Вчера из Гамбурга пришла новость о том, что легендарный местный уличный художник Вальтер Йозеф Фишер, широко известный под псевдонимом Оз, был обнаружен мёртвым на путях метро. Судя по баллончикам с краской и свежесозданному граффити, поезд настиг Оза в тоннеле, когда художник занимался тем, для чего просыпался и вставал каждый день последние 30 лет — рисовал на стенах. 

В Гамбурге, втором по величине городе в Германии, борьба с граффитчиками для полиции является делом принципа. Благодаря многочисленным группировкам уличных мастеров и, пожалуй, редкому по суровости отношению стражей правопорядка к уличному искусству быть стрит-художником в Гамбурге довольно непросто. Однако это не мешает каждый день наблюдать новые граффити на рекламных щитах и стенах и свежие теги, нанесённые на гамбургские метромосты и поезда.

Район Штерншанце — особое место в городе. Здесь граффити, начиная от еле заметного тега на двери и заканчивая масштабным полотном на фасаде дома, тесно переплелись с городской инфраструктурой и ландшафтом. Самые шикарные, масштабные и сложные по структуре уличные рисунки находятся здесь. Но в первую очередь в глаза на улицах Штерншанце бросаются простенькие смайлики, незамысловатые вензеля и причудливые географические фигуры. Их абсолютное большинство, и с гегемонией простеньких улыбчивых рожиц все уже смирились. «Отец» подобных граффити-тегов — пожилой Вальтер Йозеф Фишер, который даже своё длинное имя, как и свои работы, сократил до минимального Оз.

Каким мы запомним немецкого уличного художника Оза. Изображение № 1.

История Оза уникальна. Немецкий граффитчик со стажем, впервые взявший в руки баллончик с краской в 1977 году, к своим 60 годам стал настоящим любимцем города. О нём мало что было известно. Вальтер Фишер вырос в бедной семье в Гейдельберге, после школы освоил мастерство садовода, но быстро понял, что лейка и садовые ножницы — не его призвание. Будущий мастер создал своё первое граффити в Штутгарте. Потом Оз решил отправиться в путешествие по Азии, посетив Индию, Таиланд, Афганистан, Индонезию, а в конце поколесил по Европе. Говорят, что в пути Оз создавал свои знаменитые граффити-теги. В 1992 году Фишер переехал в Гамбург, и здесь началась его история.

Начав рисовать в 27 лет, Оз был одним из самых зрелых и опытных уличных художников Гамбурга и всей Германии. Он создал свой собственный стиль и неповторимый почерк. Проект Оза начинался как типичный проект «борца с системой», этим он не отличался от своих коллег с улиц. Но позже творчество Оза вышло за пределы уличного протеста и стрит-арта вообще, превратившись в нечто большее. Известность к Вальтеру Фишеру пришла тогда, когда местные жители стали обращать внимание на забавные минималистичные рисунки, появлявшиеся каждое утро на улицах города. Это были нелепые смайлики, вписанные в уличные щиты и нарисованные на опорах мостов, спиральки и всего две буквы: «ОZ». Символы появлялись с завидным постоянством, и поиск новых тегов Оза превращался для горожан в мини-квест по пути из дома на работу и обратно.

Новые символы, появляющиеся на улицах, сразу же фотографировали другие мастера и любители граффити, после чего фотографии разлетались по всему граффити-сообществу. Эмоциональная теплота смайликов Оза и их минималистичность были залогом популярности тегов.

Как рассказывал сам художник, когда его в очередной раз судили за вандализм: «Я хочу украшать город и заставить людей улыбаться». Нет сомнений, что это у него получилось. В нетерпимом к свободным уличным художникам Гамбурге творчество Оза нашло как союзников, так и противников. В первую очередь его преследовали полицейские. Одно время, когда личность Оза была неизвестна, но на улицах уже стали появляться граффити-теги, полиция усиленно искала некую банду уличных художников. По их мнению, такой масштаб и разброс граффити по всему Гамбургу организовать под силу было только настоящей команде, а не одиночке, ежедневно выходящему на улицы.

Каким мы запомним немецкого уличного художника Оза. Изображение № 2.

Оза неоднократно ловили и судили; в общей сложности Фишер провёл за решёткой восемь лет. Известен один случай, который как нельзя лучше показывает принципиальность, тягу к творчеству и смелость художника. Как-то его поймали во время создания очередного тега и повезли в участок. На месте полицейские по каким-то причинам не стали задерживать мастера, видимо, узнав в нём знаменитого Оза. Отпущенного на свободу поздней ночью Фишера через несколько часов привезли в участок снова: после первого освобождения Оз направился не домой, а к незаконченному граффити.

Олицетворением народной любви является тот факт, что горожане и коллеги Оза всегда защищали его перед полицейскими, выходя на митинги и пикеты с плакатами «Free Oz», а улицы заполоняли новые граффити и инсталляции. Часть горожан, полюбившая Оза, говорила в защиту своего художника: «Гамбург без Оза — это Мюнхен». Оз знал о поддержке, и каждый раз после освобождения престарелый мастер дожидался ночи и шёл на улицы.

Оза по-настоящему любили. Даже простые горожане, которые с бюргерским снобизмом всегда принимали его «закорючки» как акт вандализма, в последние годы уже смирились с этим и не считали его преступником. Кто-то однажды сказал прессе, что противникам стрит-арта некуда деваться: Оз давно и прочно принадлежит этому городи никуда не денется. В последние годы жизни, чтобы помочь Озу выплачивать долги по судебным процессам, владельцы гамбургских галерей устраивали выставки его легендарных тегов. Мастеру это не нравилось, и он буквально заставлял себя нарисовать несколько тегов на холсте. Рассказывают, что тегами покрывалась территория рядом с галереей, где проходила очередная выставка мастера, Оз оставался до конца верен уличному духу.

Другой яркой гранью Оза-художника стало то, что его творчество не было элитарным. Поддержать идеи Оза и самому чуть-чуть оживить город мог любой желающий из-за простоты рисунков мастера. Это способствовало феномену, который будет заметен и после его смерти. Каждую ночь в Гамбурге десятки граффитчиков покрывают стены, рекламные щиты и мосты незамысловатыми солнышками, смайликами, яркими фигурами и несложными узорами.

Однако работа Оза всегда несёт какую-то смысловую нагрузку и посыл. Его теги появляются в тех местах, куда обычно специально не смотрят: на пустых билбордах, отвесных стенах, распределительных щитах и тому подобном. Часто для создания своих граффити Оз рисковал жизнью и каждый день мог не вернуться домой, что и случилось 24 сентября. Его теги как бы заставляли жителей и туристов взглянуть на Гамбург с другого ракурса, а незамысловатость и простота рисунков легко втягивали в эту игру. Отбросившие обыденный визуальный шум, выраженный в до боли знакомых стенах домов, улицах и унылых метромостах, горожане, обратившие внимание на «закорючки» Оза, увидели другой Гамбург.

Оз ушёл. Но пока весёлые смайлики и нехитрые закорючки пестрят на стенах, щитах и мусорных баках, у города есть шанс.

Каким мы запомним немецкого уличного художника Оза. Изображение № 3.