Уже довольно долгое время в сообществе модников главенствуют два перманентных тренда: деним и сникеры. Кроссовки, как и джинсы, стали современной классикой, которую переиздают, коллекционируют и носят с глубочайшим почтением. Естественным продолжением хайпа на спортивную обувь стало отведение ей особого места в искусстве: отдельные кастомизации кроссовок стоят дороже всего гардероба владельца обуви, со сникеров пишут картины и делают скульптуры, а к некоторым моделям относятся и вовсе как к самостоятельному арт-объекту.

 

Кроссовки и живопись

Чаще всего сникеры, конечно же, рисуют: анонимный автор блога Sneaker Project, будучи художником-гиперреалистом, при помощи шариковой ручки синего цвета перерисовывает любимые модели кроссовок Nike и Air Jordan — начав в феврале 2012 года с баскетбольных моделей, художник лишь сравнительно недавно добавил в своё портфолио беговые модели.

Ещё один художник, обративший на себя внимание крупных тематических изданий, следящих за сникер-культурой (вроде Complex и Hypebeast), — Гика Попа. Работая в качестве креативного директора рекламных кампаний Nike, DC Shoes, IKEA, Yahoo, Samsung и Windows, Гика не только создает собственные арты, перерисовывая любимые модели сникеров, но и открывает соло-выставки с кастомизированными моделями обуви. 

 

Как кроссовки становятся объектом искусства . Изображение № 1.

Работа автора блога Sneaker Project

Двое молодых художников, Джонатан и Трой, пишут абстрактные сникер-картины: героями фантасмагоричных сюжетов становятся культовые модели кроссовок. Пользователь форума Sole Collector под псевдонимом Guess The Shoe также рисует классические модели Air Jordan, предлагая отгадать, какая из моделей изображена на той или иной картине. 

И здесь же другая крайность: индустриальный примитивизм от Ларри Лака, в 2010 году прославившегося благодаря кастомизации модели Nike Air Force 1 Bespoke Experience. В похожем стиле работает ещё один дизайнер, Джек Стокер, в 2012 году выпустивший серию кубических постеров, запечатлев на них модели Nike AM1, Huarache, AMlight, AM90 Infra, Air180.

Отдельного внимания заслуживают проекты, авторы которых переосмысливают само назначение сникеров: художник Хэзибум, к примеру, нарисовал серию работ, в которой визуализировал оптимальную, на свой взгляд, среду для тех или иных сникеров: камуфляжные Foamposite напомнили автору боевой танк, хайтопы Reebok — агрессивную акулу и так далее.

 

Как кроссовки становятся объектом искусства . Изображение № 2.

Работы HAZZY

Кроссовки и скульптура 

Несколько лет назад в Спрингфилде провели фестиваль скульптур кроссовок — высота каждой модели составляла два с лишним метра, а в перформансе приняли участие не только любители, но и профессиональные художники.

Каждая концепция сникер-арта завязана как на очевидных вещах вроде расцветки и формы кроссовка, так и на истории модели. Зачастую скульптуры являются продолжением ассоциативного ряда, связанного со сникерами. Кто-то делает сникеры частью холста, дорисовывая кое-какие детали и обыгрывая силуэт кроссовок; кто-то, напротив, сатирично подмечает своими работами отсутствие корпоративной этики у того или иного производителя, намекая на ужасные условия труда на предприятиях, как это сделал некогда Адам Брэндейс. И в том и в другом случае о сникер-культуре уверенно можно говорить как о явлении, оставившем след в современном искусстве, объектами которого традиционно становятся важные и общественно значимые феномены.