Наши повседневные движения и жесты как часть невербального языка могут значить порой гораздо больше, чем слова. Мы используем движения и как замену речевому общению, и как эмоциональное дополнение сказанному, и как самостоятельный канал передачи информации. Но если все наши жесты как-то классифицировать, систематизировать и придать им жёсткую структуру, то в итоге получится не что иное, как дисциплина.

Военные всегда идут в авангарде: подмечают потенциал самых, казалось бы, обыденных вещей, доводя их до абсолюта и делая их максимально практичными. Прелюдия к войне может быть удивительно красивой, и пример тому – строевой шаг или триумфальный марш.

 

Дисциплина победы: Всё о философии марша. Изображение № 1.

 

 История

Мы не можем однозначно утверждать, когда зародилась культура военного шага, но можно точно сказать, что строевой шаг как таковой появился вместе с системой воинских построений. Возможно, это означает, что, как только перестали воевать «толпой» и появилось построение по флангам, строевой шаг стал обязательной частью дисциплины. История нам говорит следующее: в 800-700 гг. до н.э. греческие полисы стали использовать первое военное построение. Логика здесь простая: если бойцы будут двигаться рассредоточенно, то есть вразброд, строй тут же нарушается, а, чтобы его удержать, нужно двигаться строевым шагом. Командир, идущий впереди колонны, задаёт ритм с помощью голоса (это в случае небольших колонн) или барабанной дроби (для больших подразделений, так как звук барабана слышно всем). 

Но, говоря буквально, первоначально военный марш – это способ организованного перемещения военных единиц на поле боя из одного места в другое. Такой способ передислокации использовали самые развитые культуры древности, ограждая своих солдат от случайного смешивания с группой противника. Существовавшая система флагов помогала таким организованным группам солдат, например, ведущим наступления с разных флангов, отличать своих от чужих, а главнокомандующему  —вести стратегическую игру (то есть командовать) своими солдатами. 

Согласно словам Уильяма Барлоу (относительно современного разработчика теоретических и практических методов строевой дисциплины), «есть три типа солдат: те, кто  храбр, но не марширует, те, кто марширует, но не храбр, и те, кто храбр и марширует. Вот эти последние, в бою были лучше других!» 

Умение маршировать строем  — чуть ли не самое важное в военной дисциплине, ведь именно это умение позволяло организованно двигаться колонне во время пеших передислокаций. Истории известны и конные, и авто-, мото-марши, и на боевой технике, и на велосипедах. Но мы сконцентрируемся на пеших маршах и их функциональности. Распространённость и важность маршей позволила иначе посмотреть на обмундирование солдата и сделать его униформу удобнее. Так, в Российской Империи незадолго до революции была произведена ревизия униформы и экипировки с целью сделать её удобной, чтобы солдат чувствовал себя комфортно, маршируя на длительных дистанциях. Требования к пешим маршам изменились с распространением поездов, но расстояния до 600 километров солдаты все равно шли пешком. 

   

Напрашивается найти связь между строевым шагом (ритмом и синхронностью) и звуком пулемёта. При звуках пулемёта бойцы бросали свои позиции и бежали врассыпную, то есть монотонный, резкий и громкий звук ввергает противника в панику и сеет ужас (кстати, в арабском языке пулемет будет رشاش (рашаш) — от глагола сыпать, рассыпать). Чего уж говорить про те времена, когда не существовало никаких пулемётов. Приближающаяся военная колонна, двигающаяся синхронно под звуки ударов барабана, наводила ужас на врага. 

Психология марша

Можно с уверенностью сказать, что, кроме дисциплинарной и устрашающей функции, строевой шаг был отличным механизмом подавления воли индивида. Синхронность, жёсткий порядок, ответственность и чёткость действий приводили солдат в некое состояние транса. Строевой шаг или триумфальный марш — это нечто подобное психоделическому церемониальному танцу с зацикленными движениями, монотонными действиями под ритмичную музыку и неестественной синхронностью, доведённой до автоматизма. Кроме того, эта дисциплина – явная демонстрация силы и преданности, если мы говорим о показательном выступлении.

В книге «Дисциплина и наказание» Мишель Фуко дискутирует на тему развития современной уголовно-исполнительной системы (восемнадцатого века) и того, как реформы в системе наказания были использованы для создания властных отношений для эффективного контроля. Имеется в виду, что многие из описанных им реформ были направлены на такой объект, как человеческое тело, которое и стало тем самым «объектом власти». Вместо пыток, тело стали использовать как объект манипуляции, но в форме обучения и повиновения как средство банального политического контроля. 

Дисциплины, что затрагивают область контроля человеческого тела посредством регулирования движений в пространстве, неразрывно сосуществовали вместе с этим самым человеческим телом и постоянно совершенствовались. И снова такие дисциплины стали актами принуждения, манипуляции жестами и поведением человека — и в конечном итоге сформировали некую «политическую анатомию», которая превращала человеческое тело в «послушное тело». Для армии эти техники контроля вылились в строевой шаг (или марш), чтобы создать из множества индивидуумов (солдат) единое тело, подчинённое инструкциям и приказам командира. 

Но, как ни странно, чем более дисциплинирована группа войск и чем лучше может совершать отлаженный строевой шаг, тем более сложные и оригинальные формы исполнения этого самого шага она способна демонстрировать. То есть получается, что солдаты с идеальной дисциплиной в рамках группы способны самостоятельно (и синхронно) совершать сложные движения как на плацу во время марширования, так и во время боевых действий. Следовательно, дисциплина программировала поведение как индивида, так и всей группы.    

   

 Можно с уверенностью сказать, что, кроме дисциплинарной и устрашающей функции, строевой шаг был отличным механизмом подавления воли индивида

   

Дисциплина победы: Всё о философии марша. Изображение № 2.

Есть и ещё один аспект, который не хочется обходить стороной: согласно исследованиям, опубликованным в журнале Biology Letters, строевая подготовка, столь невыносимая для новичков, не только укрепляет дисциплину (что вполне естественно), но и поднимает моральный дух (вывод, казалось бы, очевидны, но теперь подтверждённый с помощью эксперимента).

Суть эксперимента проста: была взята группа мужчин-добровольцев, которых просили пройти расстояние в 250 метров свободной походкой в своём темпе либо синхронно с другими участниками. После эксперимента им продемонстрировали фотографию сердитого мужчины, затем попросили заполнить анкету о своих эмоциях и оценить вес, рост, приблизительную мышечную массу потенциального оппонента (согласно визуальному восприятию добровольцев, сердитого мужчины на фотографии). Основываясь на существующих исследованиях в этой области, что строевая ходьба делает мужчин, если так можно выразиться, «немного счастливее» и более дружелюбными в отношении своих однополчан (или, понимайте буквально, тех, кто является им другом, коллегой, соратником), было решено провести исследование и узнать, правдиво ли последнее высказывание в отношении посторонних людей (то есть также читаем буквально — врагов). После синхронного шага в ногу мужчины-добровольцы оценили врага (всё по той же фотографии) как более слабого. Надо сказать, что в эксперименте мужчины принимали участие парами (то есть по два человека, марширующих в ногу).

Давайте теперь представим, что происходит с человеком (мужчиной, разумеется) и его боевым духом, когда маршируют сотни солдат рука об руку синхронно и одновременно. Ученые сочли, что синхронный шаг определённо влияет на сплочённость группы; действия, которые мы рассматриваем как коллективный марш, демонстрировали мощь как врагу (о чём мы говорили выше), так и самому себе (что не менее важно). Ведь деморализованный солдат  — хуже труса.

 

 

Виды строевого шага

Существует множество примеров строевой ходьбы, но мы остановимся на трёх основных видах: строевой, походный и церемониальный (он же известен как «гусиный»). 

 

 

Строевой шаг

Обычно совершается с темпом 110-120 шагов в минуту, уставной размер в пределах 70-80 см. Движение бегом с темпом 165-120 шагов в минуту и размером 85-90 см. Строевой используется при прохождении подразделений торжественным маршем, также при выполнении воинского приветствия в движении, при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него. Это же касается и выхода из строя и занятий по строевой подготовке.    

Дисциплина победы: Всё о философии марша. Изображение № 3.

Дисциплина победы: Всё о философии марша. Изображение № 4.

 

Походный шаг

Идентичен строевому, но только после команды «Вольно!».  Согласно параграфу «Движение» из устава, необходимо «по предварительной команде подать корпус несколько вперёд, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом»

Дисциплина победы: Всё о философии марша. Изображение № 5.

Дисциплина победы: Всё о философии марша. Изображение № 6.

 

Гусиный шаг

Церемониальный, парадный или paradeschritt, больше похож на выразительное, но неестественное движение. Применялся прусской армией, но своё обиходное название «гусиный» получил благодаря шуткам иностранцев, которые были первыми свидетелями такой странной ходьбы. Солдаты, обутые в блестящие сапоги, выстраивались в ровные шеренги, оттягивали носок при каждом взмахе ноги вверх и поднимали её горизонтально. Чтобы удержать равновесие, приходилось наклоняться вперёд, поднимая вверх подбородок, и нелепо размахивать руками. Общий темп движения был медленным, так как каждый шаг требовал больших усилий, да и вид марширующих солдат был угрюмым и злостным. Такой марширующий солдат всем своим видом словно заявлял врагу, что готов выполнить любой приказ, каким бы нелепым или сложным он ни был. «Гусиный шаг» был взят на вооружение всех армий, что обучались по прусскому образцу. Одной из первых его взяла российская армия — и унаследовала советская. 

Дисциплина победы: Всё о философии марша. Изображение № 7.

Дисциплина победы: Всё о философии марша. Изображение № 8.

 

 

 

   

Есть версия, почему движение начинается именно с левой ноги: даже несмотря на то, что левая нога считается «плохой» и с неё, например, никогда не ступали ногой на крыльцо дружеского дома, в Европе тем не менее по-прежнему сохранился обычай, согласно которому солдаты начинают маршировать именно с левой ноги. И вот, возможно, почему: во время сражений древнеримские легионеры продвигались сомкнутыми рядами, выставив вперёд левую руку (которая держала щит), и тем самым образовывался сплошной ряд щитов. Но есть и другая версия: этолийские войска известны тем, что обували только левую ногу, этим же способом пользовались платейцы, так как этот метод позволял им легче идти по грязи. Мы не можем точно знать, почему нога со стороны щита была обутой, а со стороны оружия — голой, но, может, всё дело в том, что во время рукопашной левая нога выдвигалась вперёд и могла быть использована для удара противника в пах.

Согласно всё тому же уставу, «…руками начиная от плеча, производить движения около тела: вперёд – сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад — до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой…» и далее: «При движении шагом по команде «Смирно!» перейти на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде «Вольно!» идти походным шагом».

   

 

  

 

Политическая анатомия  

Для армии, которая регулярно выставляет напоказ свои войска, марширование является ещё одной демонстрацией себя как высокопрофессионального дисциплинированного института власти. И это даже несмотря на то, что парадное марширование не выполняет никакой полезной функции на поле боя: в мирное время парад — это доказательство абсолютной готовности армии и подчинения любым приказам. Весь этот маскарад в мирное время действует как психологический инструмент наравне со сдерживающим фактором, который доступно доносит главную идею: армия готова, она сильная и обучена. 

Вскользь рассмотрим такую демонстрацию на примере Северной Кореи, которая очень часто устраивает парады по поводу и без. Во время представления войска смешиваются с отрядами детей и простыми рабочими, которые совершают ритуальные движения подобно танцам, образуя гигантские фигуры из тел. Всё это привлекает внимание прессы, и такие сюжеты освещаются в новостях, хотя бы потому, что это визуально привлекательно; само действие способно поразить размахом и масштабностью. Но сообщение, которое доносится через подобный show-off, – явное свидетельство готовности армии к угрозе извне.

Разумеется, корейцы – не новаторы. Немецкие парады времен 1930-х годов были поистине потрясающими. Они чётко сформировали психологический инструментарий прямого воздействия на народ, заставляя людей чувствовать себя сильными, гордиться своей страной, оставаться преданными политическому курсу и вдохновляя на сплочённость ради общей цели. Как мы хорошо знаем, это всё не пустые слова, и без преувеличения можно сказать, что так оно и было.

 Наконец, есть ещё один аспект строевой дисциплины — марширование в качестве наказания. За провинность одного командир наказывает весь отряд, выгоняя на плац солдат и заставляя их маршировать на месте. Это изнурительное действие провоцирует стресс и отлично справляется с карательной функцией. Подобные наказания сильно отпечатываются в памяти солдат, формируя намеренно негативное восприятие армии как института. 

Можно с уверенностью сказать, что строевая подготовка — важный элемент общевоенной дисциплины. Марширование вдохновляет, формирует чёткость понимания у солдата, дисциплинирует и нивелирует самостоятельность в принципе, подчиняя индивидуума командам, угодным начальнику. Но, с другой стороны, это ещё один явный пример того, на что способно человеческое тело.

   

Для армии, которая регулярно выставляет напоказ свои войска, марширование является ещё одной демонстрацией себя как высокопрофессионального дисциплинированного института власти 

   

Дисциплина победы: Всё о философии марша. Изображение № 9.