Примерно месяц назад мы писали об одном из наших любимых пабликов — «Страдающее Средневековье», в котором традиционные интернет-шутки обыгрываются изображениями из документальных источников Средних веков. Чтобы узнать, что в действительности изображено на той или иной картине, мы обратились к медиевистам — людям, профессионально изучающим историю европейского Средневековья. 

 

Медиевист разбирает картинки из паблика «Страдающее Средневековье». Изображение № 1.

   

Михаил Майзульс

РГГУ

   

«Баранка»

В руках у правого ангела на самом деле мельничный жернов, а вся сцена — фрагмент иллюстрации к 18-й главе Апокалипсиса, где описывается гибель Вавилона — града погибели: «Затем могучий ангел взял большой камень размером в мельничный жернов и бросил его в море, говоря: «Так будет брошена и великая столица Вавилон, и никто уже её не найдёт».

Медиевист разбирает картинки из паблика «Страдающее Средневековье». Изображение № 2.

 

«Покрашу потолок в розовый»

Это одна из многочисленных в XIV–XV веках вариаций на тему «Триумфа смерти», которые на разный лад повторяли, что человек тленен, смерть безжалостна и поджидает нас за каждым поворотом. Здесь толпа вооружённых скелетов, которые символизируют непреодолимую силу смерти, внезапно атакует благородную даму, беспечно отправившуюся на охоту со спутниками.

Медиевист разбирает картинки из паблика «Страдающее Средневековье». Изображение № 3.

 

«Эй, парень, ты из какой общины?»

На этой французской миниатюре XIII века изображён трёхглазый Антихрист и его трёхглазые спутники. Псевдо-Христос, ложный Мессия, сын Сатаны, которого ждали в конце времен, он, по-царски уперев руки в боки, сидит на радуге. Эта поза пародирует изображения Бога как повелителя мира, которого, в соответствии с описанием в одной из глав Апокалипсиса, представляли восседающим на радуге, словно на троне.

Медиевист разбирает картинки из паблика «Страдающее Средневековье». Изображение № 4.

 

 

Медиевист разбирает картинки из паблика «Страдающее Средневековье». Изображение № 5.

   

Елена Браун

РГГУ

   

«А не спеть ли мне песню...»

Нормой для Средневековья была куртуазная любовь — платонические ухаживания слуги (в данном случае придворного музыканта), обращённые к знатной даме, как правило — жене его сеньора. Очень часто куртуазная любовь заканчивалась обычным адюльтером. Если сеньор заставал менестреля со своей женой и он в этот момент не воспевал красоту прекрасной дамы, а занимался чем-нибудь другим и измена была очевидной, то тот убивал его на месте, что было его законным правом. Суд был необходим только в отсутствие прямых доказательств измены. А вот свою жену сеньор законным образом мог убить в любой момент — просто из подозрений.

Медиевист разбирает картинки из паблика «Страдающее Средневековье». Изображение № 6.

 

«Генрих VIII»

У англичан есть считалочка для запоминания всех шести жён Генриха VIII:

Разлюбил, казнил, умерла,
Разлюбил, казнил, пережила

 

Первую свою жену, Екатерину Арагонскую, после развода он отправил в изгнание. Ещё двух — Анну Болейн и Екатерину Говард — казнил. Любимая его жена, Джейн Сеймур, умерла при родах единственного сына Генриха VIII. Четвёртую, Анну Клевскую, спасло её уродство. Генрих выбрал её, увидев портрет (художник Ганс Гольбейн, видимо, очень польстил невесте), встретив же — ужасно разочаровался и не захотел жить с новой женой. Последняя, Екатерина Парр, вышла замуж за уже старого Генриха VIII, который, тем не менее, до последних дней оставался высокого мнения о себе как о мужчине, и в итоге пережила его.

Медиевист разбирает картинки из паблика «Страдающее Средневековье». Изображение № 7.