Культура
Кто есть кто: Протестующие номинанты «Инновации» и их проекты
Вчера значительная часть номинантов художественной премии «Инновации» подписалась под открытым письмом, раскритиковав политику министра культуры Владимира Мединского, с лёгкой руки которого государство стало врагом любых смелых и современных культурных проектов. FURFUR собрал вместе проекты всех подписавшихся номинантов.
«Лаборатория городской фауны»
Арт-группа исследует паразитирование и симбиоз в отношениях между основными обитателями городов — например, людьми, голубями, крысами, крапивой и одуванчиками. Художники исследуют, почему коты в Хорошёве-Мнёвниках не охотятся на голубей, сооружают виртуальный Парк городской фауны и стимулируют рост сорняков в отдельно взятых местах.
Проект: «Зелень внешняя»
Исследование на тему городских сорняков и их маргинального статуса в урбанистической среде, границы между природой и культурой.
Евгений Гранильщиков
Художник с дипломом фотожурналиста Евгений Гранильщиков живёт и работает в Москве и Бангкоке. С 2011 года занимается видеоинсталляциями и короткометражным кино, наибольшую известность получил после фильма «Позиции» — разделённой на три экрана истории о троих политических активистах.
Проект: Unfinished Project
«Неоконченный проект» состоит из трёх фильмов, объединённых общими темами: ощущением времени, героями, невыясненными отношениями между документом и постановкой. В каждом из них — «Похоронах Курбе», Unfinished Film, Untitled (Reenactment) — отсутствует привычный нарратив, а грань между игровой схемой и беспристрастным документализмом сведена к нулю.
Евгения Долинина, Вера Коняшова, Роман Кутнов,
Александр Лещёв, Глеб Нечаев, Марина Рагозина, Мария Сокол
Команда художников Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб» совместно с артистами театра «Балет Москва» и международного центра танца и перформанса «ЦЕХ».
Проект: «Смерть Тарелкина»
Сатирическая пьеса дореволюционного философа и драматурга Александра Сухово-Кобылина, превращённая в мокьюментари про Эдварда Сноудена. Дело Сноудена как один из лучших примеров медиаакционизма в ХХI веке и повод поговорить о том, что всё-таки важнее — неприкосновенность персональных данных или так называемая государственная безопасность.
Наиля Аллахвердиева, Арсений Сергеев
Наиля Аллахвердиева — одна из создательниц антифеминистской акционистской арт-группы «Засада Цеткин», курирует художественные проекты в Перми с 2011 года.
Арсений Сергеев — художник, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, также курирует выставочные проекты Музея современного искусства PERMM.
Проект: «Транзитная зона»
Приуроченная к сворачиванию знаменитой «Пермской культурной революции» и выселению Музея современного искусства PERMM выставка стрит-арта, который рисовали на площади в полтора квадратных километра 33 художника из России и Украины.
«Куда бегут собаки»
Творческое объединение из Екатеринбурга, художники создают кинетические скульптуры, объекты, инсталляции, видео и акции, посвящая их технологическим утопиям, масштабным научным экспериментам и оптическим иллюзиям. Например, огромную машину с щупальцами-датчиками, исследующую и запоминающую все ваши запахи.
Проект: «1, 4... 19»
Огромный светодиодный лабиринт с мышами. Мышь, проходя по лабиринту, на каждом перекрёстке выбирает лишь один из вариантов, все остальные остаются нереализованными. Мы видим не только реализованный путь, но и упущенные возможности, которые превращаются в виртуальных мышей на проекции. В момент, когда виртуальная мышь направляется навстречу реальной, компьютер выдвигает между ними преграду. Виртуальные мыши могут заполнить почти весь лабиринт и ограничить пространство реальной мыши до предельного минимума.
Творческая платформа «Что делать?»
Одна из самых важных и уважаемых боевых единиц на российском художественном пространстве, активно существующая уже больше десяти лет. «Что делать?» объединяет вокруг себя левых художников, активистов, философов и других деятелей из Москвы, Питера и Нижнего Новгорода, готовых к междисциплинарным поискам, исследованиям и высказываниям. Издают одноименную газету на русском и английском языках, а с недавних пор ещё и онлайн-журнал об искусстве, у которого уже успело выйти три номера. «Мы интернационалисты — и требуем признания равенства всех людей, вне зависимости от места их проживания и происхождения. Мы феминисты — и против любых форм патриархата, гомофобии, гендерного неравенства», — пишут о себе участники «Что делать?». Вообще участники платформы во всех своих работах — будь то инсталляции или свежие номера их газеты — ведут речь примерно об одном и том же: о переосмыслении левой философии и политического курса. В 2013 году «Что делать?» даже основали собственную школу.
Проект: «Исключённые. В момент опасности»
«Исключённые» — продолжительная по времени видеоинсталляция, действующие лица которой ещё недавно были учениками школы «Что делать?». Начинается всё с того, что молодые люди группами и по одному пытаются описать своё положение в мире и обществе, опираясь на политические и просто громкие события. Голоса сплетаются, и в итоге получается размашистая метафора о поколении и его месте в истории.
Творческий союз «Тереза»
Пожалуй, самое нетрадиционное по составу художественное объединение из всего списка — основано в конце прошлого года как союз художников, деятелей культуры и секс-работников. О них пока совсем мало известно как о коллективе, и чем они будут заниматься дальше, можно определить только по двусмысленным намёкам в разных интервью.
Проект: кукольный спектакль «Пояса Афродиты»
Первый показ работы состоялся всего несколько месяцев назад — 31 октября 2014 года. В «Поясах» команда «Терезы» при помощи близкой к народной форме рассказывает истории секс-работников из собственного коллектива.
Хаим Сокол
Художник и скульптор, жил и выставлялся в арт-сквоте в Хохловом переулке. Известен инсталляциями с обилием металла и красного цвета.
Проект: «Спартак: Times New Roman»
«Россия — странное место. Здесь война воспринимается как игра, а игры художников — как война. В Москве я живу рядом с метро „Бауманская“, недалеко от Спартаковской площади. Изначально станция тоже должна была называться „Спартаковской“. Рим, в который играю я, — это Рим угнетённых, где история не умерла, но спряталась во время игры „в прятки“ в унылой повседневности. И с тех пор сидит там, всеми забытая. Чтобы разыскать её, нужно вернуться в детство, когда знание дано нам не в опыте, но лишь в памяти подсознания и в воображении. И вот, водосточные трубы становятся бюстами героев революции, старое пальто — монументом павшим, половая тряпка превращается в знамя, а триумфальная арка — в пролетарское общежитие».
Ирина Корина
Ещё один ветеран российской художественной среды, чьи работы активно выставляются ещё с 2000 года, наследие бережно хранится в ГЦСИ, а в 2009 году даже была персональная выставка инсталляций в Московском музее современного искусства. Училась и в московском ГИТИСе, и в академиях искусств Швеции и Австрии. Известна в первую очередь своими перформансами, за которые уже дважды получала «Соратника» и одну «Инновацию».
Проект: «Припев»
Дотошно продуманный мир гигантских объектов, образующих целую блестящую вселенную, в которой легко потеряться.
Фотографии: ncca.ru
Комментарии
Подписаться