Не так давно Fact Magazine (а уж его-то мнению мы доверяем) назвал power ambient главным «саундом уходящего года». Заявление достаточно неожиданное, учитывая довольно периферийное положение практически любой ипостаси эмбиента в мире современной музыки. Да, эмбиент мы слышим едва ли не каждый день из телевизора, с киноэкрана, в играх, наконец. Но вряд ли много народа (относительно других популярных жанров, естественно) слушает его целенаправленно. А тут ещё и термин power ambient слегка выводит из равновесия. Попробуем разобраться, что это за «звук года», который все мы почему-то упустили.

Собственно, рассказывать историю эмбиентной музыки — задача одновременно и простая, и неподъёмная: слишком много поджанров, кроссоверов и критериев. В общем, жанр полностью соответствует самому себе — он расплывчат, неуловим и бесформенен. По крайней мере, был таким до недавнего времени.

Люди, интересующиеся темой, не могли не заметить, что старый добрый эмбиент в последнее время начал неумолимо меняться. Конечно, и раньше предпринимались попытки внедрить в атмосферную музыку элементы других жанров, и в результате этих экспериментов эмбиент ветвился на всё новые и новые субжанры. Но сейчас всё совсем иначе, хотя говорить о рождении какого-то нового стиля всё-таки не стоит.

Действительно, атмосферная музыка изменилась. Во-первых, в ней стало больше ритма, от глубокой пульсации баса до четырёхтактного уханья бочки TR-909, свойственного, скорее, техно и хаусу. Подобные смешения, казалось бы, полярных жанров предпринимались и раньше, но неотъемлемым атрибутом современного эмбиентного музыканта грувбокс стал только в последнее время. Оказалось, что под эмбиент тоже можно танцевать.

 

Новый шум: Как эмбиент стал жанром 2014 года. Изображение № 1.

Вторая важная тенденция — ужесточение звука. Эмбиент вдруг перестал ласкать слух и убаюкивать, вплотную подойдя к границам нойза и дэт-индастриала. Вырвавшись из заботливых рук Роберта Рича, едва ли не главной персоной мейнстримной атмосферной музыки, эмбиент обернулся своими самыми тёмными ипостасями (дарк- и дроун-эмбиент соответственно). Если раньше эмбиент (даже самые мрачные его варианты) вгонял слушателя в медитативное состояние, то теперь он дарит, скорее, исступление и одержимость берсерка.

Собственно, рождение нового саунда началось далеко не в этом году. Haxan Cloak, Demdike Stare и многие другие ещё несколько лет назад выпускали альбомы, содержащие все необходимые для пауэр-эмбиент-элементы. Но окончательная легитимизация его произошла сравнительно недавно. Если вдаваться в частности, то в качестве доказательства того, что жанр меняется, можно привести недавний московский фестиваль Terminus. Сравнительно молодой Бен Фрост и мэтр Bad Sector представили свои новые программы, довольно наглядно продемонстрировав то новое звучание, о котором говорилось выше.

Повышение агрессивности звука и устойчивый ритм всё-таки не пошли в ущерб тому, за что мы любим эмбиент — атмосферность осталась, только настроение её стало каким-то неуловимо другим. Активная медитативность, сострадательный гнев — эпитетов можно придумать много. Главное, что со старого эмбиента стряхнули слой пыли, вдохнув в него новую жизнь. Субжанр оформился, и никуда от этого не убежишь.

  

 

 

Что послушать

Demdike Stare — The Stars Are Moving

Haxan Cloak — Excavation

Ben Frost — Venter

Jefre Cantu-Ledesma — Songs of Remembrance 

Killing Sound — Thousand Hands

Ø — Neutronit