Словосочетание «мусульманское порно» с первого, второго и третьего взглядов кажется оксюмороном. Какое к чёрту порно в самой целомудренной культуре мира? Да там музыка-то под большим юридическим вопросом, женщин камнями забивают, ну какая порнография? Но наличие определённого контента говорит об обратном — да, на видео присутствуют совокупляющиеся женщины и/или мужчины, чьи этнические признаки явно соответствуют стереотипному обобщению «мусульмане». По большей части это хоум-видео, но есть и явно студийные ролики, неплохо представлен гей-сегмент. Как такое возможно?

 

Ислам — безусловно самая живая из аврамических религий на данный момент. В то время как католические синоды дискутируют о возможном примирении с гомосексуальностью, протестанты спокойно рукополагают женщин, а православные торгуют в храмах и срывают рок-концерты, ислам определяет социальные и культурные нормы более чем для миллиарда людей. И, надо сказать, регламентирует эти нормы достаточно плотно — таким вниманием к сексуальной жизни своей паствы христианская церковь вряд ли могла бы похвастаться даже в годы её величайшего расцвета.

Основные религиозные предписания относительно интимного поведения правоверных мусульман не так сильно отличаются от таковых в христианстве. Разница лишь в том, что в традиционно христианских странах религия уже давно отступила под натиском секуляризации, и проповеди против абортов и порнографии были вынесены на периферию общественного сознания. В подавляющем же большинстве мусульманских стран политическая власть до сих пор плотно опирается на религию. Под запретом прелюбодеяние, однополый секс и, разумеется, мастурбация. С учётом другого традиционного табу — на изображение живых существ — и предельно высоких моральных требований к женщинам порнография для исламского мира является абсолютным злом.

Вот как отвечает на вопрос неофита, одолеваемого бесами порнозависимости, исламский богослов из Торонто Шейх Ахмад Кутти: «Так как ты подвержен исключительно пагубной привычке, которая разрушает душу и ведёт к саморазрушению, нужно немедленно собрать волю в кулак и предпринять необходимые шаги к избавлению от неё. Надо перебить свою систему ассоциаций — думай об отвратительности этого греха и о языках пламени в аду, и со временем такие журналы и веб-сайты будут ассоциироваться у тебя не с наслаждением, но с болью и страданием. Помни, что это намного вреднее рака, который убивает физическое тело, ведь душа переживёт тело. Ищи силы и поддержки у Аллаха, но помни, что связь с ним можно установить только через регулярные молитвы. Держи свой ум и язык при деле. Когда отучишься от греха, советую всерьёз рассмотреть женитьбу — это лучшая защита от всех искушений». Это лишь один из примеров, есть и более интересные, вроде «29 советов для подростков, как уберечься от порнографии». Спрос на защиту от греха достаточно велик, чтобы представить степень его распространенности.

   

Надо перебить свою систему ассоциаций — думай об отвратительности этого греха и о языках пламени в аду, и со временем такие журналы и веб-сайты будут ассоциироваться у тебя не с наслаждением, но с болью и страданием

    

Новый ориентализм — для кого делают «мусульманское порно»? . Изображение № 1.

«Если говорить о тех, кто практикует ислам и/или живёт в преимущественно мусульманских странах, а особенно тех, где религиозность закреплена законодательно (Саудия, Пакистан), то тут работает образцово-показательное лицемерие: многие смотрят, никто не признаётся. У тех же условных мусульман, которые живут за пределами больших мусульманских сообществ, например потомков иммигрантов из арабских стран в Европе или представителей городского населения Турции, отношение к порнографии вполне стандартное, разве что несколько отягощённое комплексом стыда», — рассказывает мне Наири Саркисян из Института истории СПб РАН, не один год изучавший деятельность исламистских сообществ в России. Исследования интернета также иллюстрируют наличие здорового интереса к контенту для взрослых даже в странах-хардлайнерах.

В 2006 году Google провёл анализ трафика и выяснил, что из десяти стран с самым большим количеством сексуальных поисковых запросов шесть — мусульманские. Список тогда возглавил Пакистан, за ним следом шли Египет (второе место), Иран (четвёртое), Марокко (пятое), Саудовская Аравия (седьмое) и Турция (восьмое). Позже, в 2012-м, исследователи трафика из Alexa выяснили, что в Египте, например, из 25 самых посещаемых интернет-адресов два принадлежали порноресурсам. К тому моменту, кстати, интернет-порно в стране было уже официально запрещено. При выборке в топ-100 сайтов из Египта и Ливана туда вошли по пять порталов для взрослых, в Тунисе — семь. Для сравнения, в Великобритании на тот момент из 100 самых посещаемых на порно приходилось пять, в США и Канаде — по шесть. В Египте XNXX.com стал 15-м по популярности сайтом, обогнав Twitter и «Википедию», в то время как в США самый популярный Pornhub.com достиг лишь 42-й строчки.

Вот только «халяльного порно» они не ищут. Факт, который серьёзно беспокоит настоящих ревнителей веры, — арабские (и шире — мусульманские) страны лидируют по количеству запросов на нетрадиционные субжанры порнографии. По данным всё того же Google Analytics на 2007 год, поисковой запрос «ass sex» чаще всего в мире исходил из Саудовской Аравии, Египта и Марокко. «Сhildren sex» чаще всего набирали в Пакистане, Египте и Иране. «Rape» пользовался наибольшим успехом в том же Пакистане. Малайзия и Индонезия занимают первые две строчки в списке стран по запросу «gay man». Шовинисты всех мастей не могут отказать себе в удовольствии трактовать эту статистику как доказательство особенной испорченности мусульман, но на деле речь идёт лишь о понятном законе компенсации: чем более нетерпимо по отношению к нетрадиционным практикам ведёт себя доминирующая культура, тем больший «постыдный» интерес они вызывают. В результате мы имеем выразительный контраст с «прогнившим Западом», который ещё в прошлом веке выработал эффективное противоядие, отменив ряд сексуальных табу и до определённых пределов сделав их объектом иронии, а не преследования.

«В Катаре запрещено смотреть и провозить порно, поэтому все сайты забанены. Но все успешно пользуются VPN и другими обходными путями, — рассказывает мне Мадина, уже несколько лет живущая в Дохе. — С другой стороны, тут вообще-то все любят белых девушек. В ходу только высокие голубоглазые блондинки: румынки, британки, русские. Вряд ли здесь кто-то заинтересован в тематических видео с религиозными нарядами». Это тоже вполне укладывается в логику порноэротизма — кому интересно то, что у него уже есть или находится в близком доступе? К сожалению, пока что не существует известных аналитических отчётов по поисковым запросам вроде «arab sex» или «muslim porn» наподобие тех, что я цитировал выше.

   

По данным всё того же Google Analytics на 2007 год, поисковой запрос «ass sex» чаще всего в мире исходил из Саудовской Аравии, Египта и Марокко 

   

Новый ориентализм — для кого делают «мусульманское порно»? . Изображение № 2.

Но достаточно проследить конечные адреса производителей наиболее популярных «мусульманских» порнороликов, чтобы понять: сделаны они явно не в мусульманских странах. Например, многие видео ведут на именной сайт американской студии WhiteGhetto, специализирующейся на этнических и не только фетишах. Там псевдомусульманский контент не получил даже отдельной категории, болтаясь где-то между «indian» и «interracial». Значительно более интересный ресурс EasternPorn, серьёзно заигрывающий с аврамическими символами и политическими сюжетами, также принадлежит группе Adult World Media, имевшей в своё время контракты с Сильвией Сейнт, Эмбер Майклз и Шэрон Уайлд. Но ярче всего ориентация проявляется у французского Beurette Tour. Тематическая линейка и веб-сайт принадлежат лидеру национальной индустрии — Porn.fr. Нарратив продукции Beurette Tour считывается вполне однозначно — номинальные мусульманки, то есть француженки магрибинского происхождения, в этих роликах выступают в качестве объекта подчинения, а сексуальный акт в большинстве случаев преподносится в насильственном контексте, будь это начальник и его бёретка-уборщица или военный в камуфляже и пойманная им мусульманка.

Такого рода сюжеты отлично служат в качестве компенсации этническим французам, когда публичное проявление ресентимента фактически запрещено властью. Среднестатистический парижский буржуа (да и пролетарий, скорее всего) испытывает не самые лестные для мужского сознания эмоции, сидя напротив группы молодых алжирцев в спорткостюмах, и даже толком не может преодолеть эти эмоции злым словом на работе — разумеется, ему нужна какая-то замена. Но Лиза, наблюдающая Париж изнутри уже шесть лет, говорит, что не только в мужчинах дело: «Безусловно, белого француза волнуют мусульманские женщины. Они ходят в длинных бурках по городу и не обращают никакого внимания на нахохлившихся парижан, а те к этому не привыкли. Отношения между мужчинами-французами и женщинами магрибинского происхождения есть, но достаточно редки. И, как правило, в таком случае речь идёт об уже эмансипированной даме, во многом перенявшей европейский менталитет. А что такое европейский менталитет женщины в отношении её партнёра? Это когда посуду дома моют двое поровну. Мусульманская женщина — это другое. Она теплее. Она не эмансипированна. Она недоступна. Она во всех смыслах принадлежит своему мужчине и никогда не будет принадлежать буржуа французскому».

Для тех мужчин, которые не мучатся неврозами по поводу своих соседей-мусульман, тематические ролики всё равно являются лакомой экзотикой, ведь, как и в случае с индианками, негритянками или японками, «arabic woman» — это чётко очерченный эротический образ со своим набором родовых черт. «Конечно, это же обычный ориентализм, — соглашается Наири. — Вот в XIX веке были «Сладострастный турок» Флобера, опиумные притоны и изображения черкешенок, теперь это порнография».

   

Безусловно, белого француза волнуют мусульманские женщины. Они ходят в длинных бурках по городу и не обращают никакого внимания на нахохлившихся парижан, а те к этому не привыкли

    

Новый ориентализм — для кого делают «мусульманское порно»? . Изображение № 3.

Россия не Франция, но симптоматика здесь похожая. Администраторы группы «Мусульманское порно» со мной общаться отказались, но, судя по их страницам, интерес к интимной жизни магометян носит, скорее, враждебный характер. Мужчины состоят в группах «Правые», «Тесак против педофила», «Человечество против ислама» и т. д. По ссылкам в группе можно добраться до таких сообществ, как «Плохая мусульманка» и «Чёрные у ног белых». Как следует из названий, последние посвящены дискурсу сексуального доминирования «белых» над этническими меньшинствами. Ох уж эти любители экзотики!

Но «мусульманское порно» может работать и в другую сторону. В своём исследовании антрополог Американского университета в Каире Сара Мишель Леонард выдвинула термин «munaqqabah pornography», то есть порно с женщинами в никабе или других религиозных одеяниях. Так вот, в одном из просмотренных Леонард роликов действие разворачивается по следующему сюжету: главная героиня, коптская христианка, у который есть, судя по всему, богатый муж-христианин, от скуки вступает в половую связь с двумя мусульманами-бедняками. Сцены включают такие недвусмысленные жесты, как эякуляция на нашейный крестик и на вытатуированный крест между грудями женщины. Затем дама разводится и выходит замуж за мусульманина, и вот она уже в никабе. Но в финальном эпизоде в дом врывается её первый муж в полном религиозном облачении и устраивает понятное какое возмездие. Кто здесь доминирует, а кого оскорбляют? Единственно верного ответа нет, всё зависит от того, досмотрит ли зритель ленту от начала и до конца.

По словам Леонард, на домашней вечеринке в Египте ей даже как-то довелось увидеть на экране проектора религиозную порнографию катарского производства. К сожалению, найти подтверждение этому в интернете практически невозможно. Одно ясно точно: в самом Катаре, как и в других мусульманских странах, такая продукция явно не является актуальным порнографическим мейнстримом. А вот европейских белых мужчин, будь то агрессивные ультраправые или запуганные обыватели, она влечёт. Мощный мог бы экспорт получиться.