Складывается ощущение, что с каждым днём поводов протестовать всё больше, а доступных и безопасных способов сделать это — всё меньше: в тюрьму можно сесть даже за неудачный лайк. К счастью, остаётся масса легальных и ненасильственных способов выразить своё возмущение, большую часть которых мы собрали в этом материале. О примерных шансах повлиять на мир, сидя за экраном компьютера, мы расскажем во второй части гида.

Обязательно проверьте, насколько легальны эти методы в вашей стране. Как говорится, что русскому хорошо, немцу — смерть. Или наоборот.

 

Гид по методам ненасильственного протеста. Часть I. Изображение № 1.

 

Миссионерство 

Кто:

Иисус

 Когда:

I век н. э.

 Эффективность:

99%

Что нужно:

терпение, смирение
и средство передвижения

Первым популяризатором ненасильственного протеста был, пожалуй, Иисус. На преследования властей он отвечал прощением и благословлением, а его единственным оружием было слово. И хотя по тогдашним меркам он проиграл противостояние с властью, а смирение довело его до смерти, история расставила всё по своим местам. Похожая судьба в прямом или переносном смысле ждёт многих из тех, кто выбирает путь ненасильственного протеста.

Пикет

КТО:

иудеи

 КОГДА:

I век

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

100%

ЧТО НУЖНО:

единомышленники

Традиционно историю ненасильственного сопротивления и протеста принято отсчитывать с начала ХХ века и связывать с забастовками рабочих, именами Мартина Лютера Кинга и Ганди. В действительности же народ стал выбирать мирные способы противостояния гораздо раньше, а политически эффективный прецедент произошёл в Иудее немногим позже Иисуса.

Римский прокуратор Понтий Пилат оскорбил религиозные чувства иудеев, установив в городе изображения Цезаря. Возмущённый народ вышел на площадь, требуя демонтировать портреты. Потерпев несколько дней, префект велел своим солдатам окружить демонстрантам и пригрозить убить их, если они не разойдутся. Толпа ответила, что скорее умрёт, чем «создаст себе кумира», и Пилату пришлось убрать изображения.

Запрет на военные действия

КТО:

мориори

 КОГДА:

XIV век

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

0%

ЧТО НУЖНО:

надежда 

Меньше повезло народу мориори, который существовал на территории Новой Зеландии до начала XIV века. Мориори занимались охотой и собирательством, и немногочисленное население и скудные ресурсы не позволяли им вести войну, поэтому они наложили запрет на военные действия и предпочитали решать все вопросы мирно, в крайнем случае — посредством ритуалов. Как и следовало ожидать, мир оказался для них слишком жесток: прибывшие на европейском с судне с острова Северный маори вырезали своих соседей, а тех, что не убили, превратили в рабов. Подробнее и интереснее о трагической истории мориори написано в романе «Облачный атлас», а мы всё же обратим внимание на более обнадёживающие истории.

 

 

 

   

Идея гражданского неповиновения была сформулирована аболиционистом Генри Торо. В работе «О гражданском неповиновении» (1849) он показал, что отказ от уплаты налогов может стать важным средством противодействия несправедливой политике государства — основой ненасильственной, мирной революции.

   

 

  

Гид по методам ненасильственного протеста. Часть I. Изображение № 2.

 

Листовки, памфлеты и книги 

КТО:

Уильям Гаррисон

 КОГДА:

XIX век

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

50%

ЧТО НУЖНО:

платформа

В 1831 году в Массачусетс 26-летний Уильям Гаррисон на пару с другом Исааком Кнаппом запускает аболиционистскую газету «Либерейтор», в первом номере которой пишет: «Я не желаю думать, говорить или писать о рабстве в умеренных выражениях. Нет и ещё раз нет! Разве можно советовать человеку, чей дом горит, спокойно бить тревогу или уговаривать мать, чей ребёнок остался в огне, не торопясь спасать его?.. Равным же образом бесполезно склонять меня к умеренности в таком вопросе, как этот».

Спустя несколько лет он составляет «Декларацию чувств», призывая сопротивляться злу средствами, исключающими насилие. В ней Гаррисон сформулировал принципы гражданского неповиновения, продолжавшие традиции христианского анархизма квакеров и перфекционистов: отказать в поддержке неправедной власти значило не голосовать, не занимать государственных должностей, не обращаться в суд и не нести воинской повинности. В конце 1865 года, когда 13-я поправка к Конституции США отменила рабство во всей стране, газета была торжественно закрыта.

Пение

КТО:

аборигены

 КОГДА:

XIX век

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

70%

ЧТО НУЖНО:

единомышленники

Если писательское дело вас не привлекает, можно обратиться к опыту тех, кто не смог добиться желаемого словом и прибегнул к другому таланту — пению. В 1833 году Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии пообещало освободить всех рабов в своей колонии в Тринидаде к 1840 году. Год спустя во время обращения губернатора к народу группа пожилых невооружённых мужчин африканского происхождения собралась у правительства. Мужчины громко пели: «Нет шести годам. Нет шести годам», заглушая голос губернатора. Мирные протесты продолжались, пока резолюция об отмене рабства не была подписана.

Отказ от уплаты налогов

КТО:

Женская лига противостояния налогам

 КОГДА:

XX век

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

75%

ЧТО НУЖНО:

доход, готовность сесть в тюрьму 

Член Женской лиги противостояния налогам Беатрис Харраден в 1913 году сказала: «Самое меньшее, что может сделать каждая женщина, — это отказаться платить налоги, особенно налог на собственный доход. Кульминация несправедливости и тупости правительства в том, что они просят нас платить налог с дохода, которые мы заработали собственным умом, но не считают нас достаточно умными, чтобы голосовать».

Тот же метод использовало суфражистское движение в США. Известная фраза «Правительство может грабить меня, потому что оно сильнее, но я не буду выворачивать перед ним свои карманы» принадлежит американской суфражистке Анне Говард Шоу.

 

 

 

   

Анализ кампаний сопротивления с 1900 по 2006 годы показал, что ненасильственные акции достигали зявленных целей в два раза чаще.

   

 

 

Гид по методам ненасильственного протеста. Часть I. Изображение № 3.

 

Символический захват ценностей

КТО:

Махатма Ганди

 КОГДА:

1930 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

100%

ЧТО НУЖНО:

воображение, последователи

5 апреля 1930 года Махатма Ганди с 79 своими последователями прошёл пешком от города Ахмадабад до побережья Аравийского моря близ селения Данди. После окончания 390-километрового похода, в ходе которого к группе протестующих присоединялись всё новые последователи, участники принялись демонстративно выпаривать соль из морской воды. При этом в знак нарушения колониальной соляной монополии участники Соляного похода не уплачивали налог на соль.

После выпаривания соли в Данди группа двинулась по побережью к югу, продолжая действия против соляного налога, намереваясь провести акцию на солеварнях в Дхарасане. За несколько дней до предполагаемой акции Ганди был арестован. События Соляного похода привлекли внимание средств массовой информации и общественности по всему миру, сатьяграха против соляной монополии длилась почти год, закончившись освобождением Ганди.

Сидячая забастовка

КТО:

профсоюз рабочих

 КОГДА:

1936–1937 гг.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

50%

ЧТО НУЖНО:

сознательные коллеги 

Чтобы не иметь дело с наглыми прихотями назойливых профсоюзов вроде достойной заработной платы и нормированного рабочего дня, директора «Дженерал моторс» во время Великой депрессии переносили основную работу на те заводы, где профсоюзы не существовали или были не активны. Отчаявшиеся работники завода в Мичигане устроили сидячую забастовку, а их коллеги по всей стране присоединились к ним: через две недели число бастующих перевалило за 130 тысяч в 35 городах. Как это часто бывает с противостояниями бедных и богатых, усилиями обеих сторон забастовка превратилась в беспорядки, но был создан важный прецедент.

Групповое лобби

КТО:

датская общественность

 КОГДА:

XX век

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

85%

ЧТО НУЖНО:

сознательные сограждане 

Проще всего противостоять злу в хорошей компании, так что если на вашей стороне общественность, церковь и король Дании, можно победить даже нацистов. Самые крупные европейские страны уступили перед напором Гитлера и если не содействовали «решению еврейского вопроса» (другими словами, депортации и убийствам евреев), то не пыталась ему препятствовать. Мощное сопротивление антисемитизму показала только Дания, в которой еврейская община была не слишком многочисленна по сравнению с другими странами. Датская общественность не поверила антисемитским подстрекательским статьям в нацистской прессе, а король Дании Кристиан X в знак солидарности с датскими евреями посетил синагогу в 1942 году и произнёс там речь в защиту еврейских граждан.

Из его слов «если евреев Дании заставят носить символ, что отличает их от других сограждан, то я и моя семья тоже будем носить этот символ» родилась легенда о том, что он сам пригрозил приколоть на лацкан жёлтую звезду.

  

 

 

   

Автор книги «Почему гражданское сопротивление работает» Эрика Чинават подсчитала, что для успеха ненасильственной кампании к ней должно присоединиться всего 3,5% населения.

   

 

 

Гид по методам ненасильственного протеста. Часть I. Изображение № 4.

 

Вахты

КТО:

жители Берлина

 КОГДА:

1943 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

75%

ЧТО НУЖНО:

время, отчаянность 

Демонстрация на Розенштрассе в Берлине 27–28 февраля 1943 года — крупнейшая демонстрация протеста во времена Третьего рейха с осуждением действий режима. В демонстрации участвовали этнические немцы — супруги и близкие евреев, которых намеревались отправить в концентрационные лагеря, когда в феврале 1943-го СС и гестапо начали арестовывать остававшихся в Берлине евреев и направлять их в лагеря уничтожения. Среди схваченных, которых было больше 8 тысяч, оказалось немало супругов из немецко-еврейских смешанных браков. Их держали в здании бывшей еврейской богадельни на Розенштрассе.

Вечером того же дня перед зданием стихийно собралась толпа жён, мужей и близких задержанных. В течение нескольких дней около здания постоянно находилось несколько сотен людей, которые сменяли друг друга и требовали освобождения своих родственников. Начиная со 2 марта началось постепенное освобождение схваченных. 25 человек с Розенштрассе были направлены в Освенцим, но уже через несколько недель были возвращены и освобождены. В итоге освобождены были почти все 2 тысячи человек, которые содержались в здании.

Гражданское неповиновение

КТО:

Роза Паркс

 КОГДА:

1955 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

100%

ЧТО НУЖНО:

смелость  

Во время автобусной поездки 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери, штат Алабама, темнокожая швея Роза Паркс отказалась уступить своё место белому пассажиру в секции автобуса для цветных после того, как все места в секции для белых были заняты. Её арест и осуждение «за нарушение общественного порядка» спровоцировали массовый бойкот общественного транспорта афроамериканским населением Монтгомери. Бойкот превратил Розу Паркс в международный символ сопротивления расовой сегрегации и принёс известность лидеру бойкота Мартину Лютеру Кингу. В 1956 году Верховный суд США вынес постановление, согласно которому расовая сегрегация при оказании услуг автобусного транспорта является нарушением Конституции.

Десакрализация символов

КТО:

венгерский оппозиционер

 КОГДА:

1956 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

15%

ЧТО НУЖНО:

флаг, ножницы

Во время демонстрации в начале Венгерской революции в 1956 года один из митингующих вырезал из центра венгерского флага коммунистический серп и молот, оставив на его месте зияющую дыру, и остальные последовали его примеру. «Флаг с дырой» стал символом венгерской революции.

Несмотря на отсутствия элемента насилия и даже если флаг — ваша собственность, его порча во многих странах карается законом. Согласно статье 329 УК РФ, за надругательство над государственным флагом России можно даже сесть в тюрьму на целый год.

 

 

 

   

За ненадлежащее использование гимна РФ наказывают штрафом от 2 тысяч рублей для граждан и до 150 тысяч рублей для юридических лиц.

   

 

 

Гид по методам ненасильственного протеста. Часть I. Изображение № 5.

 

Публичные выступления

КТО:

Мартин Лютер Кинг

 КОГДА:

1963 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

100%

ЧТО НУЖНО:

убедительная речь

Самое известное публичное выступление, которое стала ключевым моментом Американского движения за гражданские права — речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Кинг произнёс речь во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу, в котором участвовали более 200 тысяч человек. Марш был запланирован как акция в поддержку закона о гражданских правах, который предложил на рассмотрение президент Кеннеди, поэтому Мартина Лютера и других ораторов попросили выдержать свои речи в положительном ключе и не провоцировать гражданское неповиновение. Это сработало.

Братание с солдатами

КТО:

антивоенное движение

 КОГДА:

1967 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

40%

ЧТО НУЖНО:

цветы, доброта

Одно из иконических изображений хиппи — это девушка, которая протягивает цветок солдату, и оно примерно полностью соответствует реальности. На исход Лета любви 1967 года пришлась кульминация антивоенных демонстраций за прекращение войны во Вьетнаме. Мирное противостояние между добрыми хиппи и встретившей их Национальной гвардией продлилось недолго: часть толпы попыталась проникнуть в здание, что привело к столкновениям с полицией, но благодаря фотографиям цветов марш на Пентагон и движение против войны во Вьетнаме запомнились не просто мирными, а по-настоящему романтичными.

Отказ выходить из дома

КТО:

Джон Леннон и Йоко Оно

 КОГДА:

1969 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

10%

ЧТО НУЖНО:

квартира 

Джон Леннон и Йоко Оно не дураки — они быстро поняли, что лучше сидячей забастовки может быть только лежачая. Особенно если лежать в президентском люксе гостиницы «Хилтон» в Амстердаме. Пара залегла под одеяло и отказывалась выходить, но охотно принимала себе в гости прессу: таким образом они выражали своё несогласие с войной во Вьетнаме. Эффект их акции на ход войны был, скорее всего, нулевым, а вот на их карьере и присутствии в прессе сказался очень положительно.

 

 

 

   

Более экстремальный способ забастовки — голодовка. Последователь Ганди Потти Шрирамулу прожил без еды 58 суток, но его требования так и не были выполнены.

   

 

 

Гид по методам ненасильственного протеста. Часть I. Изображение № 6.

 

Ношение символов

КТО:

Томми Смит и Джон Карлос

 КОГДА:

1968 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

15%

ЧТО НУЖНО:

символ

Томми Смит и Джон Карлос, афроамериканские спортсмены, которые заняли первое и третье места в Олимпийских играх 1968 года, использовали свою победу, чтобы сделать политическое заявление. Встав на пьедестал в чёрных носках и чёрных перчатках, они подняли кулаки в знак чёрного единства. Серебряный медалист австралиец Питер Норман в знак солидарности надел значок Олимпийского проекта за права человека. За этот жест на родине его не встречали как героя-победителя, а Смита и Карлоса и вовсе дисквалифицировали.

Символическое «освоение» земель

КТО:

экоактивисты

 КОГДА:

1978 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

100%

ЧТО НУЖНО:

навыки выживания

В 1978 году группа новозеландских активистов оригинально выступила против вырубки леса Пуреора: построила на деревьях дома и отказалась их покидать. Правительство было вынуждено не только отказаться от вырубки леса, но и объявить его парком и основать Новозеландский фонд возрождения естественных лесов, который охраняет лесопарк Пуреора и сегодня. Один из секторов назвали в честь активистки Ширли Гилдфорд, которая построила себе реакционный дом на одном из деревьев Пуреоры — теперь туда водят экскурсии.

Хеппенинг

КТО:

«Оранжевая альтернатива»

 КОГДА:

XX век

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

60%

ЧТО НУЖНО:

идея 

О хеппенингах говорить проще, когда они происходят ближе — в одной культурной плоскости их причины и следствия понять легко. К примеру, польская подпольная арт-группа «Оранжевая альтернатива» для неподготовленного слушателя звучит как нечто радикальное, но всё меняется с контекстом. К примеру, одним из популярных хеппенингов группы была раздача туалетной бумаги и прокладок прохожим — во Вроцлаве 1980-х такие товары были в дефиците. Запретить их раздавать было бы абсурдно, наблюдать за тем, как взрослые люди чуть ли не верещат от счастья при виде туалетной бумаги — стыдно. Акции «Оранжевой альтернативы», среди прочего, стремились показать привязанность коммунистов к бессмысленным и помпезным празднованиям той или иной даты. Открытые марши, организованные арт-группой с сюрреалистичными лозунгами вроде «Без гномов нет свободы!» стали прародителями российской Монстрации. 

 

 

 

   

Первая Монстрация в Новосибирске состоялась в 2004 году и собрала около 80 человек, с тех пор проводится ежегодно. 1 мая 2014 года Монстрация собрала около 4000 участников.

   

 

 

Гид по методам ненасильственного протеста. Часть I. Изображение № 7.

 

Ненасильственное блокирование
собственным телом 

КТО:

неизвестный герой

 КОГДА:

1989 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

50%

ЧТО НУЖНО:

стальные яйца

После смерти продемократического лидера Китая Ху Яобана в 1989 году, студенты собрались на площади Тяньаньмэнь в Пекине, чтобы вместе оплакивать утрату. На протяжении семи недель толпа скорбящих росла и медленно переросла в демонстрацию людей, которые требовали большей свободы. Правительство Китая решило расправиться с мирной демонстрацией с помощью военных танков и стрельбы в толпу. Один из демонстрантов вышел на дорогу и встал прямо напротив танка, блокируя им проезд. В какой-то момент он даже залез на первый танк и попытался проникнуть внутрь. Его поступок не спас никого — на площади Тяньаньмэнь было убито больше 200 человек, а великий китайский файервол защищает наших ровесников от слишком глубоких знаниях о произошедшем. Личность и дальнейшая судьба героя фотографии остаётся загадкой, но его силуэт стал символом силы отчаяния в борьбе за справедливость.

Более успешная история ненасильственного блокирования — акция движения ACT UP. В 1989 году семь членов группы проникли в здание Нью-Йоркской фондовой биржи и приковали себя к VIP-балконам. Они требовали понижения заоблачной цены единственного на тот момент лекарства для ВИЧ-инфицированных. Спонсор препарата, фармацевтическая компания «Берроуз Велком», установила цену в 10 тысяч долларов в год, недоступную для большинства больных. Спустя несколько дней после демонстрации компания сократила стоимость зидовудина до 6 400 долларов в год на пациента.

Раздевание в знак протеста

КТО:

PETA

 КОГДА:

XX век

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

50%

ЧТО НУЖНО:

грудь 

Вопреки волне возмущения и осуждения, которой подвергается группа Femen за свои акции протеста с публичным оголением, метод придумали совсем не они. Организации по защите прав животных часто используют наготу для привлечения внимания к волнующим их проблемам — ничьё внимание не обошли кампании с фотографиями обнажённых моделей и знаменитостей с подписью «Лучше быть голой, чем в мехах».

В некоторых африканских странах женщина, которая оголяет себя, воспринимается как проклятие, которое может убить человека. Логика в том, что женщина, которая даёт человеку жизнь, может её забрать, и делает это, оголяясь. В Нигерии это проклятие применяется только в исключительных случаях, и мужчина, на которого оно направлено, считается мёртвым. Никто никогда не выйдет за них замуж, не будет для них готовить, покупать для них что-либо и не станет с ними никак контактировать. Иностранцы тоже подвержены этому проклятию — нигерийцы верят, что проклятые чужеземцы станут импотентами или заболеют другой страшной болезнью. Именно этот способ протеста и запугивания использовали гражданки Нигерии, выступая против нефтяной индустрии.

 

 

 

   

В Северной Америке и Европе набирает обороты движение Free the Nipple, участники которого требуют законодательно разрешить женщинам появляться на публике топлес наравне с мужчинами, которые давно обладают этим правом.

   

 

 

Гид по методам ненасильственного протеста. Часть I. Изображение № 8.

 

Отказ от исполнения
супружеских обязанностей 

КТО:

женщины Либерии

 КОГДА:

2002 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

100%

ЧТО НУЖНО:

супруг

В 2002 году, во время второй гражданской войны в Либерии, Лейма Гбови, в то время бывшая социальным работником, организовала массовое движение либерийских женщин за прекращение войны. Движение началось с небольшой группы женщин, которые торговали на рынке в Монровии, но со временем к нему присоединилось всё больше христианок и мусульманок Монровии. Помимо мнения и молчаливого протеста, женщины Либерии объявили сексуальную забастовку, отказываясь спать со своими мужьями, пока те не прекратят участие в войне. И у них всё получилось — в 2003 году вторая гражданская война в Либерии была окончена, и президентом страны была избрана Элен Джонсон-Серлиф, первая женщина-президент в истории Африки.

Бойкот потребителей

КТО:

американские студенты против рабского труда

 КОГДА:

2009 г.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

100%

ЧТО НУЖНО:

милосердие

Многие из нас разочарованно вздыхают, когда на этикетке новой шмотки очередного эйч-энд-эма обнаруживается скромная надпись «Made in Bangladesh». Правда, нас больше заботит низкое качество, о котором обычно свидетельствует страна-производитель. А вот американских студентов расстроило то, что богатые корпорации экономят на зарплатах и условиях работы своих сотрудников. Однажды швеи завода Fruit of the Loom в Гондурасе создали профсоюз, чтобы потребовать человеческих условий труда, и владельцы предпочли и вовсе закрыть фабрику, чтобы не тратить время.

Так случилось, что многие американские университеты заказывали футболки, толстовки, кепки и другой мерч с символикой альма-матер именно у Fruit of the Loom, а студенты этих университетов оказались неравнодушными. В 2009 году они развернули мощную кампанию против производителя. Студентам 90 американских вузов и десяти британских удалось уговорить администрацию разорвать контракты с Fruit of the Loom, пока корпорация не восстановит работу фабрики и не выполнит требования профсоюзов. Из-за бойкота компания потеряла 50 миллионов долларов и была вынуждена выполнить требования американских и британских студентов. Фабрика в Гондурасе возобновила работу, 1200 сотрудникам вернули их рабочие места и выплатили щедрые компенсации. Так что если вас беспокоят условия труда тех, кто шьёт вашу одежду, у вас есть реальная возможность их улучшить. Во всяком случае, вы можете гораздо больше, чем они сами.