Не так давно мы рассказывали о том, как устроено независимое книгоиздательство в России. Итог: проблем и трудностей много, инди-издательств мало, но они есть. Продолжаем разговор. Теперь мы решили разобраться, какую литературу они выпускают, и попросили четыре отечественных независимых издательства выбрать и рассказать об одной недавно вышедшей или готовящейся к выходу книге.

Издательство Kolonna Publications

ГЕРАРД РЕВЕ

«Письма моему врачу»

С 1963 по 1980 год знаменитый голландский писатель Герард Реве переписывался с врачом Яном Гротхёйзе. Знакомство состоялось случайно, когда Реве, страдавший алкоголизмом, подрался со своим любовником и нуждался в срочной медицинской помощи, и переросло в многолетнюю дружбу.

В книге «Письма моему врачу» речь идёт о болезнях, лекарствах, спиртном и смерти. Практически в каждом письме содержится отчёт о борьбе с Королём Алкоголем. «В те времена люди пили по-чёрному. Алкоголь на время снижает напряжение, но также пробуждает агрессию. Похмелье — другое дело. Ты уже больше не во хмелю, но в значительной мере расслаблен». Гротхёйзе помогал Реве преодолеть депрессию, лечил писателя и его любовников от различных недугов, снабжал его антидепрессантами и прочими препаратами, а позднее стал психоаналитиком.

В письмах 1970-х годов Реве по просьбе Гротхёйзе пытается разобраться в своих снах и воспоминаниях детства. Врач тоже был не чужд писательству. Он жил в знаменитом амстердамском квартале красных фонарей и опубликовал исследование проституции, к которому Реве отнёсся весьма благосклонно. Гротхёйзе опасался, что его друг наложит на себя руки, однако в 1983 году покончил с собой не пациент, а врач. «Письма моему врачу» – девятая книга Герарда Реве, выпущенная издательством Kolonna Publications на русском языке.

Книгоиздательство «Гилея»

ГИ ДЕБОР

«За и против кинематографа»

Французский философ Ги Дебор (1931–1994) известен в России как автор работы «Общество спектакля» и как серый кардинал студенческих беспорядков во Франции в мае 1968 года. Гораздо меньше он известен как кинорежиссёр, автор семи фильмов, включая экранизацию «Общества спектакля». Настоящее издание в полной мере раскрывает для российского читателя эту грань его творчества.

Основой данной книги стали сценарии фильмов, представляющие собой последовательные социально-философские произведения. Они дополнены массивом текстов Дебора разных лет, посвящённых рецепции и трансформации кинематографа с социально-революционных позиций; подборкой авторских замечаний и комментариев к его произведениям в области кино, а также подробнейшим комментарием, освещающим историю и контекст создания этих фильмов. Революция кинематографа и кинематограф революции — всё под одной обложкой.

Издательство Common Place

СВЕТЛАНА РЕЙТЕР

«Сами по себе»

Издательство Common Place существует по принципам DIY-самоорганизации, у нас нет никакого финансирования и начальников, новые книги мы придумываем коллективно, а затем при участии нескольких волонтёров, интересующихся той или иной тематикой, готовим каждое конкретное издание. У такого подхода есть свои плюсы и минусы — например, без финансирования, увы, практически невозможно издавать переводные академические исследования и европейскую классику, поэтому сейчас активнее всего развиваются две линейки. Одна из них посвящена низовым автономным движениям (например, мы издали книги «Анархия работает. Примеры из истории России» и «Анархия и хаос» Олега Иванца), другая — глубинной русской жизни, тем её проявлениям, которые вытесняются на обочину массового сознания, но, по сути, определяют то общество, в котором мы сегодня живём (книги Пряникова, Силаева, Герасименко, Костюченко).

Последнее на сегодняшний день издание в этой серии — книга Светланы Рейтер «Сами по себе», сборник текстов о людях и сообществах, существующих независимо от государства, а подчас и вопреки ему: Черкизовский рынок, который был по сути государством в государстве, со своими президентами, бандитами, банками и так далее; никому не подчиняющийся Дивеевский монастырь — зловещее место, которое притягивает к себе обывателей как магнит; фермер Михаил Шляпников, который «на собственном опыте доказал, что здравоохранение, пожарная охрана и лесное хозяйство намного лучше работают без участия Минздрава, МЧС и Рослесхоза», обвинённый в попытке свержения конституционного строя (ещё он в прошлом году ввёл в своей деревне Колионово собственную валюту — колионы), и так далее.

Помимо очевидных достоинств — исследовательский и литературный талант Светланы Рейтер в отдельных комментариях не нуждается — эта книга, на наш взгляд, важна ещё и тем, что представляет собой нечто вроде противовеса короткой памяти, порождаемой бесконечным течением информационных лент, в которых события и феномены с громким шумом выныривают на поверхность лишь для того, чтобы через несколько часов или дней бесследно исчезнуть. Кое о чём стоит помнить, чтобы понимать, что вообще происходит.

Издательство «Белоя яблоко»

САЙМОН РЕЙНОЛЬДС

«Ретромания»

В мае этого года у нас наконец-то выходит последняя книга Саймона Рейнольдса «Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого». Рейнольдс — один из известных музыкальных критиков, эрудит в буквальном смысле этого слова — пишет настолько интересно, что читаешь его книги или статьи всегда взахлёб. В общении с читателем он ведёт себя на равных: предлагает вступать в диспут (пусть и заочно), задаётся непростыми вопросами и вообще побуждает человека читающего осмысливать прочитанное.

«Ретромания» — большой труд, не в смысле объёма (хотя и тут получилось более 500 страниц), но в смысле охвата. Он легко оперирует жанрами, десятилетиями, субкультурами, засыпает именами, проводит смелые аналогии, попутно раскрывая поп-культуру во всей своей полноте и широте. Как нам кажется, эту книгу стоит прочитать несколько раз: первый раз — чтобы ознакомиться с обсуждаемым вопросом (действительно ли поп-культура навечно погрязла в ретромании или же это просто такой период), а уже потом, вооружившись YouTube (о котором, кстати, в книге довольно много упоминаний) и iTunes, открывать для себя непознанное, странное и интересное. Осенью же мы планируем выпустить захватывающую книгу о войне двух японских корпорацией, которая, как гласит предисловие, «определила целое поколение».

Фотография: «Википедия»