Если по какой-то из неуважительных причин вы до сих пор не посмотрели новый фильм Дэвида Финчера, то это точно стоит исправить. Помимо того, что «Исчезнувшая» — один из лучших голливудских триллеров последних лет (что, правда, становится понятным лишь ко второму часу хронометража), лента ещё и напичкана под завязку любовно отобранными язвами американского (читай глобального) общества. Попробуем посчитать. Осторожно, спойлеры на каждом шагу!

 

Кризис брака

Кажется, это не актуальная, но вечная проблема, и, исходя из этого, речь не столько о кризисе, сколько о хронической несовместимости. Но это всё-таки не совсем так — ярко, как звёзды в летнюю ночь, эту несовместимость мы можем наблюдать именно на примере «белых людей», то есть американского среднего класса 2010-х, и новый фильм Финчера — как раз про это. Если ещё какие-то 50 лет назад любой образованный самец при работе мог воспринимать жену то ли как экзотичное домашнее животное, то ли как прислугу, а скорее, даже в роли промежуточного варианта, то с наступлением полного номинального равенства женатый мужчина с удивлением обнаружил в своей постели другого субъекта — со своими собственными тайнами, проблемами и мотивациями. Оба сожителя принуждены (для своего же блага) играть друг для друга зафиксированные в начале отношений роли и «стараться», рискуя получить очень серьёзный кризис в случае несоответствия.

 

   

50% всех американских свадеб кончаются разводом.

Семь бед: Проблемы современного общества в новом фильме Дэвида Финчера. Изображение № 1.

Конец маскулинности

Нам снова довольно грубо напоминают о персональном кризисе мужского гендера. Бен Аффлек с его челюстью как нельзя лучше подходит на роль эталона новой немужественности: работает в мужском журнале, потеряв работу, на деньги жены открывает никому не нужный бар и рубится в видеоигры. Теряя интерес к супруге, не решается на полноценный разрыв и тихо изменяет со студенткой. Проявления агрессии и решительности не выходят за пределы разбитого об пол стакана. В фильме, кстати, вообще нет ни одного привлекательного мужского персонажа — помощник детектива куда больше напоминает зрительницу ток-шоу, чем его начальница. Отец главного героя — артефакт той самой эпохи динозавров, помещённый в дом престарелых, — единственный, кто позволяет себе произнести словосочетание «тупая сучка». И да, внутренний монолог-отповедь Энни можно смело вкладывать в уста любой нормальной современной девушки.

Избыточная власть медиа

Четвёртая власть в своём могуществе доходит до абсурда. Приёмы в честь свадьбы несуществующего персонажа, снимки папарацци и порождённые ими кривотолки, селфи как повод для атаки. Слабохарактерного здоровяка легко можно представить настоящим чудовищем, была бы необходимость. Судьба потенциального смертника может быть спасена с помощью ток-шоу с десятимиллионной аудиторией. Правда не поможет, а вот трансляция нужного аудитории образа — да. Избыточная власть кривых зеркал медиа в «Исчезнувшей» показана во всей своей пугающей красе.

 

Виктимизация женщин

Сковорода политкорректности раскалена уже до предела, и женщина, простите за шовинизм, крепко держит её ручку. Мужчина заведомо является подозреваемым в сексуальном насилии над женщиной, а сымитировать изнасилование и обвинить в нём кого-либо или прикрыться самообороной — раз плюнуть. Пойти же в лобовую атаку на уже застолбившую статус жертвы женщину — социальное самоубийство.

 

Семь бед: Проблемы современного общества в новом фильме Дэвида Финчера. Изображение № 3.

Безудержный консюмеризм

Когда богатей Дези Коллингс начинает маниакально перечислять все очевидные и неочевидные достоинства своего загородного дома, становится понятно, что ничем хорошим это не закончится, а такого парня даже, в общем, и не жаль. Решающей уликой против Ника становится целая груда купленного в кредит хлама, среди которого находится место даже собаке-роботу. Власть вещей отвратительна, и Финчер не упускает шанса ещё раз проговорить это вслух.

 

   

Средний американец просматривает около
15 300 000 рекламных
роликов за свою жизнь.

Экономическая нестабильность

Это у нас всё хорошо и стабильно, а на прогнившем Западе найти хорошую работу — тяжело, а лишиться её — слишком легко. Собственно, профессиональная невостребованность — один из главных неврозов любого молодого образованного американца. Действительно, если вчера пил бельгийское пиво в нью-йоркском лофте, а сегодня заливаешься бурбоном с утра пораньше в глубинке — можно и в браке разочароваться.

 

   

Уровень безработицы в США
составляет в этом году 6,1%.

Банальность зла 

Вообще-то это никакого отношения к вышеперечисленным актуальным проблемам не имеет, да и в сюжете играет сугубо функциональную роль, но всё же — даже расчётливый психопат может не разглядеть в паре простачков алчных гопников и неожиданно из охотника стать жертвой самых далёких от чистого акта зла мотивов.