На днях президент Marvel Studios Кевин Файги рассказал о том, что нас ждёт в Фазе 3 киновселенной Marvel, ставшей в авангарде кассовых завоеваний компании Disney. Двумя неделями ранее генеральный директор Warner Bros. Кевин Цудзихара сделал то же самое (с той лишь разницей, что к амбициям Disney и Marvel зрители уже более-менее привыкли). До 2020 года график любителей комиксов обещает быть насыщенным (десять фильмов из DC-вселенной и девять — от Marvel), а потом, если популярность супергеройского кино не пойдет на убыль, между Disney и WB может начаться настоящая война.

 

Marvel и DC

Два самых известных в мире издательства, существующие уже 75 и 80 лет соответственно, неоднократно меняли названия, логотипы и подходы к освоению аудитории (в XXI веке на долю двух гигантов индустрии приходилось от 70% до 80% всего рынка с перевесом в пользу Marvel). Благополучно пережив «золотой век комиксов» и Вторую мировую войну, компании вступили в настоящее противостояние лишь в 1960-х, когда Marvel Comics обрело нынешнее имя, а Стэн Ли и Джек Керби вывели на арену Человека-паука, «Фантастическую четвёрку», «Людей Икс», Халка, Тора и прочих ставших потом очень популярными персонажей. DC, в середине 1950-х лихо отсудив себе будущего Чёрного Адама, запустили комикс о нём, но главный ответ наглому оппоненту видело в «Лиге справедливости Америки». Тогда же издательство оказалось в составе крупной компании, специализирующейся на производстве фильмов и сериалов. Warner Bros. Entertainment приобрела издательство в 1969 году, на 20 лет раньше, чем The Walt Disney Company — Marvel. Нынешний лидер гонки за космос на аналогичный шаг решился лишь в августе 2009-го: вдохновляющие сборы «Железного человека» с Робертом Дауни-младшим говорили сами за себя. С тех пор Файги и его команда сделали то, что конкурентам не удалось и за 45 лет (и не факт, что удастся), а DC и WB остаётся лишь снова недоумевать, как так получилось, что наглый конкурент упорхал далеко вперед, к условной финишной ленточке, долгие годы находясь где-то за спиной.

 

Как Marvel и DC противостоят друг другу на территории кино. Изображение № 1.

Война на киноэкране

Полувековой поединок издательств окончательно освоился в плоскости большого и малого экранов, и теперь фильмы с сериалами продолжат то, что началось на пожелтевших уже страницах комиксов много лет назад. Спешные попытки Warner Bros. состряпать вторую империю вслед за преуспевающим на этой ниве конкурентом выглядят очень перспективно, но история противоборства и уже сделанные шаги указывают на то, что всё-таки быть DC в тени Marvel.

За 45 лет в Warner Bros. даже близко не предприняли попыток осуществить то, что сейчас на презентациях в духе Стива Джобса расписывает Кевин Файги. Все финансовые и брендовые заслуги до середины 2000-х можно спокойно вынести за скобки, а то и забыть: нынешний путь компаний стартует примерно с «Бэтмена: Начало» (эта сюжетная линия уже финансово успешно пройдена и, по мнению Нолана, исчерпана трилогией — дальше тупик) и «Железного человека». 2005-й и 2008-й соответственно. Четыре года Брюс Уэйн противостоял Тони Старку, представляя набирающую обороты моду на кинокомиксы, попутно прикрывая провал «Зелёного Фонаря». За эти четыре года Disney и Marvel раскачали мускулатуру до «Мстителей».

В результате такой осторожности (недальновидности?) WB с DC пришлось перепридумывать Тёмного рыцаря, чтобы сразу встроить его в некую большую и прекрасную вселенную, самый краешек которой был продемонстрирован в «Человеке из стали». Супермен Зака Снайдера, к слову, хоть и собрал более внушительную сумму, чем «Железный человек», но по отношению к потраченным на него деньгам показал не столь выдающийся результат (если считать, что доходы успешной картины должны минимум троекратно перекрыть бюджет, то он даже не окупился, а ведь в расчёт не берутся дополнительные расходы на продвижение фильма). С такими картами идти ва-банк довольно рискованно, хотя сюжетного материала и ярких персонажей DC хватит не то что на пять лет вперёд, а на все 50 как минимум.

   

За 45 лет в Warner Bros. даже близко не предприняли попыток осуществить то,
что сейчас, на презентациях
в духе Стива Джобса, расписывает Кевин Файги.

   

Родовые особенности

В отличие от главного антагониста, Marvel и Disney не просто доят успешных персонажей, а расширяют общую вселенную, чтобы раз в несколько лет устраивать эпичный налёт на зрительские кошельки с полудюжиной узнаваемых лиц на постере. В этом можно усмотреть параллель с давнишними открытиями обоих издательств: в DC Comics как решение всех проблем придумали мультивселенную (множество параллельных миров, в которых синхронно могут развиваться самые разные версии земной цивилизации и супергероев), в Marvel — всеобщие кроссоверы (event, или cобытие, затрагивающее всех персонажей комикс-вселенной). Схожая схема достигла кинотеатров: пока Warner Bros. до посинения перезапускали Бэтмена, Marvel продумывали многоходовку из нескольких Фаз, чтобы, по заветам ещё бодрого Стэна Ли, которому скоро стукнет 92 года, развивать героев вместе и по отдельности.

Сейчас Marvel уже знает сильные и слабые стороны самостоятельных фильмов про Железного человека (желание Дауни уйти или увидеть в режиссёрском кресле Мэла Гибсона), Капитана Америку (практически суперменовская прямолинейность героя, которую можно компенсировать лишь очень закрученным сюжетом и обилием второстепенных персонажей) и прочих. Студия собирается запустить глобальный event — Гражданскую войну, которая разобьёт супергероев на противоборствующие лагеря: новый Акт о регистрации обязует людей со сверхспособностями, носящих маски, раскрыть настоящую личность и зарегистрироваться для работы на государство. Это событие повлияет и на Капитана Америку (он встанет на сторону оппозиции), и на Железного человека (он окажется на стороне государства), и на Тора (чтобы не раскрывать всех карт, скажем, что на поле появится равносильный ему персонаж по имени Рагнарёк), и на Человека-муравья, фильм про которого выйдет в следующем году (в картине примут участие первые два носителя костюма — Хэнк Пим и Скотт Лэнг).

  

Как Marvel и DC противостоят друг другу на территории кино. Изображение № 2.

Заявленные на ноябрь 2018-го «Нелюди» (Inhumans) обещает подвести к вторжению скруллов, а там уже рукой подать до противостояния с Таносом и его перчаткой бесконечности, чья испепеляющая галактики мощь должна произвести впечатление на Госпожу Смерть (в фильме возможна иная мотивация). Для этой сюжетной линии в комикс-вселенную готовятся ввести Капитана Марвел (июль 2018-го), которая также связана с расами крии и их врагами скруллами, а появление в списке Черной Пантеры (май 2018-го) говорит о возможных (и необходимых) перестановках в рядах «Мстителей».

К 2019 году, когда у DC по собственному фильму получат ещё не все персонажи («Зелёный Фонарь» ожидается лишь в 2020-м), зато состоится уже два заседания «Лиги справедливости», «Мстители» в разных сочетаниях посетят большой экран четырежды. На бумаге это выглядит полным разгромом: Disney и Marvel не на два шага, а в два раза будут превосходить ближайшего конкурента. В 2016 году их радостное плавание могут испортить «Люди Икс: Апокалипсис» (но не стоит так уж полагаться на Брайана Сингера) или «Бэтмен против Супермена» (кассовые сборы «Человека из стали» не обещают золотых гор). Дальше всё уже сложнее, потому что «Чудо-женщина», «Флэш», «Аквамен», «Шазам» и особенно «Киборг» — это коты в мешке, а «Зелёный Фонарь» нуждается в такой же реабилитации, как Бэтмен после костюма с сосками и прочих ужасов Джоэла Шумахера (тогда очень вовремя WB подвернулся Кристофер Нолан). Вынеся за скобки трилогию целеустремлённого англичанина, легко обнаружить, что кинокомиксы DC не только запаздывают по сравнению с Marvel, но ещё и сильно уступают в качестве (впрочем, судить по двум фильмам очень опрометчиво).

   

Кинокомиксы DC не только запаздывают по сравнению с Marvel, но ещё и сильно уступают в качестве.

   

Сериалы

Скажите, как сочетаете комикс-сериалы с киновселенной, и я скажу, кто вы. Если это пачка параллельных вселенных и можно пренебречь тем, что два разных парня параллельно играют Флэша, значит, вы из WB, планируете ещё несколько сериалов, которые, может быть, никогда не сведёте воедино. Если на волне интереса к общей вселенной осмотрительно запустили один сериал с одним наименее узнаваемым и интересным персонажем, поздравляю, вы из Disney, где предпочитают делать сериалы с ежегодными 200-миллионными эпизодами, а не тратиться на модные телевизионные тренды.

 

Как Marvel и DC противостоят друг другу на территории кино. Изображение № 3. 

Что дальше?

Marvel

Заявка Inhumans и доктора Стрэнджа (говорят, Бенедикт Камбербэтч, на минуточку!) на игру за команду всех звёзд, возможно, свидетельствует о том, что на экранах появится группа супергероев «Иллюминаты», где, правда, должен быть не только Тони Старк, король Атлантиды Нэмор и глава «Нелюдей» Чёрный Гром, но и Чарльз Ксавье, права на которого принадлежат компании 20th Century Fox. Как и в случае с Человеком-пауком, правами на которого владеет Sony, студиям придётся либо договариваться, либо выкручиваться как-то иначе. Питер Паркер в «Мстителях» вообще и в Гражданской войне в частности отнюдь не на последних ролях, поэтому паучьи слухи вокруг вторых «Мстителей» и новой картины о Капитане Америке муссируются довольно активно, но только премьера (скорее всего, «Гражданской войны») даст точный ответ, как большие студии теперь решают такие вопросы.

Дальше — больше: скруллы и крии, показанные в «Стражах Галактики», Танос, ожидаемый кроссовер «Стражей» и «Мстителей». Давние планы Disney и активная деятельность «Мстителей» наводит на мысль, что неплохо бы выпустить давно обещанных Runaways (про ожидаемую экранизацию комикса Брайана К. Вона мы уже как-то писали). Наконец, Халк, Чёрная Вдова и Соколиный Глаз до сих пор не обзавелись отдельными фильмами.

DC

Креативный директор DC Джефф Джонс признался, что пересечение сериальной и киновселенной DC пока не ожидается. WB активно заполоняет телеэфир, где совместная активность Marvel и Disney практически стремится к нулю (если не рассматривать мультфильмы). Два сериала, которые планируется запустить в ближайшее время, к киновселенной вряд ли прикрепят: это многосерийный проект «Криптон» под патронажем Дэвида С. Гойера — приквел истории Супермена (не факт, что именно «Человека из стали»), вторая задумка под названием «Супергёрл» апеллирует, вероятно, к возможностям мультивселенной, потому что расскажет о женской версии Супермена — Каре Зор-Эл. Этот сюжет можно будет состыковать с телепроектами «Зелёная стрела» и «Флэш», сделав киноверсию мира DC другой реальностью (при желании они могут как исключать друг друга, так и пересекаться).

Дальнейшие шаги DC пока трудно предсказать, многое зависит от реализации первой Фазы (назовем её так по аналогии со схемой Marvel). После 11 фильмов («Человек из стали» + десять запланированных) появится уже пища для размышлений. Пока же WB ищут женщину-режиссёра для «Чудо-женщины», обещает появление Лекса Лютора (Джесси Айзенберг) в «Отряде самоубийц», а также рискует оказаться в спарринг-партнёрах Sony, чей «Новый Человек-паук» благополучно выдержал два сиквела и готов продолжать, плодя спин-оффы (в том числе «Зловещую шестёрку», прямого конкурента «Отряда самоубийц», да и отчасти «Нелюдей», где обещают до 12 новых персонажей).

Как Marvel и DC противостоят друг другу на территории кино. Изображение № 4.