Массовые протесты снова в тренде — по количеству митингов и беспорядков 2014-й едва ли уступает горячему 2011-му. Уже несколько месяцев не могут успокоиться Гонконг, Мексика и США. В какой момент артикулированная демонстрация протеста превращается в начало многодневной борьбы? Как политический митинг перетекает в столкновение с полицией и герилью? Мы решили разобраться в искусстве управления толпой и составили небольшой гид для будущих диктаторов и борцов с ними.
Виды толпы
Действующие толпы различаются между собой преобладающим эмоциональным настроением: для панических толп это ужас, агрессивных — ярость, повстанческих — воодушевление, стяжательных — жажда обладания и страх необладания. Экспрессивная толпа может превратиться в действующую и наоборот — например, когда заканчивается матч и зрители стекаются к единственному выходу, в борьбе за выход толпа, которая только что была экспрессивной, превращается в стяжательную. Это же настроение характерно для толпы в час пик. Лёгкость эмоционального переключения, свойственная коллективному поведению, используется в целях манипуляции.
Толпа —
скопление людей, не объединённых общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
Зарождение толпы
Собрание людей, случайное или намеренное, превращается в толпу, не поддающуюся рациональному контролю, по механизму взаимного заражения, то есть передачи эмоционального состояния на психофизиологическом уровне — так называемой циркулярной реакции.
Она возникает, например, при попадании в компанию, где все смеются над какой-то контекстной шуткой, и вы, заражаясь всеобщим настроением, непроизвольно улыбаетесь.
Циркулярная реакция сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие: концерт, киносеанс, застолье, деловое собрание.
Во времена первобытных племён процесс взаимного заражения перед битвой или охотой выполнял функцию сплочения и мобилизации, способствуя усилению интегральной эффективности группы. При повышенной циркулярной реакции организованная группа вырождается в толпу, не поддающуюся управлению рациональными доводами. В толпе эмоциональное поведение других людей усиливает импульсы и эмоции индивида, и это усиление идет «по кругу»: видя и слыша интенсивную реакцию соседа (выражение страха, недовольства или ликования), каждый, в свою очередь, получает стимул для ещё более экспрессивного поведения. Поэтому циркулярную реакцию называют ещё эмоциональным кружением.
Почему в толпе мы забываем о хорошем поведении?
В 1970-е в США был проведён эксперимент. Исследователи разбросали по людным местам студенческого общежития запечатанные письменные конверты, на которых была марка и адрес получателя, но не было имени отправителя. Нужно было определить, какая доля «утерянных» конвертов будет возвращена на почту нашедшими их студентами. Казалось бы, чем больше людей будет проходить мимо письма, тем больше писем будет опущено в почтовый ящик. Но только 60 % писем, оставленных в общежитиях с высокой плотностью проживания, было отправлено по почте, в то время как в общежитиях с низкой плотностью были отправлены все письма. После проведения опроса выяснилось, что чувство ответственности у тех, кто жил в условиях высокой плотности населения, гораздо слабее. Это, в частности, могло объясняться более сильным чувством одиночества и анонимности, которое испытывало большинство из них.
Высокая плотность характерна как для перенаселённых мегаполисов, так и для стихийных массовых движений — столпотворений, восстаний, городских парадов. Высокая плотность является причиной ослабевания чувства ответственности у участников этих движений. Они имеют форму так называемых экспрессивных (экстатических) толп — ритмически выражающих какую-то эмоцию (если речь идёт, например, о публике на футбольных матчах) или действующих , политически наиболее значимых и опасных.
основные характеристики толпы —
импульсивность, внушаемость, иррациональность, преувеличение чувств, неустойчивость
Как можно стать частью толпы через телевизор?
Для индивидов, находящихся в толпе, характерно «впечатление универсальности» — мысленный образ большого числа людей, которых он считает не только присутствующими, но и реагирующими так же, как он. Из-за этого эффекта изолированный индивид, например одинокий телезритель, становится «человеком толпы», имеющим «ум толпы», подчинённый зачастую нелогичному, внушённому мнению большинства.
Впечатление универсальности может иметь социальные последствия — по выражению Оллпорта, внесшего существенный вклад в теорию толпы, «к самым серьёзным бедам американской демократии относится чрезмерная чувствительность к контролю над личными мнениями, осуществляемому своего рода толпой. Впечатление универсальности в сочетании с конформностью аттитюдов столь сильно, что люди с трудом терпят свободу мысли» (1960). Этим можно объяснить то, какое заразительное действие оказали массовые протесты в Фергюсоне в других городах США, дойдя до Европы — очевидно, степень конформности и «впечатление универсальности» на западном континенте таковы, что телезритель быстро оказывается «заражённым» эмоциональным настроением общественности и становится участником массовых движений, не выходя из дома.
Для индивидов, находящихся в толпе, характерно «впечатление универсальности» — мысленный образ большого числа людей, которых он считает не только присутствующими, но и реагирующими так же, как он.
География толпы
Чтобы разобраться в приёмах управляющего воздействия на толпу, стоит обратить внимание на феномен, который называют географией толпы. Она определяется различием между плотным «ядром» и более разреженной «периферией».
В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшиеся там сильнее испытывают его влияние. Обычно это несколько десятков наиболее опасных активистов. Все остальные их поддерживают — активно (поощрительными выкриками, улюлюканьем и другими междометиями) или пассивно, на самой же периферии находятся зеваки. Там обнаруживаются свойства окказиональной толпы — собравшейся случайно (в отличие от конвенциональной). Именно периферия придаёт ядру силу мотивации, создавая ощущение анонимности и безнаказанности.
Как управлять толпой?
1. Разделяй и властвуй
Управление толпой рекомендуется начинать с периферии, чьим вниманием легче завладеть. Примером воздействия на периферию толпы является случай, произошедший во время всплеска антикоммунистических настроений в Турции в 1969 году, где запрещённая коммунистическая партия находилась на полулегальном положении. Толпа религиозных фанатиков напала на здание, в котором располагался партийный комитет. Завязался бой с применением камней и «коктейлей Молотова» (бутылок с зажигательной смесью). Но силы были неравны, и защитникам здания грозила физическая расправа.
В разгар боя на улице неожиданно появились четыре американские туристки в мини-юбках. Эта новая мода уже распространилась в Англии и в США, но в Анкаре такого ещё не было. Большая часть «периферии», отвлечённая зрелищем, удалилась вслед за девушками. На площади осталось несколько десятков человек (ядро), которых удалось быстро рассеять.
Автомобильная авария или раздача дефицитных товаров могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная (собравшаяся по определённому поводу) или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных, борющихся за доступ к какому-то ресурсу или зрелищу) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.
Автомобильная авария или раздача дефицитных товаров могут отвлечь значительную часть массы.
2. Деанонимизируй это
Для воздействия на толпу изнутри агентам следует проникнуть в ядро и использовать повышенную внушаемость и эмоциональную возбудимость, характерную для его участников. Так, приёмом воздействия является деанонимизация. Чтобы усилить чувство ответственности, в толпе достаточно появиться людям с фотоаппаратами и камерами, чтобы социальная идентичность участников массового движения усилилась и кому-то из них стало совестно за происходящее.
3. Очень плохая музыка
Ещё один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма.
Действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и музыкальный ритм может способствовать превращению одной толпы в другую, что облегчает дальнейшие манипуляции. Нейрофизиология моторики такова, что под воздействием звуков люди невольно начинают двигаться в такт, и толпа из агрессивной может превратиться в экстатическую. Уже с 1960-х годов американские посольства во многих странах третьего мира применяли мощные динамики и записи рок-музыки. Это средство использовалось в тех случаях, когда происходящая около посольства антиамериканская демонстрация превращалась в агрессивную толпу.
Для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, а для противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной, но в толпе оказалось два смельчака, которые начали громко скандировать: «Ne-poussepas!» («Не-тол-кай!»). Ритм подхватили окружающие, он волной прошёл по толпе. Через несколько минут все хором скандировали эту фразу; толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сгладились, и все благополучно покинули трибуны.
Паника в толпе
Поведение панической толпы можно назвать самым стихийным и в наименьшей степени поддающимся контролю и самоуправлению.
Паническая толпа может возникнуть из суммы индивидуально перепуганных людей, а может образоваться из-за страха, движимого группой. С наибольшей вероятностью паническая толпа возникает при отсутствии ясной общезначимой цели и эффективных лидеров. В слабо интегрированной группе для возникновения панической дезорганизации довольно даже смехотворной опасности.
Испуг вызывает, прежде всего, какой-то шокирующий сигнал, на который откликаются женщины и дети — наименее стрессоустойчивые и самые эмоционально реактивные участники массовых движений. Они суетятся, передавая страх остальным — начинается индукция и нагнетание эмоционального напряжения по механизму циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль и начинается паническое бегство.
Присутствие в толпе женщин и детей усугубляет панику ещё и потому, что звук высокой частоты — женские и детские крики — в стрессовой ситуации оказывает демобилизирующее влияние. По той же причине для противодействия панике лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский.
Примером тому является голос диктора радио времён Великой Отечественной войны Юрия Левитана. Его голос действовал гипнотически-успокаивающе на массы советского народа, собирающегося на улицах у репродукторов.
Испуг вызывает, прежде всего, какой-то шокирующий сигнал, на который откликаются женщины и дети — наименее стрессоустойчивые и самые эмоционально реактивные участники массовых движений.
Лови момент
В любой ситуации, провоцирующей коллективную панику, сразу после шокирующего сигнала, парализующего толпу, наступает переломный момент, когда неорганизованная группа является максимально поддающейся контролю. Люди оказываются в подвешенном состоянии и готовы следовать первой реакции, первому распоряжению, идущему извне. Реакция бывает парадоксальной. Например, по фрейдовскому механизму противоположной реакции, человек может от испуга броситься навстречу опасности, невольно ведя за собой других. Этот переломный момент, коллективное состояние готовности к первой реакции — самое подходящее время для начала эффективного руководства; его можно вызвать несколькими способами. Например, люди привыкли неподвижно застывать при звучании национального гимна — его передача через динамики может способствовать временному бездействию периферии. Другой приём — применение более сильного шокового воздействия. Например, выстрел в закрытом помещении на время парализует и создаст условия для организующего воздействия. В военной и художественной литературе описаны случаи прекращения паники на поле боя неожиданным приказом. Например, командир дивизии увидел, что один из его полков в ужасе побежал от несуществующего противника. Встав на пути убегающих, он громко крикнул: «Стойте! Снимайте сапоги!» Окрик и вправду возымел действие. Солдаты принялись снимать сапоги, их внимание было переключено с воображаемой опасности на конкретное действие, после чего удалось привести полк в боеспособное состояние.
Не менее остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике бежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно десять километров. По получении такого приказа войска пробежали ещё примерно три километра, затем остановились, пришли в себя и восстановили состояние боеспособности.
Встав на пути убегающих, он громко крикнул: «Стойте! Снимайте сапоги!» Окрик и вправду возымел действие.
Нет объективации
Последний случай объясняется спецификой волевого поведения — когда человек осознаёт себя активным субъектом, владеющим ситуацией, он поддаётся панике меньше, чем когда ощущает себя пассивным объектом. Паника может возникнуть тогда, когда способы преодоления опасности неизвестны, отсутствует план действий и участник ситуации осознаёт себя пассивным объектом событий. Если же в такой ситуации участник обладает каким-то планом действий (пусть неадекватным), он чувствует себя активным субъектом — и ситуация в его глазах меняется. Внимание переключается со страха и боли на предметную задачу, в итоге же страх уходит совсем, а болевой порог значительно повышается. Именно поэтому нередко участники войны не испытывают боли при ранениях, о которых они узнают только в госпитале, а ветераны, проявлявшие смелость в сражениях, испытывают ужас перед зубоврачебными процедурами, в которых они являются пассивными объектами, ограниченными в возможности принять какое-то решение.
Комментарии
Подписаться