Музыка в социальной сети «ВКонтакте», несмотря на попытки удалять оттуда самые громкие поп-релизы, прекрасно заменяет российскому слушателю Spotify и его любые возможные аналоги. При этом за последние несколько лет на фоне кризиса музыкальной журналистики, потребность в которой как будто бы полностью отпала, роль фильтров стали выполнять администраторы музыкальных пабликов, каждый день поставляющие своей аудитории новые и новые альбомы, клипы, треки и ремиксы. Мы решили представить администраторов близких нам по духу музыкальных пабликов в роли настоящих журналистов и попросить их проанализировать, что происходит в тех жанрах, которыми они занимаются ежедневно.

 

 

Назар Свистун

администратор сообщества Moisture

В последнее время музыка стремится к полному стиранию каких-либо стилистических рамок внутри себя и тотального симбиоза с другими формами искусства. Ощущая острую потребность социума, измученного городской тоской и меланхолией, она даёт возможность самовыражения всем и каждому, вследствие чего возникает множество формаций и лейблов, ориентированных на написание разного рода лоу-фая, изданного (предпочтительно) в кассетном формате: отсутствие денежных средств, музыкальной грамоты и примитивный подход делают её узконаправленной, очень личностной, напоминающей любимый шарф или свитер, надев которые появляется уверенность и хорошее настроение, так и здесь: она редко вызывает среднюю реакцию и либо нравится, либо сразу нет, но в первом случае лоу-файная музыка предлагает индивидууму убежище, в котором можно спрятаться, подкрепиться эмоциями и даже сделать из этого полноценный жизненный манифест, выражая протест неугодному.

Поэтому основными вектор-процессами я склонен считать персонификацию и симбиоз. Последнее, кстати, стимулировало появление одного из самых актуальных трендов — написание альтернативных саундтреков к фильмам, которые по-быстрому перекочевали из разряда «развлечения для своих» в масс-культуру. Весьма актуальными остаются ностальгические тенденции, которые породят на свет ещё больше близнецов синтовой музыки Карпентера или джангла родом из 1990-х, а поиски прямого контакта со своим слушателем приведут к продолжению серии экспериментов с формами её распространения. Жанры вроде musique concrete, free improvisation, tape music и no audience underground станут более популярными в широких массах, поэтому стоит ждать появления других Уильямов Басински. Всё это довольно скучно и однообразно, но всё равно оживило музыкальную среду настолько, что, по закону экспоненты, в ближайшие пару лет точно стоит ждать эволюционных феноменов и радикальных изменений, которые сейчас трудно осознать.

В этом году сверхактуальными будут Локе Рабек и его тусовка Posh Isolation, так что хотелось бы особо обратить внимание на индастриал-нойз-проект Локе под названием Damien Dubrovnik (их недавно привозили в Россию Arcto Promo). При всей своей маргинальности это действительно чистое, нефильтрованное искусство, хорошо отражающее дух нашего времени и тенденции, присущие самой андеграундной сцене. 

Следующее точно будет многих раздражать, особенно тех, кто считает, что лучшие годы сцены миновали и давно прошли, но благодаря хайпу в СМИ датская панк-сцена будет буквально у всех на слуху: прогнозирую, что так и останется до конца года. 

Благодаря такому же хайпу ещё больше популяризируется этно, главным форпостом которого можно назвать лейбл-блог Awesome Tapes from Africa, издающий весьма широкий его спектр: от традиционных форм до квайто, хип-хауса и афробита. В этом направлении я бы рекомендовал обратить внимание на пока не сильно известный лейбл французского режиссёра Винсента Муна Petites Planètes, где собрана и представлена музыка со всего мира, и русский Ored Recordings. Последний вообще поражает своей концепцией: философией он близок бунтующим электронщикам лейбла PAN, но при этом издаёт самые архаические формы традиционной музыки из такой глубокой задницы, куда другие даже не додумываются заглянуть. Трудное сочетание для неподготовленного слушателя. Наверное, именно поэтому он ещё не успел превратиться в тренд, но полный саппорт от журнала The Wire и артистов уровня Morphosis быстро это исправят. Из всех десятков независимых и спонсируемых госпрограммами этнолейблов лишь «Оред» — явление, достойное широкого внимания, очень рекомендую. 

В мире битов вне конкуренции останется Arca — самый желанный коллаборатор для артистов первой величины, а из тех, кто появился весьма неожиданно, но успел заявить о себе качественным материалом, я бы выделил молодого парня SELA. Также нельзя игнорировать сайд-проект High Wolf — Black Zone Myth Chant. Последний релиз издал Editions Gravats. Это такая адская смесь всего подряд, положенная на бит, ставшая популярной среди музыкантов в 2011 году и, наконец, докочевавшая до обычного слушателя.

Для хип-хопа заглавной темой года станет прощальный альбом Death Grips, но Микки Бланко, Shabazz Palaces и Clipping составят ему достойную конкуренцию. А вот если перевести фокус на сцену поближе к попсе, где безусловным лидером является Perfume Genius, то там трендовыми нужно считать 18+ и FKA Twigs.

Из разлагающегося трупа техно дальше будет вытекать всякий асоциальный мрачняк, за которым лучше всего следить по каталогам лейблов Downwards, Blackest Ever Black, Modern Love, Northern Electronics. В общем порядке не рекомендовал бы упускать из виду следующие лейблы: L.I.E.S. и Where to Now?, Tri Angle, PAN, Giallo Disco и артистов The Haxan Cloak, Бена Фроста, Доминика Ферноу, Egyptrixx.

Если смотреть на сцену стран СНГ, то это в первую очередь Love Cult, Buttechno и их лейблы. Возможно, будут сюрпризы от «БЦХ», громко выстрелит ростовская группа «Вальс» (альбом которой я очень жду), а также рекомендую обратить внимание на нечто, что не войдёт в общий тренд, но определённо заслуживает внимания — саунд-коллажи от Oomkah Dee.

  

 

5 лучших релизов,
изданных в этом году

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 1.

Oren Ambarchi — Live Knots 

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 2.

Ryuichi Sakamoto / Illuha / Taylor Deupree — Perpetual 

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 3.

Kerridge — Always Offended Never Ashamed

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 4.

Hecq — Mare Nostrum

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 5.

Shlohmo — Dark Red 

   

5 релизов, которые я жду
в этом году

Prurient — Frozen Niagara Falls

Alva Noto — Xerrox Vol. 3 

Ben Frost — Fortitude OST

А также пока безымянные альбомы Джонни Гринвуда и Burial 

 

Максим Щапов

администратор паблика Drugz and Booze

Я даже не знаю, стоит ли говорить об очередном ядерном взрыве блюз-рока? Какое-то невероятное количество интересных банд, чья музыка так или иначе замешана на блюзовых корнях, появляется в последнее время. К этой категории относятся и стоунер/психоделик/прог-команды, и шаблонные блюз-рок-дуо, идущие по стопам TheWhite Stripes и The Black Keys. Оглушительный успех Royal Blood — яркий пример этой тенденции.

Радует в первую очередь то, что люди ищут нестандартные подходы. Да, с одной стороны там всё те же пентатоники, но с другой — новаторский подход к игре, к используемым инструментам, к композиции треков и альбомов, да вообще ко всему. 

Говоря об экспериментах, стоит упомянуть и волну групп, так или иначе касающихся жанров с приставкой «пост-» и окончанием «-гейз». Да-да, грустная атмосферная музыка не выходит из моды. А учитывая стойкий тренд на эксперименты, это соприкасается и с плоскостью олдскула: блюза и психодела. Например, австралийское дуо Medicine Boy, недавно выпустившее дебютную EP с красивым и меланхоличным миксом всех вышеупомянутых жанров, звучит очень органично.

Тенденция мешать всё, что только можно (главное, чтобы потоскливее), уверенно продвигается и в более тяжёлой музыке. Бум постблэк-метала, блэкгейза, прогрессива и их переплетение с самыми разными стилями — от дума до фолка. Обратите внимание на банды вроде Deafheaven, Alcest, The Flight of Sleipnir — это действительно уникальные проекты, несущие что-то новое, всё меньше песни строятся на риффах и структуре «куплет-припев», всё больше — на сложных композициях с завязкой, кульминацией, каким-то аудиопутешествием.

Отдельно стоит упомянуть развитие хип-хопа. В последнее время тут тоже начинают делать большой упор на эксперименты и уход в абстрактность. Однозначно стоит обратить внимание на рэпера Bones и лейбл TeamSESH, что с Западного побережья США. Тут огромное количество реальных инструментальных семплов, тонн-реверберации и явное вдохновение как раз из построка и шугейза.   

 

 

Пять релизов этого года

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 6.

All Them Witches — At The Garage

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 7.

Royal Thunder

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 8.

Dopethrone — Hochelaga

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 9.

«Кровосток» — «Ломбард»

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 10.

Deafheaven

 

Ильяс Саттаров

администратор паблика Melodic Bears Crew 

Последние три года в музыкальных сообществах часто говорят о возрождении популярных жанров 1990-х: мидвест-эмо, гранжа, шугейза и другого альтернативного рока. В действительности никакого ривайвла не было. Такая музыка существовала и пять, и десять лет назад. Безусловно, скачок популярности таких жанров сейчас существует, и это в основном благодаря популярным интернет-изданиям, пристально всё это освещающим. Поэтому слушатели стали больше заострять на этом внимание и романтизировать такое возрождение, не зная, что все эти жанры никогда не умирали.

Многие начинающие группы почти всегда стремятся играть актуальную на сегодняшний день музыку. Таким образом, мы наблюдаем наплыв молодых групп ориентирующихся на звучание 1990-х. Прикупив «Ягуаров» как у Курта Кобейна, половина подобных групп занимаются подражанием на волне хайпа, а другая половина создаёт по-настоящему интересную и свежую музыку. В прошлом году на волне этой популярности несколько распавшихся в 1990-х групп решили организовать реюнион-туры, переиздать свои старые пластинки, записать новый сингл или даже альбом.

 

 

5 лучших релизов,
изданных в этом году

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 11.

Adventures — Supersonic Home

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 12.

Sweet Jesus — You Destroy Yourself

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 13.

Title Fight — Hyperview

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 14.

Turnstile — Nonstop Feeling

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 15.

Touché Amoré & Self Defense Family — Self Love

 

Эльвира Шаркова

администратор паблика Waves

Что меняется? Да почти ничего, кроме новых имён, новых релизов и новых лейблов, которых так много, что уйдут дни или месяцы, чтобы перечислить всё. Мне кажется, исходя из своего ежедневного мониторинга многочисленных музыкальных форумов и ресурсов, главные жанры прямо сейчас — посттехно и постграйм, экспериментальная электроника, новая волна нью-эйджа. Радует, что у нас ребята начали делать в своих городах музыкальные комьюнити: Oblast под руководством Алексея Кавасина, Shells Rattle под руководством Кирилла Васина, Abstra, Klammtapes под руководством Стаса Шарифуллина и Жени Щукина, Johns’ Kingdom Паши Хубера, «ГОСТ Звук» и так далее. Ребята с опытом помогают другим реализоваться — это безумно круто, особенно для нашей контркультурной сцены. 

Чтобы не утомлять вас своим анализом, я решила просто отобрать несколько артистов, за которыми стоит следить. Итак, MatthewDavid — парень, который создал Leaving Records, с каждым своим релизом показывает нам его «спейс». Если обзывать его творчество жанрами, то это нью-эйдж и лефтфилд. Рон Морелли — один из главных боссов сегодняшней техно-сцены, тот, кто создал всеми нами любимый лейбл-комьюнити Long Island Electrical Systems, на котором можно услышать преимущественно техно, но и не только. Legowelt — музыкант, который буквально одержим синтезаторами, выпуская свою музыку под десятками придуманных им альтер эго. L-Vis 1990 — парень, который дал второе дыхание грайму и гэриджу на их же родине в Лондоне.

 

 

5 лучших релизов,
изданных в этом году

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 16.

Palmbomen II — Palmbomen II

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 17.

Jam City — Dream A Garden

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 18.

Afterhours — Post-Geography

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 19.

Pearson Sound — Pearson Sound 

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 20.

Rising Sun System — Oberheim Space

 

Платон

администратор сообщества Moisture  

С начала 2015 года прошло не так много времени, и я, если честно, каких-то кардинальных изменений не заметил. Из положительных моментов, которые можно было наблюдать последние пару лет, могу назвать сразу несколько. Во-первых, это стирание рамок привычного у самих музыкантов и появление внушительного количества экспериментальных проектов достаточно высокого уровня. Во-вторых, явно возросший интерес к истоковым аналоговым инструментам, производным которого стало появление новых стилевых мутаций и интерпретаций. Прогрессирующая тенденция переизданий и реинтерпретаций великолепных релизов прошлых лет, многие из которых сейчас были бы практически недоступны. И последнее — посмертные конвульсии некоторых уж слишком популярных, но абсолютно бесполезных стилей последнего времени.

Чьих новых работ стоит ждать в будущем? Наверное, не стоит этого вообще делать, ибо это дело неблагодарное и достаточно глупое. Из ожидаемых мною могу назвать, наверное, только планирующийся уже несколько лет альбом Роберта Липпока для Raster-Noton, но его окончательная дата выхода до сих пор неизвестна. А из уже вышедших в этом году релизов, если честно, не хочу кому-то что-то советовать, поэтому просто дам небольшой список релизов, которые так или иначе отложились в памяти за эти три месяца. 

 

 

5 лучших релизов,
изданных в этом году

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 21.

Exploring Jezebel — On a Business Trip to London

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 22. 

Xosar 

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 23.

Anthony Naples

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 24. 

Graham Lambkin & Michael Pisaro — Schwarze Riesenfalter

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 25. 

Samuel Kerridge — Always Offended Never Ashamed

   

5 релизов, которые я жду
в этом году

Vercetti Technicolor — Black September

Schneider Kacirek — Shadow Documents

Frank Bretschneider — Sinn + Form

Florian Kupfer — Florian Kupfer 

Alessandro Alessandroni — Industrial 

 

Сергей Хуторненко

администратор паблика Stupid Corner

Не хочется ворчать о том, что время появления больших новых стилей прошло, хотя так, скорее всего, и есть. Но тем не менее в уже разработанных музыкальных шахтах постоянно появляется много ответвлений. Больше всего интересного сейчас происходит, на мой взгляд, в техно-музыке и её симбиозах с эмбиентом, нойзом и какими-то авангардно-экспериментальными штуками. Также не первый год набирает силу психоделический рок, который тянет в сторону то краута, то электроники.

Лейбл Sacred Bones не перестаёт радовать. Всяческие незаконнорождённые поджанры вроде вэйпорвейва, сипанка и прочих витч-хаусов нашли свою хардкор-аудиторию, и всё это сейчас там и варится, не приближаясь к мейнстриму. В принципе, это не нужно ни одной стороне, ни другой.

Надеюсь, в русской музыке тоже в ближайшее время произойдёт что-то интересное, ибо плодящиеся мрачные последователи Motorama или такими же темпами размножающиеся ученики TeslaBoy или Pompeya уже тоже не вызывают интереса. Сейчас у каждого меломана есть свои любимые СМИ (жаль, что российских таких пока не появилось), свои любимые лейблы и блоги (тут наш родной «ВКонтакте» вне конкуренции), так что всё будет прекрасно. 

  

 

5 лучших релизов,
изданных в этом году

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 26.

Matthew E. White

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 27.

Turzi

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 28.

Jefre Cantu-Ledesma

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 29.

Black Rivers

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 30.

Pinkshinyultrablast

   

5 релизов, которые я жду
в этом году

Vetiver — Complete Strangers

Godspeed You! Black Emperor — Asunder, Sweet And Other Distress

Blur — The Magic Whip 

Jacco Gardner — Hypnophobia

Blanck Mass — Dumb Flesh

 

Константин Лысяков

администратор паблика Radiant Sound

Я не открою ничего нового, сказав, что сегодня господствует мода на прошлое. В популярной музыке это мода на диско. В молодёжной интернет-культуре — кристально чистый вэйпорвейв, а в клубной музыке — возвращение на престол кислотного хауса и индустриального техно. Я уже не говорю о невероятном количестве действительно достойных эмбиент- и дроун-релизов. Минус один — новой музыки сегодня слишком много. За всем попросту невозможно следить. Да и в таком потоке новинок становится всё труднее отыскать заслуживающие внимания релизы. Поэтому и начинаешь копаться в тех же 1990-х на предмет упущенных бриллиантов. В остальном доверяешься блогам и подкастам, которые выступают в роли фильтров. Собственно, это и есть лицо современной музыкальной журналистики. 

Сегодня музыка не имеет чётких форм. В плане появления новых трендов царит неожиданность. Впрочем, как и в 1990-е, только на смену пыльным клубам пришёл интернет. Допустим, где-нибудь в Удмуртии молодой человек выкладывает на Bandcamp альбом. Услышит этого удмурта некий Василий из села Большие Поклёвки и поймёт, что нашёл родственную душу. Соберёт демку, на которую случайно наткнутся нужные люди. И уже через полгода Василием восхищена «Афиша-Волна», а кассеты с дебютным альбомом раскуплены в день выпуска. А как же наш удмурт? Он вполне может стать лет через пять новым героем андеграунда. 

Дать чёткую оценку всему происходящему довольно сложно, так как вряд ли она будет охватывать все грани современной музыкальной культуры, которая представляется мне в виде разноцветного пластилина, из которого ребёнок с неординарным воображением постоянно лепит бегемотиков с крыльями бабочки и лемуров с жабрами.  

 

 

5 лучших релизов,
изданных в этом году

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 31.

Model 500 — Digital Solutions

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 32.

Vakula — Voyage To Arcturus

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 33.

Sean McCann — Ten Impressions For Piano & Strings

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 34.

Orphx — The Sonic Groove Releases Pt. 2 

Как меняется музыка: Создатели пабликов о том, что мы будем слушать в этом году. Изображение № 35.

Rising Sun Systems (aka Legowelt) — Oberheim Space

 

Руслан Шихуан

администратор паблика «Музыка не для всех»

На мой взгляд, вклад музыкальных пабликов очевиден. Думаю, много людей нашли интересную музыку именно здесь, во «ВКонтакте», и уже после сформировали свои вкусы благодаря стараниям людей, которые заливали и формировали посты, искали фото в Tumblr, считали лайки и радовались комментариям. Много стало русских ребят, у которых в последние годы появилась возможность писать, появилось железо, информация и просто хорошие примеры. Думаю и надеюсь, со временем все эти таланты займут свою нишу и внесут вклад, и «музыкант из России» будет чаще встречаться в разных чартах. 

Наш паблик посвящён электронной музыке, и каждый участник команды немного пропагандирует близкий ему стиль. Если говорить обо мне, то это даб-техно и минимал. На мой взгляд, даб-техно не имеет особого возраста, и его звучание всегда актуально. Радует развитие жанра: помимо Германии (например, ColtEP и банда), сейчас выстреливают Испания (отличный пример — Warmth) и Англия (Faidel).

Если про Россию, то отмечу ребят из Москвы — BodyParts Records и, конечно, команду «Арма 17» — они в представлении, думаю, не нуждаются.   

  

 

5 лучших релизов,
изданных в этом году