в бесконечном потоке визуального космического мусора, поэтому там можно регулярно встретить объявления о поиске контрибьюторов, а значит, любому заинтересованному постоянно предоставляется шанс влиться в сообщество, стать его активной частью, а не просто ретранслятором. Большинство таких сообществ и индивидуальных аккаунтов переплетены нитями репостов, поэтому мы действительно можем говорить о феминистском искусстве в Tumblr как о цельном явлении.

Это явление едва ли можно отнести к актуальному феминистскому дискурсу — в 2015 году гифки с облитыми краской туфлями несколько меркнут по сравнению с массмедийными баталиями вокруг неэтичных выражений или неправильных рубашек. Остроумие и игривость, некогда взятые на вооружение киберфеминистками 1990-х, — последнее, в чём можно заподозрить наиболее влиятельные силы борьбы с гендерным неравноправием. Остаётся только пожелать удачи девочкам из социальной сети, которые в полном соответствии с манифестом киберфеминизма сохраняют веру «в наслаждение, безумие, святость и поэзию».

Фотографии: girls get busy, cuntry living, diaspora drama, signe pierce, bunny collective, out of the kitchen, peachy’n’keen, son of a patriarch, the le sigh, art baby gallery