Кажется, на Украине всегда была довольно сильная электронная сцена: киевские диджеи успели поиграть везде, от московской «Армы» до «Бергхайна», о лейбле Назара Прокопива Wicked Bass по очереди писали чуть ли не все иностранные журналы, а альбом Вакулы «You’ve Never Been to Konotop» Fact Magazine даже включил в список лучших пластинок декады.

Но уже ставший обыденным ландшафт сильно изменился после недавней смены власти: Киев захлестнула новая волна техно, стихийных рейвов, революционных настроений и интереса к клубной культуре. На фоне общего финансового кризиса в стране, продолжающейся войны на востоке и безработицы в городе один за одним открываются бары и небольшие клубы, вечеринки собирают всё больше людей (что обычно и бывает в кризисные времена), а музыкальная сцена пополняется новыми именами. 

В середине прошлого года участник уже распавшегося, но широко известного в Киеве диджейского дуэта Zhiguli Слава Лепшеев стал делать новые техно-вечеринки «Схема», выбирая в качестве локаций скейт-парк под мостом, гаражи и прочие ассоциативные атрибуты любого хорошего рейва, который вечером следующего дня всё никак не хочет заканчиваться. В то же время клуб Closer удачно пережил трудные для города времена и по праву занял место главного модного заведения Киева и Мекки нового техно. Начавшуюся волну подхватили и остальные: открылись клуб Atlas, «56», Otel' и его вечеринки Shuffle, бар Keller и другие; мероприятия продолжают множиться, наполняя сцену свежими идеями. Мы решили подробно разобраться в новой клубной культуре всё ещё неспокойного Киева и составили подробный гид.

 

Украинская революция: Как в Киеве возникает новая музыкальная сцена. Изображение № 1. 

НАЗАР ПРОКОПИВ

создатель лейбла Wicked Bass

У нас появилась масса людей,
увлекающихся сегодня лоуфайным
звуком, техно, индастриалом, EBM,
а любовь к эйсиду тут вообще никогда
не пропадала. Всё больше людей,
которые ещё вчера слушали другую
музыку, уже сегодня стали открытыми
к танцевальной и, в частности, новой экспериментальной, что, конечно,
абсолютно прекрасно.

Клубная карта Киева

 

Наверное, все понимают, что, как только у населения сильно снижается покупательная способность, на развлечениях, барах и клубах становится заработать очень сложно. Лучше всех это понимают серьёзные бизнесмены и владельцы заведений, для которых вечеринки, диджеи и музыка — это в первую очередь серьёзный бизнес. Но как только они начинают поспешно уходить из индустрии, их места занимают молодые энтузиасты без денег, но с массой идей. Похоже, именно это и начало происходить в Киеве — чуть ли не еженедельные открытия новых баров и помещений для вечеринок могут служить отличным тому подтверждением. Возможно, что-то подобное ожидает в скором времени и Москву, но прогнозировать пока рано.

  

 

 

Слава Лепшеев

диджей, бывший участник дуэта Zhiguli, создатель вечеринок «Схема»:

«Несмотря на политическую и экономическую ситуацию, у нас сейчас бум на новые бары и клубы. И если раньше их открывали взрослые дяди, то сейчас это довольно молодые люди с совсем другими вкусами и ценностями. Появилась здоровая конкуренция, все что-то выдумывают. И это несмотря на сложность с привозами иностранных артистов и проблемы с финансами у посетителей. Теперь просто потреблять — некруто; круто — делать самому. Хотя этот DIY-подход тоже начинает надоедать — лично я надеюсь, что молодые предприниматели станут учиться не только на своих ошибках, а будут читать книжки, смотреть на хорошие примеры и делать своё дело действительно круто».

 

 

Борис Степаненко

он же DJ Borys, бывший участник дуэта Zhiguli и человек-оркестр:

«Во время событий зимы 2013/2014 не было практически никаких вечеринок. Даже сторонящиеся политики ребята внимательно следили за происходящим: кто-то ходил на Майдан, кто-то отсиживался дома, кто-то в гостях, но в целом Киев замер.

По окончании революции выходные в Киеве стали значительно интересней, чем, скажем, год назад. Начали открываться новые места, параллельно возникла из ниоткуда новая киевская тусовка, молодые совсем ребята, и наконец-то рухнула продолжавшаяся несколько лет неповоротливая и несовременная клубная история со списками, плюсами, бесконечными фэшн-вечеринками и клубными фотоотчётами. Практически везде теперь играет техно, от более лёгкого клоузеровского звука до тяжёлых, даже радикальных его форм; куда чаще можно услышать нойз, шумовую электронику. Теперь на хоум-пати можно запросто услышать какой-то из выпусков Smoke Machine Podcast и никакого трэша из YouTube.

Вопреки ситуации в стране и курсу гривны в киевской ночной жизни и в тусовке всё стало заметно лучше. Было много интересных привозов (несмотря на то, что многие артисты боятся приезжать, думая, что здесь полномасштабные военные действия), появились новые клубы, бары, новые хорошие вечеринки, самый очевидный пример — «Схема» с хорошими локальными диджеями и атмосферой рейва в самом лучшем смысле этого слова. Конечно, волна популярности техно – глобальное явление, но важно, что в целом появился интерес к другой музыке, не обязательно электронной. Музыкальные лекции в Closer, джазовые концерты там же, концерты современной классической музыки, собирающие полные залы, – в Киеве изменения очевидны».

 

 

Украинская революция: Как в Киеве возникает новая музыкальная сцена. Изображение № 2.

Фотографии с вечеринки «Схема»

 

Музыкальная сцена Киева

 

Назар Прокопив

создатель лейбла Wicked Bass:

«Назвать киевскую музыкальную сцену какой-то особо сильной мне сложно — на ум сразу приходят сравнения с хорошо известными нам европейскими городами, где много лет существует музыкальная танцевальная культура, где существует постоянное движение, не особо обременённое финансовыми потребностями. С другой стороны, если сравнивать с городами СНГ, я не могу сказать, что в Киеве она хуже, чем в Питере и Москве, потому как недостаток музыкантов сполна компенсируется каким-то особым танцевальным, даже рейвовым духом, который я редко вижу где-то ещё.

Хочется отметить Yan Cook и Woo York, которые уже выступали с лайвами в Tresor, а последние совсем недавно — даже в Berghain. Конечно же, Etapp Kyle — не просто классного техно-продюсера, но ещё и безумно хорошего диджея. В этой же струе и Recid с Myztical. Второй ещё занимается виниловым лейблом Nicz Records, где вышло три пластинки с музыкой украинцев и не только. Возвращаясь к парням из Woo York, стоит сказать, что они сейчас занимаются лейблом Planet Rhythm.

Так как Vakula из Киева уехал, хаус-делами продолжают заниматься SE62, Brother G и Cape Cod, который обещает вот-вот издать альбом и наконец-то заняться своим лейблом Kiev House. Есть ещё Youngg P, Kay Elegy и классные молодые ребята Konakov, MokriDereva и Lumitecc (настоятельно рекомендую послушать его свежий релиз на лейбле Rawax), чья музыка постоянно пересекается с экспериментами и тем, что сейчас происходит на музыкальной сцене той же Европы. Ах, ну и Борис Fornetti, которого я смело могу назвать главным киевским экспертом в «грязном» звуке.

Не знаю, можно ли об этом уже писать, но я слышал порядка десяти готовых треков киевского продюсера Koloah, которые он написал под своим другим псевдонимом и которые вроде как скоро готовится издать. Так вот, там очень достойная смесь из техно, африканских перкуссий, чего-то от PAN. Всё достаточно оригинально сделано, зрело и абсолютно не схоже с тем, что можно было слышать от него ранее. Так что я не слукавлю, если назову это главным открытием для себя в последние месяцы.

Что касается моего собственного лейбла, то у нас совсем скоро будет выпущена следующая пластинка — три лефтфилд-хаус трека из запасов эстонской группы Hüpnosaurus, записанные между 1991 и 1993 годами и подкрепленные ремиксом Bookworms. Помимо этого, я жду музыку для следующих нескольких релизов и стараюсь каждый день искать новых музыкантов». 

  

Музыкальная сцена Украины

 

Киев — конечно, не единственный город, пропитавшийся настроем на обновление и подхвативший тренд на техно. И, несмотря на то что все, кому интересны околомузыкальные инициативы, рано или поздно оказываются в Киеве, мы решили нанести на карту Украины другие города, на артистов, локальные сцены и мелкие инициативы которых интересно было бы обратить внимание. Стоит также сказать, что описать абсолютно всё, что происходит на Украине в области новой и интересной музыки, практически невозможно, даже несмотря на то что этого всего довольно мало. Так что если у вас есть что добавить, не стесняйтесь присылать нам ссылки в комментарии — мы их с удовольствием добавим на карту.

 

 

 

В качестве завершения материала мы составили плейлист, вобравший в себя массу всего: треки ветеранов украинской сцены, старые работы Zhiguli, Вакулы, новые имена из Киева и Одессы и кучу всего остального. В общем, вам ничего не остается, кроме как просто нажать кнопку Play.

Фотографии с вечеринки Схема»: Дима Красный, Яна МихайленкоMarija RadosavljevićSéan Schermerhorn. Спасибо за помощь в подготовке материала Борису Степаненко, Славе Лепшееву, Назару Прокопиву, Андрею Кириченко (создатель фестиваля Next Sound), Константину Карпину, Myztical и Антону Вербещуку.