Петербургское издательство «Бумкнига» недавно выпустило в свет графический роман «Фотограф» — путешествие вглубь Афганистана вместе с миссией «Врачей без границ» — сплав графической и фотографической книг, комикса и репортёрской работы. К этому событию мы решили вспомнить семь комиксов нон-фикшн и рассказать вам о них.

 

   

«Маус»

АРТ ШПИГЕЛЬМАН. CORPUS, 2013

   

Графический нон-фикшн: 7 комиксов, основанных на реальных событиях. Изображение № 1.

К разряду нон-фикшн книгу Шпигельмана можно отнести лишь частично, тем не менее автор всегда считал её именно таковой. Арт Шпигельман придумал говорить о расизме на языке расизма; Арт Шпигельман вынес тему холокоста из закутков политики в поле зрения массовой культуры; Арт Шпигельман создал первый и единственный (пока) комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Культовый художник альтернативных американских комиксов создал многослойное графическое произведение о себе, своём отце и осмыслении национальной трагедии. «Маус» создан на основе автобиографических рассказов Владека Шпигельмана, прошедшего через гетто, Освенцим и «марш смерти». События комикса происходят в двух временных измерениях: в период с 1930-х по 1945-й и в 1980-е, время, когда Владек рассказывает своему сыну о пережитом, а сын пытается выстроить с ним отношения. Масштаб этой работы в мире комиксов сродни «Улиссу» для литературы XX века — многие серьёзные комиксы (графические романы) сравниваются именно с ним.

   

Palestine

JOE SACCO. FANTAGRAPHICS, 2001

   

Графический нон-фикшн: 7 комиксов, основанных на реальных событиях. Изображение № 2.

В начале 1990-х Джо Сакко, имевший опыт как журналиста, так и автора комиксов, посетил Израиль, Газу и Западный берег реки Иордан. Его целью было понять, как живёт местное население в условиях постоянной угрозы войны, а итогом путешествий стали более сотни интервью (в основном с палестинцами), которые легли в основу комикса. Хотя то, что сделал Сакко, вообще трудно назвать обычным комиксом — это скорее нечто вроде графической журналистики с привкусом постмодернизма. По сути, «Палестина» представляет собой графическое отображение тех диалогов, что Сакко вёл с местными жителями: их истории, его реакция и взаимодействие с пространством, интересные события и подмеченные детали. В центре сюжета жизнь людей, их каждодневные проблемы и заботы, которые они переживали в уже далёких 1991-м и 1992-м, изменения, которые претерпевает герой по ходу своих исследований, а также исторические флешбэки: исход палестинцев, Первая интифада и война в Заливе. «Палестина» верна своему названию и показывает немного проарабский взгляд на проблему, упирая на рассказы о том, как тяжела жизнь на оккупированных территориях. Тем не менее это сильная, необычная и, к сожалению, очень актуальная книга про арабо-израильские отношения и жизнь в условиях перманентной ненависти.

 

   

«Персеполис» (Persepolis)

МАРЖАН САТРАПИ. БУМКНИГА, 2013

   

Графический нон-фикшн: 7 комиксов, основанных на реальных событиях. Изображение № 3.

«Персеполис» — первый и самый знаменитый комикс Маржан Сатрапи, снискавший признание на многочисленных площадках, переведённый на 16 языков. В 2007 году был адаптирован в качестве анимационного фильма, получил приз в Каннах и номинацию на «Оскар». Автобиографический роман Сатрапи выполняет сложную задачу — делает современный Иран понятным для человека, мало знакомого с культурой страны. Так мы узнаём про режим Шаха, Исламскую революцию, войну с Ираком, наблюдаем изменения в иранском обществе, переживаем превращение Ирана из светского государства в настоящую опору фундаменталистов. Сатрапи рассказывает историю страны через призму детских и подростковых переживаний, через историю своей семьи, использует ностальгический, немного эксцентричный тон, местами напоминая графический вариант «Амаркорда» Феллини.

 

   

A.D.: New Orleans After the Deluge

JOSH NEUFELD. PANTHEON, 2010

   

Графический нон-фикшн: 7 комиксов, основанных на реальных событиях. Изображение № 4.

В августе 2005-го по Луизиане пронёсся самый разрушительный ураган в истории США. «Катрина» почти полностью затопила огромный Новый Орлеан, унесла с собой 1836 жизней и принесла ущерб в 125 миллиардов долларов. Неуфелд не зря обыгрывает в названии аббревиатуру «A.D.» (Anno Domini, что значит «от рождества Христова»), сочетая её с After the Deluge (после потопа) — жизнь в Новом Орлеане действительно разделилась на эпоху до «Катрины» и после. Неуфелд, будучи жителем Нового Орлеана, создал мощное полотно, подробно описывающее трагедию родного города через судьбы семи персонажей. Сердце истории состоит из интервью, которые давали настоящие очевидцы событий, а также из личного опыта автора, который во время урагана был волонтёром «Красного Креста». Изначально A.D. был интернет-комиксом и сопровождался множеством дополнительных материалов: видео- и аудиозаписи, фотографии, ссылки на статьи. В 2009-м A.D. был опубликован, дополнительные материалы были переработаны Неуфелдом и история увеличилась на четверть. Комикс быстро снискал славу бестселлера, был номинирован на The Best American Comics и переиздан год спустя.

 

   

«Священная болезнь» (L'Ascension du Haut Mal)

ДАВИД Б. "БУМКНИГА", 2011 ГОД

   

Графический нон-фикшн: 7 комиксов, основанных на реальных событиях. Изображение № 5.

Давид Б. (Пьер-Франсуа Бошар) стоял у основания L’Association — того самого издания, что опубликовало «Персеполис». Не удивительно, что два автобиографических комикса получились похожими — те же графические решения, тот же иронично-ностальгический тон и даже персонажи кажутся в чем-то схожими. Однако у Бошара есть одно важное отличие — полная свобода. Его работа не рассказывает малоизвестную историю одиозного государства, она не могла бы стать поводом ожесточённых споров местных интеллектуалов или причиной возмущения в исламских странах. «Священная болезнь» — это просто история о семье и взрослении, о том, как однажды старший брат заболел эпилепсией и как вся семья была вынуждена начать свою борьбу с этим «великим злом». В «Священной болезни» Бошар делает, казалось бы, невозможную вещь — рассказывает сугубо личную историю, передавая через неё какие-то почти сакральные знания о человеке и обществе. Вот он рассказывает о том, как его родители ищут способы лечения, а вот он уже переключается на ироничные подколы в пользу излишне этно-религиозного интереса европейцев, вот его идиллические воспоминания о «войнушках» и «драчках», а вот и настоящая алжирская война идёт фоном. Ностальгия, история и потрясающая графика сливаются воедино — в миф о борьбе человека и того «великого зла», что живёт внутри.

 

   

The 14th Dalai Lama: A Manga Biography

TETSU SAIWAI PENGUIN (NON-CLASSICS), 2010

   

Графический нон-фикшн: 7 комиксов, основанных на реальных событиях. Изображение № 6.

Духовный лидер буддистов, лауреат Нобелевской премии мира, бывший руководитель Тибетского правительства в изгнании и автор большинства жизнеутверждающих цитат во «ВКонтакте», 14-й Далай-лама официально одобрил эту биографическую мангу Тэтсу Сэйвэй. И действительно, буквально на 208 страницах, довольно бодрым темпом автор умудрился рассказать о кое-каких традициях буддизма, о становлении Тэнцзина Гьямцхо в качестве духовного лидера, о сложных китайско-тибетских отношениях, об оккупации и изгнании. Повествование удачно плавает от иронично-юмористического тона в самом начале к серьёзным и трагическим событиям, последовавшим после «освобождения» Тибета от империалистов — сложные события объясняются простым языком. К слову, биографическая манга переведена на тибетский и излучается в 62 тибетских школах.

 

   

The 9/11 Report

SID JACOBSON, ERNIE COLON. HILL & WANG, 2006

   

Графический нон-фикшн: 7 комиксов, основанных на реальных событиях. Изображение № 7.

В 2005 году государственная комиссия, организованная по инициативе Джорджа Буша-младшего и Конгресса США, выпустила официальный отчёт по расследованию трагедии 11 сентября 2001 года. Комиссия опросила более 1200 человек из десяти стран и обследовала тонны документов (в том числе секретных), чтобы представить людям 568 страниц, написанных официальным, скучным и непонятным большинству языком. Эрни Колон, один из авторов, признался, что смог осилить без труда лишь первые 50 страниц. Так у двух приятелей и ветеранов комикса (Эрни Колон работал над «Чудо-женщиной», а Сид Робинсон был редактором в Marvel) и родилась идея оформить скучный нормативный документ в форму комикса. В результате 568 страниц официоза перевели в 144 достойно отрисованных страниц истории, которые тут же стали бестселлером и выполнили свою основную социальную задачу — донесли результаты расследования до населения.