Панк — это, как известно, не только музыка, но и визуальная эстетика, и способ передачи текста, и отношение к любому из явлений, свойственных современной жизни. Этот материал посвящён отечественным художникам, работающим в совершенно разной манере, но объединённых именно этим особым отношением к действительности и в той или иной степени принадлежностью к современной панк-сцене.

 

 

 

Дима ТРС

Эстетика работ Димы ТРС, художника и тату-мастера из Санкт-Петербурга, сочетает неуловимый дух американской готики, мрачные мистические мотивы и меланхоличное, тревожное настроение. «Мне хотелось бы, чтобы моё рисование выглядело как прогулка по Земле, на которой уже давно нет человечества, и о том, что тут когда-то были люди, говорят только какие-то незначительные намёки», — рассказывает Дима о своём творчестве.

Такой подход в сочетании с моментально узнаваемой манерой рисования не мог не найти своей аудитории: сейчас работы Димы можно встретить как на постерах на футболках панк-групп и субкультурных брендов, так и на лонгбордах и даже этикетках крафтового пива. Весьма активно он принимает участие в благотворительных инициативах — принты ТРС украшают футболки, выпущенные с целью сбора средств на лечение Даши Писаненко. В целом, направления его деятельности свойственны панк-року в принципе: взаимопомощь, скейтборд, пиво и, разумеется, музыка.

 

5 российских панк-художников, на которых стоит обратить внимание. Изображение № 1.

 

 

Маша Чёрная

Маша Чёрная — активный деятель и подвижник московской панк-сцены, организатор едва ли не единственной в России выставки панк-арта, прошедшей на проекте «Фабрика» в 2012 году, — говорит, что за всё свое творчество «должна сказать спасибо тому факту, что была очень несимпатичной девочкой в одежде от родственников из Москвы и с хорошей фантазией». 

Деятельность Маши не ограничивается только рисованием; художник, по её мнению, должен уметь всё — поэтому её имя можно встретить как афише каких-нибудь поэтических чтений, так и среди организаторов самых разных инициатив, и в ряду имён оформителей ещё одного участка в Никола-Ленивце. 

Один из самых необычных её проектов — это соляной гроб для музея Тульский некрополь, расположенного, собственно, в Туле. Этот объект и сам процесс его создания отлично характеризует подход Маши — постоянная активность, спонтанность и незамедлительное действие в соответствии с обстоятельствами. Задуманный как проект для конкурса на дизайн новых способов захоронения, гроб оказался в тульском музее благодаря тому, что для него нашлось помещение, породил массу шуток и стал практически мемом, когда Маша из-заремонта, начавшегося в помещении с объектом, опубликовала пост о том, что «гробик ищет дом».

 

5 российских панк-художников, на которых стоит обратить внимание. Изображение № 2.

 

 

Monster Alphabet

Monster Alphabet рисует с самого детства, причём в качестве материала для тренировки мастерства выступали обои и мебель в квартире родителей. В творчестве художника легко просматриваются антиклерикальные, мифологические, иконографические мотивы; «Мне нравится зашифровывать идеи и мысли в фигурах, формах, символах и чуточку поиздеваться над какими-то аспектами жизни, превращающими её в глубочайшую лужу грязи», — признаётся M. A. Собственно, глядя на работы Monster Alphabet, о таком желании догадаться несложно. 

Отклик творчество Monster Alphabet находит в среде столь же мрачных музыкантов, причём зачастую — самого высшего ранга. Достаточно лишь упомянуть плакат для ветеранов постметала Neurosis, сделанный всего лишь за сутки в режиме аврала, или работу с группой Reka, пожалуй, главным отечественным коллективом того же направления.

Помимо коллабораций и работ на заказ, Monster Alphabet выпускает одноименный зин — небольшую книжку формата A6, каждый из двух номеров которого, Monster Alphabet Zine #1 и Monster Alphabet Zine #2, выпускался тиражом более сотни оформленных вручную экземпляров.

 

5 российских панк-художников, на которых стоит обратить внимание. Изображение № 3.

 

 

Петя LastSlovenia

Петя LastSlovenia — это, пожалуй, главный исследователь темы абсурда в московской (да и не только) панк-среде. Художник, издатель зинов и нойз-музыкант. Творчество Петра характеризует чрезвычайное внимание к деталям, искажение всего, что только можно исказить, любовь к ярким цветам и общее ощущение ошизевшего карнавала. Среди его работ — зин «Кочерыга #0», огромное, крайне детализированное полотно формата А0 с круглой дыркой посередине (использование которой остаётся на усмотрение читателя), комикс Eatthemic, бесконечная история, не имеющая определённого сюжета, иллюстрации для главного отечественного панк-веб-зина Sadwave, а также масса разнообразных обложек и афиш.

Важным для себя этапом Пётр считает сотрудничество с журналом «Паддингтон», который выходил с периодичностью раз в полгода и представлял собой 192 страницы довольно убористого текста со множеством иллюстраций. К выходу почти каждого из восьми выпущенных номеров издания устраивались презентации в Москве или Санкт-Петербурге, а иллюстраторы и главный редактор журнала даже собрали shit-noise-группу, вместе с которой, кажется, даже ездили в туры с выступлениями в психиатрических больницах и прочих неприспособленных, но идеально подходящих для подобных мероприятий местах.

 

5 российских панк-художников, на которых стоит обратить внимание. Изображение № 4.

 

 

Аркадий Тропинкин

Один из самых заслуженных художников, имеющих отношение к панк-сцене, Аркадий Тропинкин предпочитает, тем не менее, панком себя не называть: «Мне всегда казалось, что я умею рисовать… не технически, а именно сердечно» — и любое другое определение, кроме этого, данного им самим, покажется излишне клишированным и пошлым. Тропинкин рисует, валяясь на диване, только тогда, когда есть желание и условия для того, чтобы заняться этим — и такой подход полностью отражается в его рисунках. Здесь не идёт речи о том, чтобы донести какое-то послание, скорее просто показать: смотрите что получилось. К такому творчеству очень сложно подходить с какими-то общепринятыми определениями или шаблонами, речь идёт о более глубоких вещах, чем месседж, эстетика или какая-то определённая манера.

Среди работ Тропинкина можно выделить иллюстрации для зина «Двемы», тексты из которого можно смело заносить в любые списки лучших образцов современной литературы, собственный журнал «Чорные бутылки», который отказалась печатать одна из московских типографий, и множество простых рисунков, которые он предпочитает просто дарить окружающим.

 

5 российских панк-художников, на которых стоит обратить внимание. Изображение № 5.