Идущий по телеканалу Fox комикс-сериал «Готэм» приблизился к своему экватору. Финиш намечен на февраль, и за это время история про маленького Брюса Уэйна и первые шаги детектива Гордона на полицейской службе может значительно возмужать. За показанные десять серий «Готэм» уже подрос: начиналось всё с застрявшего в 1990-х не самого находчивого процедурала, в котором действуют люди, отчего-то названные, как популярные комикс-персонажи. К экватору наметился глобальный сюжет, «пасхальных яиц» становится всё больше, да и недурных отступлений от привычных образов немало (например, Харви Дент оказался примерно ровесником Джеймса Гордона, а Виктор Сас не стал дожидаться появления Бэтмена, чтобы начать карьеру безумного киллера).

И всё же положительная динамика не отменяет того, что сериал в нынешнем виде по сравнению с комиксами — как Бэтмен курильщика рядом с Бэтменом нормального человека. «Готэм» — действительно затягивающий процедурал (один сезон, сжав зубы, выдержать можно) с широким разгулом фан-сервиса, лесбийской любовью, потенциально лучшим Пингвином за всю киноисторию DC (спасибо Робину Лорду Тейлору), а также раздражающим и лезущим под ноги Брюсом Уэйном (артиста Дэвида Мазоуза часто называют «мимимишным», что, наверно, правда, если «мимимишный» — новый синоним актёрского бессилия).

Многое из этого — побочный эффект выбранного ракурса: Бэтмен в детстве пока больше эксплуатирует богатую мифологию Тёмного рыцаря, чем по-настоящему её осмысляет, до стража Готэма Брюсу ещё стареть и стареть, а рассказать истории дюжины самобытных персонажей в одном сериале так, чтобы они не тыкались постоянно друг в друга носами, — задача не из простых. В качестве примера — несколько куда более увлекательных комиксов, намного лучше репрезентующих Бэт-вселенную. Не ультимативный гид по вселенной Бэтмена, но подборка сюжетов, где рассказчик и художник легко переигрывают аж целую съёмочную группу с шоу-раннером во главе.

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 1.

 «Готэм»

2014

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 2.

 

   

Бэтмен

В сериале: Дэвид Мазоуз

    

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 3.

Batman: Year one

Фрэнк Миллер, худ. Дэвид Маззуччелли

1987

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 4.

Legends of the Dark knight: Gothic

Грант Моррисон,
худ. Клаус Йенсен 

1990

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 5.

 Batman: HUSH

Джеф Лоэб, худ. Джим Ли

2002–2003

 

 

Гибель Томаса и Марты Уэйн, становление юного Брюса и первое появление Бэтмена — уже давний вызов для любого комиксиста. Вдвойне потому, что канонической считается история 1987 года, придуманная Фрэнком Миллером, который тогда уже поработал над «Сорвиголовой», но не успел написать «Город грехов», а также возомнить себя режиссёром. Мрачный Готэм, каким мы его знаем и любим, во многом закрепился на страницах комиксов благодаря художнику Маззуччелли и Миллеру, которого в детстве готичный сюжет про Бэтмена сильно впечатлил. Здесь же маленький Брюс падает на колени, да так и застывает возле двух бездыханных тел — запоминающийся кадр, который можно встретить во всех воспоминаниях о детстве Брюса. Что было между роковой ночью и триумфальным возвращением самого завидного холостяка Готэма в родные стены, Миллер не рассказывает (в сериале «Готэм» этот пробел обещают восполнить, но пока дело движется туго). О детстве Брюса интересными подробностями делятся Лоэб и Моррисон. От первого мы узнаем, что в школе Брюсу приходилось нелегко: воспоминание о загадочном директоре без тени в «Готике» заставляет уже ставшего Бэтменом Уэйна просыпаться ночью в холодном поту. Второй демонстрирует поездку Брюса с другом детства Томом Эллиотом в Метрополис, где Супермен уже вовсю очаровывает толпу. Эллиоты вместе с Фальконе и семейством Сионис (их сын Роман станет криминальным королем Готэма под личиной Чёрной маски) входят в число тех людей, кому Уэйны в трудную минуту протянули руку помощи. Впрочем, Брюсу эта помощь возвращалась отнюдь не добрыми делами.

  

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 6.


 

   

Селина Кайл, Женщина-кошка

В сериале: Камрен Бикондова

    

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 7. 

Cat Woman: When in Rome

Джеф Лоэб, худ. Тим Сэйл

2004

 Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 8.

Batman and Catwoman:
Trail of the gun

Энн Носенти, худ. Ван Скайвер

2004

 

 

Путешествия Женщины-кошки в Риме — это ещё одна любопытная история пера Лоэба, повествующая о том, откуда растут усики итальянских мафиози Готэма, о сложных отношениях Селины Кайл и Бэтмена, а также приоткрывающая завесу тайны о родителях Кошки (финт покруче происхождения Джокера). На побегушках у Селины маячит Эдвард «Загадочник» Нигма, в интерпретации Лоэба — эдакий злобный Паспарту, а в сериале «Готэм» он ещё лишь судмедэксперт со странностями.

Trail of the Gun Носенти — снова про отношения с Тёмным рыцарем, с остросоциальной сатирой в качестве фона. Насилие в обществе и телевизионное влияние. Мини-шедевр — реклама оружия для девушек, которые возвращаются поздно домой, и детей, страдающих от родительского диктата. Любимые темы Уоррена Эллиса разбавлены сценами из детства Кошки, рассказом о её заветной мечте и размышлениями о роли оружия в обществе. Одному из персонажей принадлежит мысль, что оно несёт расистский заряд само по себе (потому что помогало белым плантаторам управлять рабами, а потом — богатым защищать капитал от бедных). Также Носенти даёт очевидный ответ на вопрос, почему Кайл и Уэйн никогда не окажутся на одной стороне раз и навсегда.

 

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 9.


 

   

Освальд «Пингвин» Кобблпот

В СЕРИАЛЕ: обин Лорд Тейлор

    

 

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 10.

Penguin: Pain and Prejudice

Грегг Гёрвиц,
худ. Саймон Кудрански

2011–2012

 

 

 

Появившийся как комический злодей, сейчас Пингвин воспринимается как фигура могущественная и даже трагическая. Наиболее полно, пожалуй, это раскрыл писатель и сценарист Грегг Гёрвиц. Он неоднократно сотрудничал и с Marvel, и с DC, писал про Росомаху, Карателя и Бэтмена, а в 2011 году стал автором, возможно, лучшего мини-сериала года — истории про Освальда Кобблпота, его детство, любовь к матери и отношения со слепой женщиной.

Мстительный характер и острый ум сделали его одним из главных злодеев Готэма (в «Боли и предубеждении» даже Джокер мелькает где-то на пятых ролях), куда более последовательным и влиятельным, чем остальные «фрики» (этим словечком полиция именует и Бэтмена, и его суперврагов). В сериале Освальд лишь на пути к созданию легендарного казино «Айсберг» и верхушке айсберга преступности, но по харизме уже даёт пять очков вперед и преступникам, и стражам закона.

 

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 11.


 

   

Двуликий

В сериале: Николас Д’Агосто

    

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 12. 

Batman: Long Halloween

Джеф Лоэб, худ. Тим Сэйл

1996–1997

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 13. 

Two-face: Year one

Марк Сэйбл, худ. Иисус Сайнц
и Джимми Пальмиотти

2008

 

 

В написанном шесть лет назад ориджине для Харви Дента виднеются усы и трубка профессора Фрейда, а монетка становится уже не монеткой, но символом психологической травмы из детства, приведшей к раздвоению личности — на хорошего и плохого Дента. Пририсовать примитивный фрейдизм к идее наглядной двойственности человеческой натуры, позаимствованной у «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда», конечно, слишком очевидно, но для первого знакомства с некогда Светлым рыцарем Готэма сгодится.

Впрочем, схожую историю без назойливой фиксации на Харви Денте и малейшего налёта фрейдизма, зато с куда более закрученным сюжетом рассказал Джеф Лоэб в Long Halloween десятилетием раньше. По Готэму бродит загадочный убийца, в подозреваемых ходят все преступники и «фрики» мрачного города, разнарядку в разное время готовы дать и на Бэтмена, и на Дента. Комикс Лоэба входит в числ1 тех, что повлияли на «Бэтмен: Начало» Нолана (два других — Batman: Year One и The Man Who Falls).

 

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 14.


 

   

Кармайн «Римлянин» Фальконе

В СЕРИАЛЕ:  Джон Доумен

    

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 15.

BATMAN: YEAR ONE

Фрэнк Миллер, худ. Дэвид Маззуччелли

1987

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 16.

BATMAN: LONG HALLOWEEN

Джеф Лоэб, худ. Тим Сэйл

1996-1997

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 17.

AT WOMAN:
WHEN IN ROME

Джеф Лоэб, худ. Тим Сэйл

2004

 

 

Криминальный король и главный «неприкасаемый» Готэма, выходец с Сицилии, человек с внешностью комикс-версии Марлона Брандо из «Крёстного отца» и запоминающимся шрамом, которым его наградил Женщина-кошка в Batman: Year One. Семейное древо Римлянина подробно описано в Long Halloween, а доготэмовское прошлое — в римских похождениях Селины Кайл (When in Rome). В сериале Фальконе больше похож на хитрого полицейского или генерала на пенсии, чем на гангстера, а по харизме уступает прямому конкуренту — Сэлу Марони (Дэвид Зайас). В «Бэтмене» Нолана этих персонажей сыграли Том Уилкинсон и Эрик Робертс соответственно.

  

 

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 18.


 

   

Джеймс Гордон

В СЕРИАЛЕ: БЕН МАККЕНЗИ

    

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 19. 

BATMAN: YEAR ONE

Фрэнк Миллер, худ. Дэвид Маззуччелли

1987

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 20. 

BATMAN: LONG HALLOWEEN

Джеф Лоэб, худ. Тим Сэйл

1996–1997

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 21. 

Gotham Central 

Эд Брубейкер, Грег Рукка,
худ. Майкл Ларк

2002–2006

 

 

 

О первых днях в Готэме уже немолодого Джеймса Гордона проще всего узнать из всё того же Year One Миллера и вытекающих из тех событий сюжетных линий (к Long Halloween стоит добавить лоэбовский же Dark Victory и Batman: The Man Who Laughs Брубейкера). Тут и страх за семью, и трудовые будни, и скорые радости отцовства, и конфликты с коллегами, и даже интрижка с сослуживицей. Работа остального департамента готэмской полиции — правда, уже после отставки Гордона — подробно описывается в длинном альманахе Брубейкера и Рукка. Под девизом «На Бэтмена надейся, а сам не плошай» в бой идут не только старики (Буллок и Гордон всё-таки мелькают на страницах этого комикс-процедурала, даже чаще Бэтмена), но и их юные последователи (один из детективов стал последним, кого Гордон принял на работу). Тут же Рене Монтойя совершает каминг-аут. Чтобы читатели не заскучали от полицейской рутины на тропе войны знакомые все лица — Двуликий, Джокер, Мистер Фриз и прочие.

  

 

  

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 22.


 

   

Мистика

    

 Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 23.

Batman: Cult

Джим Старлин,
худ. Берни Райтсон

1988

 Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 24.

Gotham by gaslight

Брайан Аугустин,
худ. Майк Миньола

1989

Чем сериал «Готэм» отличается от оригинальных комиксов о Бэтмене. Изображение № 25.

Legends of the Dark knight: Gothic

Грант Моррисон,
худ. Клаус Йенсен

1990

  

  

Мистическую атмосферу в мире Бэтмена справедливо можно назвать едва ли не важнейшей составляющей историй о Тёмном рыцаре. В «Готэме» также нередко пытаются напустить туману, выдать дуэт торговцев детьми за ниточку к крупной загадочной организации, заставить зрителя, затаив дыхание, наблюдать за Духом козла отпущения, который вшивает покойным жертвам — детишкам богатых господ города — монетки в затылок. Мрачному Готэму эти фокусы в действительности не чужды, что бы ни пытался утвердить в стремящейся к реалистичности трилогии Кристофер Нолан.

Антиклерикальный памфлет Cult демонстрирует, что беззащитные жители города не такие уж беззащитные: объединённые общей идеей, они взяли власть в городе в свои руки, чтобы бороться с преступниками, продажными чиновниками и копами (и даже армия не смогла адекватно вмещаться, чтобы остановить революцию бездомных и отчаявшихся). Во главе этого благого начинания стоит отец Блэкфайр, который вовсе не так прост, как может показаться. Из комикса Старлина мы также узнаём, что первое поселение на месте Готэма было построено голландцами в 1609 году.

Мрачный one-shot Аугустина в первую очередь интересен тем, что до Бэтмена добрались руки замечательного художника Майка Миньолы, которого многие знают и любят по комикс-сериалу о Хеллбое. Викторианская Англия, Джек Потрошитель, череда странных совпадений и Бэтмен на краю смертной казни по обвинению в убийстве. Духи оказываются лишь в голове безумца, но в руках условного Дэвида Финчера эта история легко переплюнула бы слабую экранизацию «Из ада» Алана Мура.

Вновь «Готика» Моррисона, один из сюжетов которой рассказывает о вечной жизни, продаже души дьяволу, и заставляет Брюса Уэйна пугаться не только собственных кошмаров, но и некоторых видений наяву. В общем, остерегайтесь людей без тени.