В течение нескольких лет американская агентура и контрразведка нанимала кубинских рэперов и хип-хоп-исполнителей для свержения правящего режима Рауля Кастро. Документы, разоблачающие сеть спецагентов и их уловки, попали в руки журналистов Associated Press.

Основная идея «музыкальной революции» заключалась в том, чтобы вербовать кубинских рэперов, которые бы надоумили молодёжь искать социальные перемены. Тем не менее операция провалилась: как минимум шесть раз кубинские власти ловили и допрашивали агентов и музыкантов, оказавшихся в сфере влияния США.

Исполнители, оказывавшиеся под давлением кубинских властей, покидали страну или добровольно выходили из американской антигосударственной программы. Инвестором подрыва коммунистического режима на Кубе стала организация Creative Associates International, зарегистрированная в Вашингтоне, — на проект были потрачены миллионы долларов. Associated Press завладели «тысячами страниц дела», включая электронные переписки, стенограммы телефонных звонков, бухгалтерские документы, фотографии и поддельные паспорта участников проекта.

Одним из кураторов операции был сербский музыкант Райко Божич, что интересно, рок-исполнитель. Вдохновлённый деятельностью музыкантов во время югославского путча 2000 года, когда в результате «бульдозерной революции» был свергнут Слободан Милошевич, Божич в 2009-м стал помогать США.

Главным нанятым коллективом, который раскачивал лодку, были кубинские анархо-хип-хоп-музыканты Los Aldeanos. Они осуществляли непосредственный контакт с перспективными музыкантами в рамках андеграунд-сцены, а также распространяли антигосударственные идеи.

Деньги музыкальная оппозиция получала от подставной панамской фирмы через банк в Лихтенштейне. Los Aldeanos стали героями телепроекта, в котором рассказывали о необходимости смены власти. Так как вход в сетку вещания по понятным причинам для группы был заказан, США перечисляли им тысячи долларов для печати DVD-дисков с передачей, которые распространялись бесплатно.

Чтобы снять с Los Aldeanos подозрения, CAI заплатили тур-менеджеру колумбийского поп-исполнителя Хуанеса (42-летний певец, записавший дуэты с Black Eyed Peas и Нелли Фуртадо) за совместное выступление с рэперами. Хуанес не был замечен в критике кубинского режима — как раз наоборот. Выступать с хип-хоп-коллективом он отказался, но согласился на публичную похвалу в адрес рэперов во время концерта и последующую фотосессию, которая попала в прессу.

Через некоторое время фронтмена Los Aldeanos Алдо Родригеса арестовали за незарегистрированное владение компьютером с выходом в интернет (напоминаем, что до 2008 года на Кубе доступ в интернет имели лишь иностранцы или крупные государственные чиновники; 14 апреля запрет был снят, но любое устройство с выходом в интернет подлежало регистрации). Тогда агенты CAI созвонились с одним из наиболее известных музыкантов Кубы Сильвио Родригесом и попросили у него помощи. Тот связался с доверенными лицами в Министерстве культуры Кубы и заявил, что подарил компьютер Родригесу, отчего тот и не подумал о регистрации устройства. В итоге Los Aldeanos на какое-то время удалось выйти из-под пристального надзора кубинских властей.

США вербовали кубинских рэперов, чтобы свергнуть режим Кастро. Изображение № 1.

Затем агентурная сеть начала играть по-крупному: американцы попытались подкупить дочь Кастро Мариэлу, но та отказалась прочесть революционную речь на сербском фестивале Exit, организованном Божичем, что, если честно, и неудивительно. Тогда США за 15 тысяч долларов попытались рекрутировать Силену Миланес, дочь кубинского композитора Пабло Миланеса, основавшего вместе с Родригесом музыкальное течение нуэва трова. После встречи с агентом CAI к девушке приехали сотрудники кубинских спецслужб, заявив, что подозревают её в антиправительственном заговоре. После этого Силена отказалась сотрудничать с агентурной сетью.

Далее кубинская полиция встретилась с Адрианом Монзоном — виджеем и фотографом, снимавшим выступления Los Aldeanos. Ему задали несколько вопросов о связях с ЦРУ, но ничего не узнали. Лишь в 2011 году, после возвращения с очередного концерта, Монзона задержали в аэропорту, где изъяли всю технику: на карте памяти одного из фотоаппаратов Адриана были найдены документы с заданиями и контактами кубинских агентов Creative Associates.

Дальнейшее пребывание Los Aldeanos в стране стало невозможным — музыканты переехали в Южную Флориду, откуда продолжили работать в антигосударственной манере. Агентурная сеть Creative Associates International была ликвидирована.