Новость о создании фанатами легендарной игровой серии Half-Life собственного комикса вряд ли имеет большое значение для мира игровой индустрии, но, несомненно, является симптоматичной, так как выхода третьей части люди ждут очень и очень давно.

Поэтому не удивительно, что на всё, хоть как-то связанное с магической фразой «Half-Life», у поклонников шутера с физиком-ядерщиком с монтировкой в главной роли выработался условный рефлекс. 16 ноября 2004 года компания Valve выпустила вторую часть ставшего культовым шутера, в 2006–2007 годах разразилась двумя спин-оффами к серии, а затем о самом популярном своем детище как будто забыла: и о разработке третьей части, и о цифре 3 в пресс-релизах, и об официальных выступлениях вообще.

Мы попытались разобраться, как развивались события в противостоянии Valve —фанаты Half-Life в последние годы и почему стадия «отрицание» рано или поздно закончится «принятием».

 

Как всё начиналось

Выход Half-Life 2 почти десять лет назад приучил игровой мир к тому, что парни из Valve во главе с Гейбом Ньюэллом не отличаются особой сноровкой и скоростью. Взбудоражившая любителей шутеров первая «халфа» вышла в далёком 1998 году. Причём спустя шесть лет, когда фанаты дождались заветной второй части, игровой мир сделал столько шагов вперед, что продолжение походило на первую часть лишь названием и некоторым сходством игровых персонажей. Восторг геймеров и мировая популярность конвертировались в лестные оценки игровых изданиий и титул «Игра десятилетия». Стало понятно: продолжению быть.

В 2006 году мир увидел Half-Life 2: Episode One. Гейб Ньюэлл заявил, что в компании решили выпустить продолжение игры эпизодами. Тогда Гейб назвал три части, в которых сюжетная линия Half-Life будет продолжаться и развиваться. Кроме того, игра вышла в новом для Valve и игровой индустрии вообще формате: компания показала так называемую The Orange Box, геймерский набор их трёх игр: Portal, Team Fortress 2 и, собственно, продолжение истории Фримена и компании. Через год вышло второе дополнение, Half-Life 2: Episode Two, и логичный выход третьего эпизода, подкреплённый драматической концовкой с открытым финалом, замаячил на горизонте.

Тогда казалось, что «и Ньюэлл такой молодой, и третья часть впереди!», но, начиная с релиза второго эпизода, с Valve происходят странные изменения. Всё началось с того, что в концовке Half-Life 2: Episode Two, которая шокировала фанатов серии и просто любителей качественных игр, создатели не разместили трейлер будущей части, как они обычно это делали. В Valve отмолчались, мол, игра ещё в разработке, а мы не хотим показывать фанатам «сырой» продукт. Фанаты успокоились и начали ждать появления третьего эпизода, который вроде как наметили на 2009 год. Поклонники ждали релиза продолжения серии на конференции E3, но Valve показали Left 4 Dead 2. Прозвучал очередной звоночек: об игре, которую ждут миллионы геймеров на конференции, не сказали ни слова.

2010 год был, пожалуй, одним из самых сложных, если рассматривать отношения поклонников серии и Valve с Гейбом Ньюэллом. Волну недовольства, поднятая в интернете, по большом счёту компания игнорирует. Ньюэлл иногда давал скупые комментарии прессе, что серия вернётся к корням, игровой мир станет ещё круче, а сюжет будет захватывать и держать до самого конца игры. Пока глава Valve мутил воду, в компании наняли разработчика Dota и, видимо, сконцентрировались на онлайн-рынке. Поклонники Half-Life этого не знали и продолжали по крупицам собирать намёки на продолжение серии в интернете, интервью Ньюэла и коде новых игр, которые выпускали Valve.

Как и почему геймеры ждут выхода Half-Life 3. Изображение № 1.

В 2011 году в компании выпускают Portal 2. В очередной раз при разборе редактора игры упорными гиками фанаты находят намёки на продолжение Half-Life — текстуры, названия модулей, знакомые предметы. Между тем, в прессе, с которой изредка общаются представители компании, уже забыли не только цифру «3», но и название дополнения — Episode 3. Игнорирование вопросов о будущем Half-Life, выход популярнейшей Dota 2, успех Steam — с одной стороны, это символизировало правильность пути, по которому вёл компанию Ньюэлл, с другой — доносились уже не тревожные звоночки относительно будущего серии, а самый настоящий колокольный набат.

Следующие два года продолжались как под копирку. Valve сливались и уходили от прямых вопросов относительно «халфы», фанаты искали «тараканов» в новых продуктах компании и видели повсюду постоянные намёки на продолжение истории Гордона Фримена, сражающегося против «Альянса». Осенью 2013 года появился слух, что компания зарегистрировала торговую марку Half-Life 3, который, впрочем, был опровергнут.

Конец 2013 года был необычайно плодотворен для компании. Valve анонсировали свою собственную игровую операционную систему Steam OS, протестировали собственные геймпады нового поколения и заявили, что составят достойную конкуренцию Oculus Rift, объявив начало работы над новым шлемом виртуальной реальности. Ни слова о Half-Life.

 

«Мы хотим Half-Life 3!»

Посыл, с которым поклонники серии проводят свои акции, прост: «Сделайте нам Half-Life 3». С целью найти намёки на анонс выхода серии геймеры ковыряются в игровых редакторах, клепают концепты и артворки и проводят совместные акции.

• В августе 2011 года двое геймеров пришли на пикет к офису Valve: поставили палатки, стульчики, развернули плакаты и начали ждать. Лозунги не принесли пользы, хотя парней по-доброму приветствовали сотрудники компании и кормили сэндвичами, а в конце даже вышел сам Гейб.

Как и почему геймеры ждут выхода Half-Life 3. Изображение № 2.

• В 2012 году в головной офис Valve пришла странная посылка от анонимного отправителя. Когда в компании распаковали ящики, то обнаружили несколько десяток монтировок — главное оружие протагониста Half-Life Гордона Фримена и символ всей игровой серии. 

• В этом же году состоялся митинг в поддержку выхода Half-Life 3. Фанаты игры соорганизовались через сообщество в Steam и вышли перед офисом компании Valve. Правда, вместо запланированных 50 тысяч пришло «всего» десять с небольшим, но и это неплохо.

• В начале этого года поклонники культового шутера из Deviant Pictures решили не ждать милости от Ньюэлла и сделали собственный трейлер третьей части. Видео взбудоражило интернет и даже сначала обнадёжило непосвящённых геймеров.

• Несколько опустивших руки фанатов в сентябре этого года начали собирать деньги на фильм о Half-Life. 40-минутный фильм о противостоянии человечества и инопланетян по мотивам сюжета детища Ньюэлла не набрал даже 500 долларов, хотя требовал все 20 тысяч.

• Американские фанаты серии запустили краудфандинговый проект «We Want Half-Life 3». Суть его проста: парни собирают деньги на то, чтобы ненавязчиво заставить Valve делать свою главную, как им кажется, работу. Если поклонники набирают 3 тысячи долларов, то запускают рекламную кампанию в интернете, состоящую из баннеров с фразой «Мы хотим Half-Life 3». Если наберётся 9 тысяч долларов, то вокруг офиса Valve будет курсировать грузовик с билбордом, на котором будет аналогичный призыв. За 45 тысяч долларов парни наймут двойников Ньюэлла, которые будут доставать главу Valve, а за 150 тысяч проведут концерт в поддержку выхода Half-Life 3. 

 

Ждать ли Half-Life 3?

Судя по всему, не стоит. Судя по последним продуктам компании, Valve переориентировались на рынок онлайн-игр. Успех с «Дотой», развивающийся сервис Steam, без которого большинство современных геймеров уже не представляют игры, проекты по созданию собственной игровой операционной системы и последние игры Valve явно показывают вектор развития компании. Игра про одинокого и немногословного учёного с монтировкой просто не укладывается в логический ряд продуктов Valve. Также, судя по нескольким «сливам», в компании испытали существенные проблемы с переносом механики и мира игры на новый движок и адаптацию под последние технологии.

А может быть, дело в том, что для компании история с самой успешной и известной игрой является «золотым грузом», от давления которого Ньюэлл давно мечтает избавиться? А мы продолжаем ждать чуда и человека с монтировкой.

«Просыпайтесь, мистер Фримен. Вас снова ждут великие дела».