В прокат вышел «Интерстеллар» Кристофера Нолана — возможно, один из лучших и уж точно один из самых ожидаемых IMAX-movie года. Если вы не любите сай-фай и, глядя на первый, второй и третий трейлеры «Интерстеллара», решили, что спасающий Землю Мэттью Макконахи в скафандре — это совсем не так интересно, как Мэтью Макконахи, распутывающий ритуальное убийство или перевозящий незаконные препараты, то самое время одуматься, пока знакомые не пересказали весь сюжет. «Интерстеллар» — это именно что сай-фай для тех, кто сай-фай не любит. В той же мере это и кино про спасение планеты для тех, кто уже сто раз видел, как нормальные мужики её спасают.

Нормальный мужик — это Купер (Макконахи). Он живёт на пасторального вида ферме с кукурузными полями, воспитывает на пару с тестем двух отпрысков, ездит на пикапе, пьёт пиво и выглядит как образчик немного устаревшей кантри-мужественности. При этом он инженер и даже круче — пилот космического корабля. Просто сократили после планетарного продовольственного кризиса. Испортившаяся в конец атмосфера наносит один сокрушительный удар за другим по сельскому хозяйству, и правительство вынуждено прикрыть все амбициозные космические проекты в пользу более насущных целевых программ. Но жизни на Земле без возвышенного приключения в буквальном смысле не быть — сельскохозяйственные культуры продолжают вымирать, а значит, герою придётся надеть чёртов скафандр, бросить ферму и детей и лететь навстречу космической тьме в поисках нового дома для человечества.

Пока Купер пытается спасти человечество в далекой-далекой галактике, его травмированная разрывом дочь (Честейн) вырастает прямиком в ассистентку разработавшего операцию "Лазарь" профессора (Кейн), который, в свою очередь, отправил в полет свою (Хэтуэй). Ох уж эта игра зеркал! Отношения Купера и дочери большую часть фильма остаются где-то в отбрасываемой черной дырой тени, только для того, чтобы в решающий момент помочь Нолану изящно проиллюстрировать примат настоящей любви над временем и пространством.

Нолан изображает космический театр действий не как поклонник научной фантастики, но как синефил. Только ленивый ещё не сравнил плывущую в тишине и темноте светлую точку с кадрами из «Космической одиссеи» Кубрика, а при взгляде на безграничную водную поверхность одной из планет, где пробует высадиться экипаж проекта «Лазарь», вполне можно вспомнить и «Солярис» с его океаном . Кристофер Нолан давно бравирует своей приверженностью к золотым традициям кинематографа, а потому там, где любой нормальный голливудский постановщик вставил бы максимальное количество CGI и конвертировал бы всё это удовольствие в 3D, у британца съёмки далёких планет в Исландии и 70-миллиметровая плёнка. Это, впрочем, не означает, что он не умеет или не хочет делать всё с размахом: кульминационный отрезок, в котором нам почти синхронно показывают остросюжетные события с нескольких планет, — прекрасное тому подтверждение.

   

«Интерстеллар» — это сай-фай для тех, кто сай-фай не любит. 

   

Детка, ты просто космос: «Интерстеллар» Кристофера Нолана как идеальный блокбастер. Изображение № 1.

За эффект «большого кино» в «Интерстелларе» непосредственно отвечают и исполнители главных ролей, то и дело заполняющие красивые крупные планы оператора Хойте ван Хойтема («Она», «Девочка по вызову»), с которым режиссёр работал впервые. Макконахи убедительно защищает свой прошлогодний «Оскар», доказывая, что более харизматичного и в то же время эмоционально гибкого ковбоя в Голливуде сейчас днём с огнём не сыщешь, любимый маскот Нолана Майкл Кейн отвечает за меланхоличную мудрость, а Энн Хэтэуэй отлично изображает умную профессорскую дочку, которая даже в космической миссии постоянно вот-вот готова расплакаться. 

Со слезами в фильме всё вообще так хорошо, что даже плохо. Нолан грубо вытягивает их даже из тех, кто привык язвительно хихикать над плюшевым пафосом мироспасительных блокбастеров. На каждый взрыв сентиментальности приходится по одному околонаучному монологу, что, правда, скорее утяжеляет картину, чем вносит гармонию. В основу фантастического сюжета «Интерстеллара» легли работы астрофизика Кипа Торна, чьи теории, ей-богу, стоят того, чтобы их изучить. Фильм Нолана пускай и не слишком здорово справляется с объяснением природы чёрных дыр и путешествий во времени-пространстве, но при официальном одобрении (а Торн участвовал в написании сценария) маститого учёного возбуждает интерес к предмету, что, в общем, тоже неплохо. Совсем другое дело — роботы на борту космического корабля. Именно их настраиваемый вручную уровень юмора и иронии порой служит решающим препятствием, не будь которого, ледяная обстановка героического подвига приняла бы какие-то уже совсем неловкие формы. Хотя и в отношения между людьми и их металлическими коллегами создатели «Интерстеллара» закладывают достаточно материала для любителей ненароком порефлексировать.

В конечном итоге «Интерстеллар» — это помпезное полотно с изобилием деталей, где на фоне ледяных пустынь, космической пустоты и умирающей в огне и пыли Земли разыгрываются старые добрые сюжеты о моральном выборе, одиночестве и, стыдно даже писать такое, любви. Не абстрактной вселенской, а той, что к ближним своим.

Просто там, где Тарковский и Кубрик, по современным зрительским меркам, «недокрутили», британец выкручивает тумблер эмоциональной подачи на максимум, ещё раз давая понять, что классика классикой, а он всё-таки хотя бы частично, но отвечает за бюджет в 165 миллионов долларов. И при этом не то чтобы наступает на горло собственной песне. Привыкнув ждать от 44-летнего Кристофера Нолана каждый раз чего-нибудь такого, что не сделает, например, Майкл Бэй, многие зря забывают, что первый играет именно что в одной лиге с Бэем, Кэмероном и Спилбергом. 

   

В конечном итоге «Интерстеллар» — это помпезное полотно с изобилием деталей, где на фоне ледяных пустынь, космической пустоты и умирающей в огне и пыли Земли разыгрываются старые добрые сюжеты о моральном выборе, одиночестве и, стыдно даже писать такое, любви. 

   

Детка, ты просто космос: «Интерстеллар» Кристофера Нолана как идеальный блокбастер. Изображение № 2.

Нолан от рождения пребывает в пограничной зоне, про которую думает и снимает. Рождённый в семье англичанки и американца, изучавший в первую очередь классическую английскую литературу, а уже затем кино, сейчас режиссёр остаётся одним из последних крупных мастеров, которые не стесняются исследовать любимые темы в дорогих и даже финансово успешных проектах. Можно сколько угодно смеяться над многократно повторяющимся в его последнем фильме «I am sorry», но отказать Нолану в наличии собственной философии было бы лицемерием. «Меня завораживает наше субъективное восприятие реальности, то, что мы все застряли в некоей единственной точке зрения и согласились, что это объективная реальность. Кино — это один из способов, с помощью которых мы пытаемся взглянуть на вещи с общей точки зрения». Субъективное восприятие реальности, хрупкость окружающего объективного мира и проблематика временного измерения проходят через фильмы Нолана красной нитью. Исключение составляет разве что трилогия про Тёмного рыцаря, в которой режиссёр упражняется на более приземлённых феноменах вроде социальных теорий или учения Ницше о сверхчеловеке. Тот факт, что все эти размышления проходят в динамично снятых многомиллионных декорациях, а герои вместо сдержанного молчания выдают трагические реплики и иногда плачут, способен отвратить только совсем уж отмороженного фанатика Белы Тарра. Уж старина Жижек не даст соврать.

Смотреть «Интерстеллар» интересно. Могущественный космос пугает и завораживает, чувства отца и дочери трогают, есть даже драка на непригодной для жизни планете. Да, придуши местами Нолан голливудскую гидру, вышло бы ещё намного и намного лучше. Но невозможно получать топовые бюджеты, нарушая конвенции, установленные продюсерами и посетителями мультиплексов. Закатывать глаза или получать удовольствие от идей, которые потом ещё полгода не увидишь на экране IMAX, — личный выбор. Вспомни «Тёмного рыцаря»: «Мы получаем не того героя, который нам нужен, а того, которого заслуживаем».