Поводом для написания этого материала стало известие о том, что знаменитый Стэн Ли, 91-летний автор таких персонажей, как Человек-паук, Люди-Икс, Железный Человек, Халк и многих других, спродюсирует фильм индийского производства о супергерое Чакре Непобедимом. Безусловно, персонаж Стэна Ли и другие герои эксплуатационного кино находятся на разных полюсах. Однако схема и мотивы одного из самых именитых создателей комиксов сильных отличий не имеет: автор всего лишь адаптирует одного из своих героев для культурной среды многомиллионного индийского народа (Болливуд, к слову, адаптирует многие голливудские сюжеты под местный менталитет — это в Индии норма).

Как Человек-паук и Бэтмен стали героями эксплуатационного кино. Изображение № 1.

Вместо железного костюма, лазеров и прочего технологичного инвентаря — костюм, открывающий чакры у одарённого парня по имени Раджу Рай. Вместо звезды пятиконечной, так любимой военными всего мира, — гексаграмма, в индуизме символизирующая энергию. Да и сам главный герой отличается интеллектом и моральными качествами, которые многим жителям США показались бы в супергерое скучными.

А вот в Индии персонаж прижился, что неудивительно. Впервые на экране Чакру Непобедимого зрители увидели в 2013 году в мультфильме, созданном индийским отделением Cartoon Networks. А сам Стэн Ли тем временем заявил, что в 2016 году многотысячную коллекцию Болливуда пополнит полноценный фильм об этом герое, выдержанный в духе жанра. Впрочем, супергероев — как правило, без разрешения правообладателей — адаптировали под местного зрителя не только в Индии: на этом поприще отличились и японцы, и итальянцы, и в особенности турки. 

 

«3 гигантских человека»

Классика эксплуатационного кино и один из ярких примеров того, как режиссёры заимствуют, зачастую без разрешения авторов, популярных персонажей. «3 гигантских человека» был снят в Турции в 1973 году и уже через пару лет приобрёл статус культового. Главные действующие персонажи фильма — Капитан Америка, легендарный мексиканский рестлер в маске Эль Санто, а также Человек-паук, вдруг оказавшийся криминальным лидером, орудующим на улицах Стамбула.

Первые два сверхчеловека по сюжету вызваны из США и Мексики, чтобы остановить Спайдермена, который своими преступлениями сформировал базу для шуток на 50 лет вперёд. Этот турецкий аналог не обладает супергеройскими способностями, его основное оружие — маленький складной нож, своих врагов он убивает шлангом для душа и морскими свинками. Положительные герои в фильме тоже на редкость нелепые: Капитан Америка толстоват и неловок, а Эль Санто с невозмутимым лицом постоянно засовывает себе что-то в штаны. В результате получившийся фантастический триллер с элементами чёрной комедии породил целый жанр, развязав руки другим режиссёрам. 

Кстати в Турции (позволим себе такое лирическое отступление) подобных лент было довольно много, и наверняка большинство из них западный и российский зритель так и не увидел. Однако нельзя упомянуть о фильме, получившем название «Турецкие звёздные войны» («Dünyayi Kurtaran Adam»). Хоть здесь и не была позаимствована супергеройская тематика, фильм стал одним из самых ярких представителей эксплуатационного кино и примером того, как снимать не надо. По сюжету два турецких воина сражаются с неким Колдуном, напоминающим Дарта Вейдера, в армии которого куча поролоновых скелетов, мумий в банных халатах и зомби из туалетной бумаги. Спецэффекты фильма оставляют желать лучшего, зато монтажёры отлично овладели техникой ускоренного воспроизведения, что сделало сцены с боями кунг-фу по-настоящему футуристичными. Всё это перемежается вырезанными сценами из популярных американских блокбастеров, документальной хроникой советских космонавтов и саундтреком из «Планеты обезьян», «Звёздного крейсера Галактика», «Флеша Гордона» и, собственно, самих «Звёздных войн». 

 

«Супермены»

Очередной фильм турецкого производства про супергероев был создан в 1979 году. На этот раз главная роль была отведена Супермену, который защищал машину времени и боролся с Константинопольской мафией.  Разумеется, так же, как и в предыдущих фильмах, режиссёр этого шедевра не постеснялся несанкционированно использовать образ главного персонажа и сцены из западных фильмов. Лента, к слову, оказалась невероятно популярной на родине и среди современных кинофриков.

 

 «Щедрый»

Фильм с подобным названием был снят в Индии в 1988 году и обратил на себя внимание благодаря пятиминутной сцене, в которой одни из главных героев одеты как Супермен и Человек-паук, правда, последний в женском обличье. А главной сверхсилой болливудских аналогов является способность танцевать и петь. Остаётся надеяться, что новая работа под покровительством Стэна Ли не будет напоминать нечто подобное.

 

 Филиппинские Бэтмен и Робин

Один из редких примеров пародийного эксплуатационного кино, с которым пытались судиться правообладатели оригинального контента. Филиппинский Бэтмен и Робин («Alyas Batman en Robin») должны были увидеть свет в 1989 году, однако из-за иска от Warner Brothers премьера состоялась только через два года, в 1991-м. Режиссёр работы не хотел создать новый блокбастер. Его главной целью было заработать деньги на комедии, главные роли в которой исполнят популярные персонажи. Наверное, поэтому Бэтмен в фильме полноват, носит шляпу водителя грузовика и прическу маллет.

Как Человек-паук и Бэтмен стали героями эксплуатационного кино. Изображение № 2.

 

 «Женщина-летучая мышь»

Мексиканский фильм 1968 года под названием «La mujer murcielago» был создан для мужской аудитории с необычной фантазией. Сексуальная Бэтвумен в исполнении Мойры Монти на протяжении всей ленты ходит в кожаном обтягивающем костюме, борется с сумасшедшим профессором, решившим захватить мир, оживив умерших мексиканских рестлеров — едва ли не главных персонажей мексиканских эксплуатационных фильмов. И когда по Акапулько начинают ходить монстры, все надежды на спасение возлагаются только на главную героиню.

 

«Три фантастических Супермена» 

Не боялись заимствовать персонажей не только развивающиеся страны. «Три фантастических Супермена», вышедшие в прокат в 1967 году, стали результатом творчества продюсеров из Италии, Югославии, ФРГ и Франции и очень напоминали своими именами и костюмами их американского коллегу. В то же время правообладатели образа оригинального персонажа вряд ли бы смогли потребовать от авторов европейских супергероев какой-либо компенсации. Всё же это была не наглая калька с образа, а скорее вариация на тему.

 

 «Бэтмен с планеты Эрос»

Лента Антонио Д'Агостино 1982 года открыла своим появлением целый жанр порно-комиксов. Супергерой Бэтмен прилетает с далёкой планеты Эрос, жители которой отлично занимаются любовью. Однако здесь он должен бороться с преступностью, а свой талант отложить до лучших дней. Перемешав всё в кучу, режиссёр завершает ленту на оптимистичной ноте: после оргии все злодеи мирятся с положительными персонажами и становятся друзьями.

 

 

Японский Супайда-Мен

В отличие от других героев нашего списка, японский Человек-паук, немного изменивший имя на SupaidÄ man для удобного произношения японскими поклонниками, а также получивший соответствующий разрез глаз, не результат работы режиссёра-неудачника. Этот персонаж был адаптирован для японской аудитории по соглашению с Marvel в 1978 году. Скрывался под костюмом супергероя, понятное дело, не Питер Паркер, а Такая Ямаширо. 41 эпизод телесериала, транслировавшийся на местном телевидении, полностью отличался от оригинала, и в принципе герой из общего с американским имел только костюм.

 

«Возвращение в Супермены»

Еще один культурный феномен, появившийся вследствие развития эксплуатационного кино, — пародия на пародию. Высмеивая собирательный образ всех турецких и индийских Суперменов, создатели сериала сделали своего персонажа толстым и одели в женский костюм. Многосерийный фильм даже показывали по американскому каналу Channel 101. 

 

«Итальянский человек-паук»

Еще одна пародия, которая, однако, выглядит гораздо правдоподобнее предыдущего Супермена. Итальянский Человек-паук на самом деле принадлежит авторству австралийских комиков. 10 эпизодов ленты были показаны на Youtube с 2007 по 2011 год. Используя популярные клише итальянских боевиков 1960-1970-х, новый Человек-паук получился толстым и усатым, но тем не менее отлично владеющим боевыми искусствами.