Мы продолжаем искать молодых и буйных во всех сферах, и если о музыкантах и других субкультурных деятелях мы говорим чуть ли не каждый день, то теперь самое время обратиться к молодым художникам. На этой неделе мы побывали в студиях нескольких из них: на бывших фабриках, на «Красном Октябре», у кого-то из них дома, — чтобы посмотреть, как это устроено в 2015-м. 

 

Ян Тамкович

 

Дом культуры: Молодые московские художники и их мастерские. Изображение № 1.

 

Раньше я работал в мастерской в старейшем фабричном цеху с территорией в 100 квадратных метров, но в их пределах было опасно находиться — например, иногда падали кирпичи. В ходе переезда я потерял много вещей, там было очень много пыли, в общем, это было странное место – но довольно клевое и готическое.

До того, как рисовать, я увлекался политологией и особенно журналистикой: верстал три-четыре студенческие газеты одновременно. Я хотел пойти в ВШЭ, не набрал баллов и пошел в РГСУ, а с четвертого курса меня просто вытурнули: мы в газете писали сложные материалы на провокационные темы, это раздражало руководство. В итоге все стало плохо, я понял, что система такого образования не работает, и просто ушел оттуда. После этого была Британка и пара лет учебы, но начинающим художникам лучше не учится искусству в ВУЗах. Чем меньше в голове ненужного хлама, тем безумнее и интереснее становится работа.

  

 

Юля Блюхер

 

Дом культуры: Молодые московские художники и их мастерские. Изображение № 8.

 

Если ты работаешь с литературой — делаешь иллюстрации к книгам или к чему-то ещё, — то так или иначе всплывает то, о чём раньше и не догадывался. Наверное, в любой профессии так: ты всё время учишься, всё время работаешь над собой. А работа с любыми издательствами для меня стала прекрасным мотиватором узнавать всё больше и больше.

Сейчас роль моей рабочей студии играет квартира. Я снимала мастерскую в прошлом году: нас было семь человек — своего рода творческое объединение, мы сняли подвал на «Савеловской». Начались конфликты с соседями, жильцами подъезда, которые отнюдь не мечтали о художниках в доме. Ну и конечно, проблемы возникли со скачком курса валют: за полгода цена выросла в несколько раз. И вообще это был странный опыт.

Сайт: Behance.net

  

 

Иван Новиков

 

Дом культуры: Молодые московские художники и их мастерские. Изображение № 16.

 

Между искусством и природой огромная связь: в обществе есть понятия о демократии, которые предполагают равноправное отношение к другим. Меня интересует отношение людей к растениям. Есть некоторое вычленение флоры из другого мира одушевлённых созданий — животных, людей. На мой взгляд, это принципиальная ошибка, которую нужно решать, в том числе и при помощи искусства. В каком-то смысле мои работы с растениями — это классическая модернистская попытка дать право голоса тем, кто его изначально лишён.

На «Красном Октябре» я очутился по чистой случайности: мне нужно было срочно готовиться к выставке, и друзья помогли отыскать это пространство — скоро на месте студии будет настоящий выставочный зал. Кроме работы над выставками, я ещё и преподаю в «Базе»: после того как я закончил там учиться, Светлана Баскова предложила мне подумать о сотрудничестве. Конечно же, я согласился. Это трудно, да, но мне вдвойне интересно читать свой курс, ведь подготовка диалога с ребятами — отличный предлог для саморефлексии.

  

 

Саша Пастернак и Антон Тотибадзе

 

Дом культуры: Молодые московские художники и их мастерские. Изображение № 22.

 

Саша Пастернак: Я всегда мечтала иметь собственную мастерскую, а недавно мой друг пригласил совместно снимать помещение. Изначально оно представляло собой довольно эклектичное пространство. Синий потолок, красный пол, где-то стены были зелёными, где-то розовыми, оранжевыми, чёрно-белыми, полосатыми. В каких-то местах была серебряная звукоизоляция, где-то она была обклеена фольгой. Не было ни электричества, ни водопровода. Протекала крыша, а посреди второго этажа стоял унитаз.

Мне хотелось бы иметь некое подобие расписания, но пока что не получается. Каждый день в мастерской — особенный. Часто приходят друзья, и мы делаем всё, что приходит в голову: рисуем, готовим, танцуем, лепим из глины… Но иногда и в университет сходить надо. Я учусь в ГИТИСе на факультете сценографии и думаю, оно не повредит: сложно представить человека, который уверенно чувствует себя в работе без образования и опыта. Хотя по-настоящему важно лишь то, насколько художник усердно работает самостоятельно, насколько он отдаётся искусству. Никакое образование не поможет, если в тебе нет огня.

Сайт: Behance.net

Антон Тотибадзе: Увлекаются онанизмом, а искусством живут. Так вот жить им я начал сравнительно недавно, это было лет пять-шесть назад.

Был ещё период у меня в классе эдак седьмом — пианистом и барабанщиком хотел стать, архитектором. А до пятого класса вообще считал, что непременно изобретателем буду… Впоследствии оказалось, что единственное, что нужно художнику — это душа и здоровая печень… Не думаю, что со временем в этом плане что-то кардинально изменится.
Как-то раз иду я, значит, по улице, подходит ко мне дедушка седой совсем и спрашивает: «А хочешь в мастерскую попасть? Только придётся ремонт самому делать». Я ему: «Хочу!» Вот и попал! И ремонт сделал. Моя леди и друзья помогали, конечно. Теперь вот бухаем тут все вместе. Мастерская — это живой организм, мы тут всего полгода, но не было и дня, похожего на предыдущий. Люди приходят, не приходят; по делу, без дела; выпить, закусить; ночь, утро, похмелье; картины постоянно приезжают-уезжают, перевешиваются с места на место, пьянка, уборка, работа, сериалы, бокалы бьются, ментов вызывают. Вот ещё недавно муравьи завелись!

Сайт: Behance.net

 

 

Наташа Рукавишникова

 

Дом культуры: Молодые московские художники и их мастерские. Изображение № 32.

 

Я начала рисовать, когда готовилась к поступлению в ГИТИС на сценографа — так я полюбила мир театра и прониклась им. До сих пор это один из самых ярких источников вдохновения для меня. Спектакль — это сложный живой процесс взаимодействия различных творческих людей. Поскольку для меня важно всё контролировать в творчестве, я решила пока отойти от театра и сконцентрироваться на живописи. Сейчас мне больше нравится быть в театре зрителем, видеть процесс снаружи. Возможно, я вернусь туда позже.

Теперь я больше времени уделяю развитию себя как художника, осваиваю новые техники и материалы. Еще мне нравится кураторская работа. Все чаще замечаю вокруг удивительных, интересных мне художников, скульпторов, иллюстраторов. Находить новые таланты и пускать их в жизнь - это прекрасная работа, но это только мысли на будущее.

Моя мастерская — это мой дом, и сложно порой совмещать два пространства, жилое и рабочее, но в тоже время каждый момент или период жизни может послужить вдохновением для работы. Я стараюсь использовать по максимуму время и место, которые сейчас у меня есть.

Сайт: instagram.com/natalieruka

 

Фотографии: Андрей Носков