В четверг в российский прокат выходит фильм ужасов «Открытые окна», действия которого почти целиком разворачиваются во вкладках на экране компьютера. Фильм, даром что главные роли в нём исполняют Элайджа Вуд и Саша Грей, вряд ли станет хитом. Такова судьба всех без исключения интернет-хорроров, ни одному из которых пока вопреки «актуальности» темы так и не удалось всерьёз зацепить широкую аудиторию.

 

 


 

Веб-хорроры — самый неудачный и самый неизученный субжанр ужасов. Казалось бы, как интернет, ставший в ХХI веке новой главной средой жизни человеческих существ, может не быть популярной темой для жанрового кино? Выяснилось, что ещё как может.

 

  

Возможно, причина в масштабах. Не будем забывать, что на протяжении 1990-х фильмы ужасов вообще оставались за бортом мейнстрима, процветала культура кассетных релизов. Лишь в 2000-е со скачком технологий фантастическое кино стало новым локомотивом проката, ужасы получили третье рождение, кровь уже совсем перестала напоминать кетчуп, а призраки — фигурок из пластилина. Интернет в этот тренд вписывался лишь постольку-поскольку — уже привыкшего к определённому размаху зрителя трудно приковать к экрану монитора.

Интернет появился в хоррорах в первую очередь как медиа, как ещё один канал связи со злом — человеческим или потусторонним. Если раньше для того, чтобы попасть в лапы маньяка, надо было ехать в лес или хотя бы выходить на улицу, то теперь достаточно зайти в чат; вместо тревожного телефонного звонка — сообщение. Главным атрибутом визуальной самобытности цифровых ужасов стала, конечно, веб-камера. Однако и тут вышел факап — уже сегодня приём с «чем-то жутким у тебя за спиной» выглядит затёртым, притом что ни один эксплуатирующий его фильм так и не снискал серьёзной популярности. Что поделать — нишу низкобюджетных суперхитов в последние годы прочно занял жанр found footage. Всё это не мешает заинтересованным лицам вновь и вновь пытаться прорваться к зрителю через окна браузера или мессенджера. Пожелаем им удачи и вспомним предыдущие попытки.

 

 

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 1.

Стрейнджлэнд

1998

История про отмороженного любителя пыток в татуировках и пирсинге, который разыскивает своих жертв через чаты. Примечательного в фильме примерно ноль — разве что родной брат Вуди Харрельсона в одной из главных ролей.

    

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 2.

Страх.com

2002

До сих пор один из самых высокобюджетных и провальных интернет-хорроров — Стивен Дорфф и молодая Наташа МакЭлхоун пытаются распутать дело о таинственных смертях посетителей портала Fear.com. Интернет изображён как пугающая тёмная материя, в которую завлекают сомнительные женщины.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 3. 

История Коллингсвуда

2002

Вот оно — первое появление веб-камеры в качестве основного хоррор-медиа. Бойфренд наблюдает за невзгодами девушки, переехавшей в другой город и поселившейся в доме с плохой родословной.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 4.

Для убийцы.com

2002

И вновь зацикленный на технологиях маньяк — на этот раз осаждает шикарный особняк, в котором остановилась прикованная к инвалидному креслу Настасья Кински.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 5. 

Игрок

2003

Проба пера в новой цифровой реальности классика джалло Дарио Ардженто. К сожалению, как и всё, что делает мастер в последние несколько десятилетий, этот фильм о помешанном на виртуальном покере убийце смотреть стыдно, а не страшно.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 6. 

Волк_одиночка

2005

Редкий пример не слишком громкого, но всё-таки успеха. Кампус-хоррор о том, как созданное в виртуальном мире зло становится реальностью. Бонусом появление Джона Бон Джови.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 7.

Вскармливание

2005

Безумное австралийское кино про маньяка, закармливающего своих жертв до смерти. Строго не рекомендуется смотреть перед приёмом пищи.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 8.

Пульс

2006

Местами действительно вполне способный напугать фильм, да ещё и с размахом — мёртвые там не довольствуются преследованием отдельно взятых личностей, а переходят к террору национального масштаба.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 9. 

Не оставляющий следа

2008

Это, конечно, совсем не фильм ужасов, но триллер про веб 2.0. Маньяк выстроил убийственный механизм таким образом, что жертва умирает в зависимости от темпов просмотров страницы. Отличный кейс для эсэмэмщиков.

    

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 10. 

Проклятье 3D

2012

Очередная серия знаменитой японской франшизы про девочку из колодца. На этот раз демоническая сущность всё-таки догадалась, что физическими носителями для просмотра видео уже никто не пользуется.

    

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 11.

Не нажимай

2012

Уже корейская версия истории про «проклятое видео». Помимо традиционно немалого количества крови, фильм примечателен отчётливым авторским акцентом на проблемной стороне повального вторжения медиа и гаджетов.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 12.

Смайли

2012

Кто-то должен был снять хоррор про смайлик, хоть вышло и не очень интересно. Ждём японского ответа — про эмодзи, конечно.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 13.

Смерть в сети

2013

Исследуя чат-рулетку, девушка наталкивается на что-то пострашнее дрочеров — настоящий онлайн-снафф. Не самая плохая попытка, но у сценаристов явно не хватило воли дописать сюжет до конца.

   

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 14.

Сверхъестественное в сети

2014

Скайп-хоррор режиссёра «Ёлок 2» и Тимура Бекмамбетова, такие дела. В центре сюжета — актуальная проблема: социальный прессинг подростков, чьи компроматные фото умыкнули в сеть. Дата проката в России пока не объявлена.

С подключением: 15 хорроров про интернет. Изображение № 15.