Мы очень бережно относимся к хорошим инициативам, стараемся чаще рассказывать о новичках, заслуживающих внимания, и их проектах. На нашем почти выжженном поле молодёжной культуры каждая попытка создать что-то новое на вес золота. Поэтому так важно делиться опытом, чему редакция FURFUR рада посодействовать. В прошлом подобном материале мы говорили о том, как организовать собственный рейв, а теперь взялись за идею создания небольшого музыкального фестиваля. О том, как его принципиально устроить, мы спросили у создателя Pitch175, маленького электронного феста в провинциальном городе Воткинске, где выступят ребята из Johns’ Kingdom, и человека с противоположным багажом опыта — известного московского промоутера Степана Казарьяна, создателя фестиваля «Боль» на «Флаконе».

 

 

Рустем Имамиев

Организатор фестиваля электронной музыки Pitch175

САЙТ: vk.com

 

На личном опыте убедился в том, что в этом нелёгком деле без команды никуда, поэтому на ранних этапах подготовки поймите, кто из ваших соратников действительно дойдёт с вами до конца. Это нужно для того, чтобы не питать напрасных надежд, ну и не портить отношения.

Важно понять, какую сумму вы готовы потратить на фестиваль, если организуете его на собственные деньги. Даже самый нищебродский фест требует немалых затрат. Важно дифференцировать все этапы подготовки к фестивалю, ведь на каждом из них будут моменты, когда вам придётся за что-то платить, где-то больше, где-то меньше.

Не буду скрывать — я пытаюсь организовать фестиваль исключительно на свои средства, которых, кстати, совсем немного, поэтому один из главных выводов, который я сделал в первую очередь: без социального капитала сложно, без денег можно.

Ясно, что все мы не хотим от кого-то зависеть и терпеть не можем, когда кто-то диктует правила вашего же рейва, но неплохо было бы попробовать найти финансового партнёра, который хоть и будет вмешиваться в творческий процесс, но точно поможет вашей мечте — крутому фесту — сбыться. Выбирайте площадку, начиная с малого в буквальном смысле — подумайте о том, где ваши гости будут справлять нужду, это, как правило, одна из самых больших проблем.

Понятно, что на function one денег нет, понятно, что хочется, чтобы звучало как в «Монастыре», но постарайтесь найти хорошего звукаря, который вам поможет добиться нормального звука от той аппаратуры, что у вас есть. Естественно, этому звукачу нужно будет заплатить, но это абсолютно оправданно — вот на чём не стоить экономить, так это на звуке!

 

«Один из главных выводов, который я сделал: без социального капитала сложно,
без денег можно».

 

Если вы рассчитываете на фестиваль, куда придёт больше 50 человек, позаботьтесь об охране, чтобы эти тусовщики за «плохую музыку» не предъявили музыкантам, либо друг с другом не начали выяснять, кому больше нравится прямая бочка, а кому брейкбит. Лично я пригласил своих друзей, бывших одноклассников, которые уже в школе начали следить за своей бицухой, а сейчас они выглядят практически как рестлеры, так что надеюсь на них.

Наравне с охранником стоит нанять уборщицу — поверьте, даже если ваш фестиваль посетит десять человек, эти приятели насрут будь здоров, на эту позицию, я думаю, приглашу вахтёршу молодёжного центра, в котором организую своё мероприятие, ну и в помощь ей ещё кого-то, кто согласится за небольшой гонорар проделать эту работу.

Я думаю, мой случай уникальный. В городе Воткинске никогда ранее не было подобных мероприятий. Я рассчитываю, конечно, на ценителей той музыки, которую будут играть приглашённые музыканты, но в маленьком городке аудитория «Джонов» не такая уж и большая, а ведь именно они заявлены в качестве хедлайнеров феста. Лайнап так и составляю, чтобы не ранить психику провинциальной публики, сначала будет играть музыка полегче — эмбиент, битс, абстракт хип-хоп, далее последует наказание от Хубера и его банды. 

Стоимость билета я рассчитал следующим образом: спрашивал у местных, не дорого ли им будет столько-то, на что мне ответили, что это абсолютно ничтожная сумма, которая целевой аудитории по карману.

«Без денег — можно»: Как организовать свой музыкальный фестиваль. Изображение № 1.

 

Степан Казарьян

известный московский промоутер, организатор фестиваля «Боль»

САЙТ: Facebook, Vk

 

В первую очередь нужно чётко понимать, для чего ты делаешь фестиваль. Причины у всех могут быть разные. Кто-то делает, потому что хочет славы, кто-то хочет себе или кому-то что-то доказать. Но подобные начинания вряд ли могут увенчаться успехом. Переходить к организации фестиваля стоит только в том случае, если ты делаешь обычные концерты с закрытыми глазами: когда лайнап из трёх-четырёх артистов на вечер не вызывает у тебя как у организатора никаких затруднений; когда ты из раза в раз обеспечиваешь соблюдение тайминга. Фестиваль, особенно если он среднего и более крупного формата (восемь групп и более), с несколькими сценами, — это серьёзное мероприятие, за которое не стоит браться, если нет ощутимого опыта в организации клубных концертов и концертов на открытых площадках.

Начать при организации нужно с создания концепта. У фестиваля должна быть идея, направленность: стилистическая, жанровая, социальная или идеологическая. Далее необходимо понимание своей аудитории, для которой вы собираетесь делать фестиваль. Вы должны прикинуть её примерную численность, средний доход и мотивированность. Затем вы составляете примерный лайнап.

В моём случае это было так: мы сидели с моим товарищем, питерским промоутером Мишей Тумановым, пили чаёк на кухне и обсуждали музыкальный феномен тренда 1980-х в современной России и засилье коротких чётких названий групп. Я пересказал ему свой разговор с женщиной, занимающейся подбором групп к Roskilde Festival, которая является фанаткой группы «Кино» и ещё в 1989-м делала их гиг в Копенгагене. Она сказала мне, что англоязычные российские группы смешны и неинтересны. А ей нужны группы с короткими русскими названиями, играющие хмурую русскоязычную музыку, ассоциирующуюся с Россией. Я назвал ей «Утро» и «Труд». Она одобрительно кивнула.

Мы в шутку решили, что нужно сделать мини-фестиваль с лайнапом «Труд», «Сруб», «Утро». Прикинули, что все группы имеют в названии четыре буквы и что название фестиваля тоже должно быть из четырёх букв. «Боль» пришла сама собой. Именно в этот момент стало ясно, что это работающая модель. Я несколько месяцев вынашивал эту идею. Миша к этому моменту подзавязал с промоутерством, насколько я понял. Зато за это время феномен нового русского панк-рока оформился уже более явно, окреп и нарастил мышечную массу в виде аудитории. От юмористической идеи приглашать группы только из четырёх букв я решил отказаться. Я выбрал площадку дизайн-завода «Флакон» и взял единственную подходящую дату в июне — 20-е число.

Группа «Утро» отказалась играть на фестивале, как и «Берген Кремер». «Труд» очень хотели, но физически не смогут участвовать из-за занятости в этот период. Но освободившись от условности четрёх букв и сконцентрировавшись на философском смысле и иронии, вложенных в слово «боль», смог расширить лайнап до того, который мы имеем сейчас. Площадка была выбрана по принципу исключения. «Стрелка» с их пафосом и гонором такие мероприятия в гробу видала. Парк Горького, сильно всех доставший, является дорогой площадкой, пить алкоголь там нельзя, а это уже превращает панк-фестиваль в фарс и пародию. Завод «Кристалл» сейчас только в начале своего становления, и, несмотря на всё уважение и любовь к людям, занимающимся им сейчас, я не решился рисковать, так как это первый по-настоящему масштабный фестиваль для меня.

 

«В России люди, включая прессу, обожают организаторов, регулярно перерезающих себе свои промоутерские вены».

 

Был вариант сделать всё на какой-нибудь площадке в клубе, но прошлым летом на Artplay во время Jazz Rooftop я решил, что летом надо делать фестивали на улице. Так хочет публика, так хочет сам артист. «Флакон» стал абсолютно естественным выбором. Это завод, а не парк. Там есть пространство для того, чтобы установить несколько сцен, фуд-корты, маркет и так далее. Это демократичное место, которое видит в любителях группы Sonic Death и Ploho будущих лояльных сограждан, а не немодные отбросы общества, как некоторые другие. Если честно, то, получив первые отказы по группам, я начал закидывать вместо удочки сразу сеть, и так получилось, что все остальные группы согласились. Не успел я сходить в туалет, как некоторые из этих групп уже рассказали корешам, и те тут же вышли со мной на связь.

Тем временем я осторожно создал ивент в полузабытой сети last.fm, чтобы проверить реакцию публики. Убедившись в том, что концепт фестиваля востребован и вызывает бурный интерес, решил рискнуть и расширить лайнап до 13 групп. Я до последнего думал над идеологией фестиваля. Ещё в марте я решил привезти на фестиваль сербскую группу Repetitor. Они являются исключением, однако лишь подтверждающим правило. Они поют по-сербскохорватски. Это пример того, как люди не стесняются своего ещё менее популярного языка и при этом идут на европейских фестивалях на ура.

Вплоть до последней секунды соблазн сделать ещё исключения был велик. Я являюсь открытым националистом и не скрываю этого, но я не фанатик и не ксенофоб. Есть хорошие группы, поющие на английском в нашей стране (Jack Wood, Brandenburg и другие), но пусти я их на фестиваль — и идеологический нерв был бы потерян. Призыв — задуматься и обратить внимание на «новую русскую волну», которая сейчас находится в стадии становления, увидеть в одном месте сибирский рок-синдикат до того, как они все разосрутся и разъедутся, а некоторые из них распадутся или зажрутся. 

Когда я финализировал состав, я ещё раз посчитал все расходы на логистику (перелёты, проживание, питание и остальное), гонорары (те, на которые мы смогли договориться), приплюсовал примерную стоимость застройки двух сцен, зарплату моей команды (без бонусов) — и получилась некая сумма N. Прикинув минимальное, но вполне реалистичное количество проданных билетов (по моей оценке, это оказалось критической цифрой), я понял, что мне нужно от кого-то отказаться. Это оказалась группа «Буерак» из Новосибирска, которую я очень хотел представить на фестивале. Но авиабилеты из Новосибирска по 17–20 тысяч рублей плюс гонорар и проживание при их степени известности, к сожалению, лишили нас счастья лицезреть этих ребят, хотя они достойны ничуть не меньшего, а может быть, даже большего, чем некоторые другие коллективы. Вообще промоутер должен чувствовать разницу между необходимостью рисковать и совершением самоубийства. 

В России люди, включая прессу, обожают организаторов, регулярно перерезающих себе свои промоутерские вены. Они восхищаются ими, ставят в пример остальным, но не предпринимают никаких усилий, чтобы перевязать своим рублём раны этих граждан. Я, если честно, ими не восхищаюсь. Мне больно смотреть, как эти всем известные товарищи возят каких-то мозговзрывающих артистов либо не в тот момент, либо не за те деньги, либо переплатив десять раз за какую-нибудь сверхсрочную визу или жутко неудобный билет. А потом этим промоутерам плохо. Они остаются одни со своими проблемами и им приходится унижаться и занимать деньги не у тех, кто их так боготворит (те никогда не дадут), а у кого придётся.

«Без денег — можно»: Как организовать свой музыкальный фестиваль. Изображение № 2.

 

Так вот фестиваль — это слишком масштабное и рискованное предприятие, и все потери могут стать фатальными для организатора. И тем более следует быть очень осторожным и избегать всех лишних шагов, которые ведут к удорожанию мероприятия. Также при формировании бюджета нужно всегда закладывать от 10 до 20 % на непредвиденные расходы. Сейчас я каждый день сталкиваюсь с новыми статьями расходов, о которых я ранее и не помышлял. 

Другим важным моментом является команда. Обойтись друзьями, боюсь, не удастся, тем более они вряд ли будут вас слушаться. А если не будет единого командования, то будет и впрямь больно. Нужен человек, который будет заниматься логистикой: покупка оптимальных билетов, разработка тайминга, размещением. Нужен человек, который будет заниматься социальными сетями (общение с пабликами и ведение собственной встречи/группы фестиваля), человек, который будет заниматься только прессой. Человек, который будет заниматься маркетом и фудкортом. Человек, который будет заниматься подбором волонтёров и их муштрой (координировать их, отправлять встречать и сопровождать артистов, стоять на входе). Нужен технический директор, который будет заниматься райдером и застройкой сцен, арт-директор фестиваля, то есть человек, который будет делать весь дизайн и обеспечивать всех партнёров баннерами, афишами и так далее.

И наконец, вам нужен человек, который будет вместе с вашим партнёром билетным агентом стоять на входе и обилечивать — это очень важный человек. Он должен быть как кремень. Его будут умолять, оскорблять и постоянно пытаться обмануть. Я рассчитываю на 2000 проданных билетов в этом году. Если так и будет, то по аналогии с прошлым годом и фестивалем Jazz Rooftop, попыток прохода обманным путём с поддельными электронными билетами будет около 80–100. У меня бы нервы сдали человеке на десятом. Я несколько лет собирал по крупицам свою команду. Если вы берёте людей, которые ранее с вами не работали, то в лучшем случае каждый второй точно отвалится. Вам придётся либо самому выполнять эту функцию, либо искать другого человека на половине пути, а это очень опасная ситуация. Так как фестиваль у нас бедный, без спонсоров, доверия к непроверенным людям нет, поэтому работу в поле, то есть в день фестиваля, работу стейдж-менеджером и т. д., мы распределим между собой. Логист займётся основной сценой, пресс-секретарь — второй, дизайнер — третьей и так далее.

Важный момент — это осуществление охраны, безопасность, контроль входящих людей и их взаимодействия с окружающим миром. Я считаю, что закон надо соблюдать. Раз шуметь после 23:00 нельзя — значит нельзя. Да, обидно, что солнце только начинает садиться в тот момент, когда надо уже по домам расходиться. Реалии таковы, что ночью в центре города не поделаешь опен-эйров, а за город публика ехать пока не готова. Да и организаторы не готовы пока что-либо делать, так как это совершенно другие масштабы и уровень сложности.

Охрана, безусловно, нужна. Я против фейсконтроля и прочих искусственных попыток расслоения общества. Мне кажется, что нет лучшего фейсконтрольщика, чем билет. Если ты наскрёб денег на билет, значит, тебе это нужно, значит, ты уважаешь артиста, промоутера и ты достоин пройти внутрь. Однако под воздействием обстоятельств некоторые люди могут начать создавать дискомфортные ситуации для других (блевать, портить чужое имущество, оскорблять других и затевать драки). Может, эти люди шли на фестиваль с наилучшими помыслами: хотели послушать Ploho, подарить цветы вокалистке «Вхоре», спеть песню «Падь» все вместе, но перепили пива на солнце — и бескультурье и агрессия начали изливаться из них не прекращающимся потоком, и они стали портить всем вечер. Таких людей нужно удалять. Возможно, стоит вернуть деньги за билет, возможно, нет — надо посмотреть законодательство. Но, например, в прошлом году на крыше Artplay из полутора тысяч человек на Jazz Rooftop никого выводить не пришлось. Зато в новомодных ночных клубах с фейсконтролем и каждым вторым по вписке я регулярно вижу всяких козлов-драчунов. 

В целом у нас хорошая публика. Когда не создаётся искусственных преград между людьми, не происходит strelkaизации входа, solyankизации аудитории и афишизирования мозга, то люди начинают чувствовать общность с другими рядом находящимися. На моих концертах часто присутствует мош, и за ним нужно наблюдать, но его не нужно контролировать. Люди, которые в нём участвуют, — лучшие контролёры происходящего. Если кто-то поранится, то они первые окажут помощь. У нас высокая культура поведения в моше — выше, чем где-то ещё. Но, безусловно, нужно иметь скорую помощь под рукой. Делать это нас обязывает закон, и это действительно необходимо. Если честно, тут очень важна площадка. Важнее транспортной досягаемости и даже актуальности площадки являются ваши отношения с площадкой. Важно, чтобы площадка не просто стремилась поиметь с вас бабло, а готова была бы взять на себя часть обязанностей. Сделать за вас то, что они привыкли делать каждый день, а вы не делали никогда. Например, договориться со скорой помощью о дежурстве рядом с площадкой во время вашего ивента.

 

«Я считаю, что цена на фестиваль должна быть равна цене двух обычных билетов на рядовой концерт хедлайнера фестиваля».

 

Также очень важно выбрать партнёров, билетного агента. У меня это — ponominalu.ru. Я всегда работаю с ними, так как они единственные, кто принимает промоутеров вроде меня за людей и видят какой-то потенциал в будущем. Остальным будет наплевать, хоть у тебя «Боль», хоть «Смерть» хоть «Клоп», Ивана Дорна нет — до свидания, никакого внимания ты не получишь, можешь завезти билеты, но на этом активность закончится. Больше никакого продвижения не будет. 

Очень важен ваш главный медиапартнёр. Главным медиапартнёром должен быть ресурс, который всегда являлся вашим медиапартнёром и которому нравится то, что вы делаете из раза в раз, а не только тогда, когда у вас совпадают интересы. В данном случае это будет журнал «Метрополь». Большая часть групп презентует свои релизы у них. Они всегда открыты для поддержки моих мероприятий вне зависимости от того, большой это артист или маленький. И вообще они мне близки по идеологии. Хулиганы, но не совсем отъехавшие. Безусловно, взаимодействие с остальными СМИ тоже очень важно. Нужно узнать, кому что интересно, придумать для каждого СМИ какую-то тему, близкую их читателю, и договориться с ними. Условно говоря, предложить FURFUR взять интервью у Repetitor об андеграунд-тусовке Белграда, «Афиша» может у них же узнать про их концерты в Косово, для «ВОС» вообще тема «Боли» является наболевшей, ну а внимание Wonderzine можно обратить на то, что на «Боли» представлены три полностью девичьи группы, а это аж 40% выступающих, и все они представляют большой интерес в музыкальной среде.

Цена билета формируется исходя из вашего бюджета. Условно, ваш бюджет — 600 тысяч рублей. Вы рассчитываете, что у вас будет от 1000 до 2000 человек. Берете пессимистичный расклад — 1000. 600 тысяч делите на 1000 — получается 600. Теперь вспоминаете, что существует процент билетного агентства и налоги. Соответственно, вам нужно либо сокращать ваши расходы, либо делать билет дороже. Но зато появляется понимание минимальной цены билета. Существует и другая стратегия. При таком лайнапе можно сделать цену дороже и тогда нужно продать меньше, однако я сторонник массовости, а не элитизации. Я считаю, что цена на фестиваль должна быть равна цене двух обычных билетов на рядовой концерт хедлайнера фестиваля. 

Выстраивать лайнап нужно с учётом различных факторов. У нас будет две сцены (возможно, будет третья с речитативными хмурыми коллективами и битмейкерами). Одна сцена — основная (большая), на ней играют не просто и не столько хедлайнеры, сколько группы с более серьёзным сетапом и бэклайном. На малой — группы с более лёгким сетапом. Они будут чередоваться, чтобы люди могли послушать всё. Коллективы нужно расставить в лайнапе так, чтобы у людей был стимул прийти с самого начала. Кого-то из хедлайнеров нужно поставить в первой половине, кого-то — в самый конец. Я сделаю специальную цену для тех, кто придёт в первые часы фестиваля, чтобы стимулировать приток с самого начала и подстегнуть бизнес на фудкорте.