Вечеринка Discipline появилась примерно пару лет назад как небольшой, но достаточно строгий (не только из-за своего названия) проект нескольких друзей, которым дико нравился EBM, агрессивные индустриальные танцы, милитаризованная чёрная эстетика с фоновым видеорядом о сексуальных девиациях. Почти забытая массовой культурой танцевальная музыка и идея переодеваться во всё чёрное для танцев в душных подвалах быстро пришлись по вкусу не только разборчивой аудитории, но и людям, которые до этого про EBM ничего не слышали — да и не очень-то надо было. 

На очередную «Дисциплину» в эту пятницу собрались отправиться, судя по странице в Facebook, уже не 300, не 500, а больше тысячи человек — организаторам даже пришлось сменить один фактурный подвал на другой, побольше. Мелкая вечеринка, для которой Розет, Футурист, Тимур Омар и остальные могли достать из шкафа любимые пластинки с EBM, превратилась в жирную точку на клубной карте Москвы. Так что пора всем, кто на неё собирается идти, подтянуть матчасть и разобраться без дураков — что же это вообще за культура и чем она так особенна.

 

Гид для новичка: Всё, что нужно знать перед вечеринкой Discipline. Изображение № 1.

 

Так, ну и что же это за музло такое?

EBM расшифровывается как electronic body music, что не объясняет непосвящённому примерно ничего. Дело в том, что на момент формирования ранней танцевальной электроники в конце 1970-х и начале 1980-х — синтипопа, электронного постпанка, синт-панка и других приятных уху тегов — на часть европейских музыкантов оказал сильное влияние индастриал и его музыкальный поиск.

Индастриал предложил не просто новую форму, но и свою метафизическую повестку — эту музыку нельзя просто послушать ради удовольствия, она поглощает тебя полностью. Его идеологи смешивали космические электронные арпеджио с лязгом металла, заводскими и городскими шумами, неслушабельными атональными партиями и чёрными берцами, превращая свои выступления в тантрические сеансы погружения в принципиально новую культуру.

После того как Дженезис Пи-Орридж объявил о конце индастриала как культурной миссии, его идеи, перформансы и мрачная военизированная эстетика пошли вширь. Так появилась масса музыкальных направлений: от индустриального рока и метала, множества видов нойза и дарк-эмбиента до, собственно, танцевального EBM. 

EBM переложил бунтарский дух индастриала на маршевые танцевальные ритмы, но не лишил его идеологии. Основные исполнители EBM и смежных стилей бьются за свободу, создают виртуальные государства, рассказывают о политике и социальных проблемах. Ровный бит, басовые синты, дикий вокал, крики, протестные тексты треков и рейв в здоровенных грубых ботинках и чёрных кожаных штанах — пользуясь риторикой сайта «ВКонтакте», это настоящий синтипоп курильщика.

 


 

Звучит, конечно, хорошо, но хочу скорее нажать «плей».

Сам термин EBM впервые использовала бельгийская группа Front 242 в 1984 году, чтобы описать свою музыку и развести себя по тегам с уже набравшим популярность синтипопом. Примерно с этого временного периода и стоит отыскивать самые главные треки жанра, хотя полно и других хитов, записанных сильно позже. 

 

FRONT 242 — FIRST IN FIRST OUT

NITZER EBB — JOIN IN THE CHANT

16 BIT TOO FAST TO LIVE

LAIBACH — NOW YOU WILL PAY

FRONT LINE ASSEMBLY — LOW LIFE 

SKINNY PUPPY — PRO-TEST

KMFDM—– MEGALOMANIAC

NITZER EBB — WARSAW GHETTO

DIE KRUPPS — NAZIS AUF SPEED

NEON — VOICES

 


 

Крутое музло, качаю. Покажите ещё, как всё это выглядит.

 

Гид для новичка: Всё, что нужно знать перед вечеринкой Discipline. Изображение № 2.

 

Ну, раз всё так круто, почему жанр не получил никакого продолжения?

Ещё как получил. Сразу за волной EBM из Европы и Великобритании эта музыка стала развиваться в Америке, где к ней примешался и метал, и много чего ещё. К бунтарской идеологии добавилось много национализма, тоталитаризма, коммунизма, антиглобализма, как и противоположных им громких манифестов. Следом за Nitzer Ebb, Front 242 и Leather Strip на мрачных дискотеках заиграли треки KMFDM, Laibach, Die Krupps, Skinny Puppy, Ministry и других. В США и Канаде этой музыке дали своё, чуть более понятное определение — industrial dance. 

Следом за этим разросшийся EBM в определённой степени участвовал в формировании многих мрачных субкультур — разодетые в железо и кожу сайбер-готы по всей Европе и Америке собирались на танцы под музыку, которая шагнула сильно вперёд и нашла свои самые радикальные формы: харш, электроиндастриал, пауэр-электроникс, дарк-электро и многое другое. Правомерно говорить и о влиянии EBM, и других постиндустриальных форм даже на витч-хаус. 

Сам же EBM за это время морально устарел (как и, например, синтипоп), слегка маргинализировался, оставив мощнейший след в истории музыки, и занял почётное место на полках коллекционеров и ценителей жанра. Новые исполнители и релизы продолжают появляться, но свежих идей эта культура пока не генерирует, несмотря на локальные ривайвлы.

  

 

И что, до Discipline в России не было EBM-вечеринок?

Было, и очень много. У нас вообще мрачная контркультурная сцена переживала в 1990-х и начале нулевых свой расцвет. Кроме концертов отечественных групп, вовсю использовавших милитаристскую эстетику и танцевальные марши, сюда возили Laibach, Nitzer Ebb, Front 242 и многих других, а крупные военные вечеринки вроде «Танцфронта» в «Точке» прекратились буквально несколько лет назад. 

Discipline, впрочем, действует сильно иначе — организаторы сумели привлечь на своё мероприятие массу людей, которые до этого ни разу в жизни не скандировали «Muscle and hate» в тяжёлых ботинках с металлическим набалдашником, — в чём их огромная заслуга. Ребятам удалось воскресить в Москве полузабытый контркультурный жанр в почти идеальной для этого форме — точно следуя эстетике, не искажая смыслов, бережно относясь к музыкальному наследию и вовлекая всё новую аудиторию.  

  

Гид для новичка: Всё, что нужно знать перед вечеринкой Discipline. Изображение № 3.

 

 

Складно впариваешь, иду! Но дай ещё чего-нибудь послушать для разгона.

 

Гид для новичка: Всё, что нужно знать перед вечеринкой Discipline. Изображение № 4.