Ни для кого не секрет, что образ исключительно жертвенной возлюбленной женские персонажи в кинематографе давно преодолели, а последнее время объявили бой и ещё одному стереотипу — безмозглой подруге главного героя, которая то участвует в спасении мира, то просто по подиуму дефилирует. На смену брутальным героиням боевика (Синтия Ротрок и компания), полуодетым амазонкам (давно не виделись, Зена) и самодостаточным Рипли мирового кинематографа приходят вооружённые роковые женщины, хитроумные интриганки (ни слова про Ланнистеров), а также дамы такого ума, что мужчинам и не снилось. Всё это уже когда-то было (особенно femme fatale), но повторяется, разумеется, неспроста. Впрочем, эволюция женского персонажа в истории кинематографа — тема для серьёзной и неподъёмной книги.

В конце лета вышла и собрала скромную кассу вторая часть кинокомикса «Город грехов», где сексуальные женщины с пистолетами задвинули мясные отбивные мужского пола на второй план, а на этой неделе в прокат выходит научно-популярный боевик Люка Бессона «Люси», где Скарлетт Йоханссон благодаря передовому наркотику разгоняет мозг до 100% и превращается в суровую Чудо-женщину, Супермозг и свидетельницу зарождения жизни на планете в одном лице. Пока одни режиссёры заставляют актрис деградировать до красивой мебели или зовут на женские роли моделей (привет Майклу Бэю и съёмке девочек в коротких юбках с нижней точки), другие придумывают для талантливых актрис сложные роли с кулаками и характером.

 

Скарлетт Йоханссон

«Люси» (2014) / «Побудь в моей шкуре» (2014) /
«Первый мститель: Другая война» (2014)

Молодая мама и звезда фильмов Вуди Аллена, Софии Копполы и братьев Коэн почувствовала жажду крови то ли в 2008 году, снявшись в неудачном кинокомиксе «Мститель», который решился экранизировать автор — переоценивший свои режиссерские возможности после «Города грехов» Фрэнк Миллер, то ли в 2010-м, согласившись на роль Наташи Романофф — Чёрной вдовы, умницы, красавицы и мастера боевых искусств. Затем последовало ещё три боевика Marvel, потусторонний фильм в себе о хладнокровной инопланетянке «Побудь в моей шкуре» и футуристическая драма «Она» Спайка Джонза, где Йоханссон озвучивает операционную систему, могучую в интеллектуальном, а не в физическом смысле. Теперь боевые позиции Йоханссон укрепляет «Люси» Люка Бессона — холодная, как iPhone, история о сверхженщине, в которой все побочные линии куцые и слишком человеческие. Впереди отдельный фильм про Чёрную вдову, где актриса опять вдоволь поупражняется в избиении мужчин.

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 1.

 

Ева Грин

«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (2014) /
«300 спартанцев: Расцвет империи» (2014) / «Мрачные тени» (2012)

Прирожденная femme fatale, Ева Грин прошла долгий путь от Изабель в «Мечтателях» до классической нуар-дивы Авы Лорд во второй части дилогии Роберта Родригеса. В её фильмографии женщины, мечтающие о семье и принце на белом коне, такая же редкость, как инвалиды в послужном списке Тома Круза (впрочем, парочка «обычных» ролей у Грин всё-таки найдётся). Ведьма («Золотой компас» и «Мрачные тени»), помощница Бонда («Казино „Рояль“»), смертоносная мужененавистница (в сиквелах «300 спартанцев» и «Города грехов»; что примечательно, к обоим руку приложил Фрэнк Миллер). Женщина, ради которой стоит убивать — 100% про неё.

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 2.

 

Шарлиз Терон

«Миллион способов потерять голову» (2014) /
«Белоснежка и охотник» (2012) / «Прометей» (2012)

Начав карьеру с ролей лучезарных жён и дочерей, Терон не побоялась набрать 13 килограммов для фильма «Монстр», который принёс ей «Оскар» за лучшую женскую роль, затем бегала в обтягивающем чёрном костюме в «Эон Флэкс», а последние несколько лет и подавно не стесняется играть женщин с характером: белокурую стерву в «Прометее», хладнокровную мачеху-королеву в «Белоснежке и охотнике», а недавно дала прикурить всем мужикам на Диком Западе в комедии Сета МакФарлейна «Миллион способов потерять голову».

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 3.

 

Джина Карано

«Кровавая месть» (2014) / «Нокаут» (2012)

Бой-бабу с бэкграундом в ММА как актрису боевика открыл Стивен Содерберг, сняв «Нокаут» — закрученную шпионскую историю про череду предательств, где негодяям чистит рыло не стандартный Вам-Дамм или Сталлоне, а женщина с аппетитными икрами. С тех пор Карано успела засветиться в шестой части «Форсажа», сыграла андроида в сериале «Почти человек», а затем вновь принялась метелить всех направо и налево в фильме с совсем нетипичным для боевика названием «Кровавая месть». На следующий год у новоявленной актрисы запланирован безымянный проект продюсера Ади Шанкара, где её партнёршами станут Кэти Сакхофф, Линда «мама Джона Коннора» Хэмилтон и другие.

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 4.

 

Юлия Хлынина

«Всё и сразу» (2014)

В комедии а-ля Гай Ричи Роман Каримов, снявший ранее «Неадекватных людей» и «Вдребезги», выводит образ отечественной бой-бабы — занозы, красавицы и каратистки, которая может и на обе лопатки положить, и труп разделать в духе корейского триллера.

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 5.

 

Эмили Блант

«Грань будущего» (2014) / «Петля времени» (2012)

Чопорная англичанка Блант, очевидно, устав играть волооких дамочек с поджатыми губами, взялась за дробовик в 2012 году («Петля времени» выдумщика Райана Джонсона), а два года спустя стала плакатной героиней войны — в экзоскелете и при огромном мече, при виде которого расплакался бы Данте из слэшера Devil May Cry. Общение с огнестрельным оружием не прошло даром — канадский режиссёр Дени Вильнёв («Пленницы», «Враг») завербовал её для нового триллера «Наёмница», где недавно родившую британку будут окружать Джош Бролин, Бенисио Дель Торо, Джон Бернтал и другие мужчины с помятыми лицами.

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 6.

 

Анджелина Джоли

«Малефисента» (2014) / «Солт» (2010) / «Особо опасен» (2008)

Продолжательница актёрской династии, дочь Джона Войта, посол доброй воли ООН, мать шестерых детей (пополам свои и приёмные) и уже официальная жена Брэда Питта, Джоли сложнее представить в образе обычной домохозяйки, чем дамы с пушкой, а то и чем-то более крупнокалиберным (на чём и сыграл Клинт Иствуд в «Подмене»). Устав от ролей шпионок («Солт»), искательниц приключений (дилогия «Лара Крофт») и огнеопасных жён под прикрытием («Мистер и миссис Смит»), Джоли сосредоточилась на другом (даже занялась режиссурой: два фильма вышли в прокат, ещё два в проекте), а снимается теперь с помпой и по большим праздникам (появление в роли обиженной на всех мужчин колдуньи Малефисенты — первая за четыре года, если не считать озвучания Тигрицы в сиквеле «Кунг-фу панды»).

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 7.

 

Камерон Диас

«Другая женщина» (2014) / «Советник» (2013)

Сыграв роковую любительницу гепардов у сэра Ридли Скотта в «Советнике», Кэмерон Диас поучаствовала и в отвратной, но любопытной комедии «Другая женщина», где вошла в трио обманутых женщин — жены (Лесли Манн, супруга Джадда Апатоу), адвоката-любовницы и пятого размера (Кейт Аптон). Одноклеточного ловеласа сыграл Николай Костер-Вальдау, а экс-модель Диас, десятилетиями снимавшаяся в амплуа улыбчивой подруги главного героя и сексапильной дурочки, этой условной дилогией наконец отыгралась за однотипную фильмографию и откровенно идиотских «Ангелов Чарли», где боевое трио хоть и колотит представителей сильного пола, но на потеху другим мужчинам.

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 8.

 

Сандра Буллок

«Гравитация» (2013) / «Копы в юбках» (2013)

Плотно ассоциируясь с дилогией «Мисс Конгениальность», Буллок раз в несколько лет доказывает, что она дама не промах, и снимается то в «Скорости», то в «Столкновении», то в «Гравитации». Получая «Оскар» за форматную драму «Невидимая сторона», в которой есть все составляющие любимой картины киноакадемиков (шутка про больную СПИДом одноногую проститутку), актриса не брезгует подменять именитых коллег (главным претендентом на роль в «Гравитации» была Натали Портман), да и с самоиронией у неё всё в порядке (роль грубоватой карьеристки со значком ФБР в «Копах» тому подтверждение).

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 9.

 

Кейт Бланшетт

«Жасмин» (2013) / «Ханна. Совершенное оружие» (2011)

Замечательная австралийка с двумя заслуженными «Оскарами» даже в боевиках играет олицетворение деловой женственности, а роли хладнокровных злодеек («Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа» и «Ханна. Смертельное оружие») даются ей ничуть не хуже, чем раздражающие независимые невротички («Жасмин», принесшая второй «Оскар»), женская ипостась Боба Дилана («Меня там нет») и сестры-близняшки («Кофе и сигареты»). По количеству выдающихся ролей Бланшетт может задвинуть большинство коллег-мужчин — и никаких прогулок в купальниках.

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 10.

 

Хлоя Грейс Морец

«Пипец 2» (2013) / «Телекинез» (2013)

Ещё не достигшая совершеннолетия артистка Морец — яркий пример того, как на наших глаза рождается звезда (впрочем, тут возможны споры). Девочка, вчера мелькавшая в ремейке азиатского «Глаза» с Джессикой Альбой и дававшая советы понурому Джозефу Гордону-Левитту в «500 днях лета», сейчас старательно выбирает, где сниматься. Диапазон складывается неплохой: от девчушки в смешном берете у маэстро Скорсезе («Хранитель времени») до умеющих постоять за себя девчонок. Тут Морец разворачивается на полную катушку: то дебиловатым мальчикам-ровесникам отомстит («Телекинез»), то начнёт на криминалитет ужас наводить (дилогия «Пипец»). Сейчас же юная актриса снялась в качестве восходящей звезды у Оливье Ассайяса в «Зильс-Марии» и практически примерила маску Джоди Фостер из «Таксиста» в новом боевике с Дензелом Вашингтоном «Великий уравнитель».

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 11.

 

Розарио Доусон

«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (2014) / «Транс» (2013)

В фильмографии Доусон хватает персонажей непростой судьбы: она дважды облачалась в латекс и чулки в широкую клетку на улицах «Города грехов», участвовала в «бессмертном» квартете из «Доказательства смерти» (правда, в главной гонке ей поучаствовать так и не довелось), не давала спуску Александру Македонскому в одноимённой картине Оливера Стоуна и озвучивала Артемиду, соратницу Чудо-женщины, в мультфильме Wonder Woman. Наконец, без лишнего насилия она разобралась с группой хитроумных воров музейных ценностей и своим бывшим в «Трансе» Дэнни Бойла.

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 12.

 

Джессика Честейн

«Цель номер один» (2012) / «Расплата» (2010)

Рождённая в Сакраменто, штат Калифорния, Честейн обратила на себя внимание образом Матери в «Древе жизни» Терренса Малика, но и с пистолетом ей выдалось побегать: в «Расплате» она играет агента «Моссада» (молодую ипостась железной леди Хелен Миррен). Другая известная роль Честейн — аналитик ЦРУ из «Цели номер один», а у главного слагателя мифов о современной Австралии Джона Хиллкоута она играет умеющую за себя постоять женщину с тёмным прошлым («Самый пьяный округ в мире»). Дамы с характером должны также украсить фильмографию актрисы на ближайшие несколько лет: она играет фрёкен Юлию в одноимённой экранизации пьесы Августа Стриндберга, писательницу, чей муж — вампир, в «Багровом пике» Гильермо Дель Торо, Мэрилин Монро в «Блондинке» австралийца Эндрю Доминика («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»), а также задействована в боевике про всплеск насилия в Манхэттене 1980-х («Самый жестокий год» Джей Си Чендлера).

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 13.

 

Джемма Артертон

«Охотники на ведьм» (2013) / «Византия» (2013)

От девушки в полосатых гетрах и эпизодической героини «Рок-н-ролльщика» уроженка графства Кент доросла сначала до подруги Джеймса Бонда (в «Кванте милосердия» она появляется под именем Strawberry Fields) и ещё более близкой подруги принца Персии, а затем — до убивающей мужчин вампирши-стриптизёрши («Византия») и охотницы на ведьм в ленте Томми Вирколы. По всему видно, что Артертон и Грин могли бы стать отличным дуэтом, но пока из карьеры складываются параллельно.

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 14.

 

Руни Мара

«Побочный эффект» (2013) /
«Девушка с татуировкой дракона» (2011)

Хрупкая сестра королевы школьного бала Кейт Мары к 29 годам успела сыграть и жертву (ремейк «Кошмара на улице Вязов»), и охотницу (ремейк, вернее повторная экранизация «Девушки с татуировкой дракона»). Вслед за гениальной гот-программисткой Лисбет Саландер, в которой сошлись самые причудливые фантазии Стига Ларссона, Руни Мара примерила маску и волка в овечьей шкуре под руководством манипулятора и реконструктора Стивена Содерберга (оммаж Хичкоку — «Побочный эффект»). В ближайшие годы на актрису будет большой спрос, но вновь почувствовать себя крутой она сможет, лишь вернувшись к роли Лисбет («Девушка, которая играла с огнем» задерживается из-за занятости Финчера на скоро выходящей в прокат «Исчезнувшей»).

Как женские персонажи стали движущей силой блокбастеров. Изображение № 15.