Не так давно вышел новый (мы очень надеемся, что последний) фильм Майкла Бэя о «Трансформерах». Часть редакции FURFUR не пожалела денег и сходила в кинотеатр, чтобы увидеть кино в числе первых, но сильно разочаровалась. Обсуждая «Трансформеров» и другие молодёжные фильмы, мы обнаружили, что крайне редко ассоциируем себя с молодыми людьми на экране. Странно, что, снимая кино, в котором главные герои и целевая аудитория ленты примерно одного возраста, сценаристы и продюсеры так поверхностно относятся к молодым персонажам. Киношные студенты и школьники буквально построены на штампах, большинство из которых либо устарели, либо вообще никогда не имели реальной основы. Мы решили последовательно разобрать эти стереотипы.

 

Горячие мамочки и плохая математика

Кастинг актёров на роли школьников и студентов — настоящая трагедия. Несмотря на множество юных талантов, большинство старшеклассников в кино и сериалах обычно играют ребята за 20, а иногда и ближе к 30-ти годам. Тоби Магуайру было 26, когда он сыграл 17-летнего Питера Паркера в «Спайдермене», а Эндрю Гарфилду в той же роли — 27, 25-летняя Рэйчел МакАдамс притворялась 16-летней школьницей в «Дрянных девчонках», и таких примеров — уйма. Насмотревшись на киношных школьников и студентов, подростки сравнивают увиденное со своим отражением в зеркале и обзаводятся кучей комплексов, и всё из-за неадекватного подбора актёров. Легендарная мама Стифлера при соответствующей подаче, может, и выглядит постарше, чем её экранный сын, но скорее всё-таки похожа на его сестру. Это легко объяснить: актрисе было 37 лет на момент съемок, а её киношному сыну Шону Уильяму Скотту — 23. Поэтому не стоит расстраиваться, если близкие родственники ваших друзей выглядят не так горячо, как мама Стифлера: это фантастика.

Горячие мамочки, очень плохая музыка и другие стереотипы молодёжного кино. Изображение № 1.

 

Парни думают только о сексе

А девочки мечтают о чистой, вечной любви. Складывается ощущение, что других мыслей и целей у подростков просто не бывает. Можно с высоты своего возраста снисходительно хмыкнуть и сказать, что это действительно так, а можно вспомнить, о чём мы думали в старших классах и на первых курсах университета. Дурацкие прыщи, контрольные, компьютерные игры и поступление волновало нас не меньше, чем красотка (или красавец) из параллельного класса. Уж если подростков и можно назвать озабоченными, то скорее потому, что им это внушает телевизор.

Горячие мамочки, очень плохая музыка и другие стереотипы молодёжного кино. Изображение № 2.

 

Задроты всегда влюбляются в красоток

В молодёжных комедиях давно установился дебильный закон жанра: гуманитарных дев, умниц и отличниц привлекают хамоватые спортсмены, которые не могут отличить Испанию от Италии; гики всегда влюбляются в популярных пустышек, которые если и выучили таблицу умножения на пятёрку, то тут же её забыли. Тут всё понятно, умные и некрасивые влюбляются в глупых и сексуальных, находят в них те качества, которых не хватает им самим. «Некрасивые» в этом контексте, конечно, понятие относительное, ведь все актёры как на подбор модельной внешности, страшными их делают разве что очки в роговой оправе и брекеты, которые массовое кино почему-то превратило в символ забитости и уродства, а не начитанности и заботе о безупречной улыбке.

Горячие мамочки, очень плохая музыка и другие стереотипы молодёжного кино. Изображение № 3.

 

Все становятся красивыми, когда снимают очки

Юные герои обычно делятся на два типа: красивые, популярные и заносчивые, и страшненькие, застенчивые неудачники. Самосовершенствованием они занимаются только тогда, когда персонаж влюбляется (и обязательно в свою противоположность). Благодаря влюблённому в неё однокласснику стервозная красотка начинает обращать внимание на внутренний мир окружающих, а не на внешность. Сутулые скромняги выпрямляют спину, снимают очки (можно сказать, рушат стену, за которой прячется их сногсшибательная красота) и мгновенно преображаются. Часто в комплекте с очками идут брекеты и дебильный свитер — тогда брекеты снимают, а вместо свитера наряжаются в сексуальное платье (или джинсы). Короче, если верить сценаристам, походы к дерматологу, окулисту и стоматологу можно заменить одним налётом на торговый центр. Пара тысяч рублей — и ты неотразим!

Горячие мамочки, очень плохая музыка и другие стереотипы молодёжного кино. Изображение № 4.

 

Нет ничего важнее выпускного

Потому что школа — это центр, вокруг которого крутится вся наша жизнь. В ней всё начинается и в ней же всё заканчивается, а кульминация любой истории, происходящей с молодым человеком, происходит на школьном выпускном. К нему все готовятся месяцами (и, наверное, месяцами от него отходят). Судя по моему собственному опыту и рассказам друзей, школьный выпускной на деле бывает тусклее обычного вечера пятницы, если не считать потраченных родительских денег. От классики молодёжного кино «Скажи что-нибудь» и «Бриолина» до «Дрянных девчонок» и «Американского пирога» выпускной вечер всегда был логичным завершением не только всех экранных драм, но и молодости героев. Впрочем, перечисленные фильмы можно и не смотреть — нас ждёт новый кинохит от российских шутников Светлакова и Незлобина, который будет суммировать все стереотипы, связанные с подростками. Фильм будет называться «Выпускной» и выйдет на экраны почему-то осенью.

Горячие мамочки, очень плохая музыка и другие стереотипы молодёжного кино. Изображение № 5.

 

Очень плохая музыка

Если в американских комедиях молодые люди бывают либо панками в драных джинсах, либо капитанами футбольной команды, то российских продюсеров поразила другая беда: их представление о подростках застряло где-то в начале двухтысячных, когда они ещё изредка поглядывали MTV. Юные герои отечественных сериалов и телефильмов до сих пор носят широкие штаны, кепки, повёрнутые козырьком назад, и мерзко жуют бесконечные жвачки. Музыкальный вкус тоже вызывает сомнения.

В фильме «Горько», который по задумке должен отражать российскую действительность, модный диджей на свадебном банкете прогрессивных молодожёнов сообщает гопнику, что из музыки у него есть Шакира и Бейонсе, танцуя под хит лета-2011 «Loca People». Когда гопник ударом по голове уговаривает диджея уступить ему пульт и включает «Одиночество — сволочь» певицы Славы, музыкальная составляющая вечеринки не сильно меняется, поэтому не совсем понятно, в чем тут выражается противопоставление гопников и модников. И даже в сериале Гай Германики «Школа», где персонажи и их отношения приближены к местной действительности, героиня Ани Носовой девочка-эмо вместо ранних The Used слушает Глеба Самойлова.

 

Скинхеды дружат с растаманами

Представление субкультур в отечественных фильмах вызывает разве что обречённый вздох. Если в английских «Молокососах» чистая любовь металлиста и балерины выглядят естественной только с сильной натяжкой и щедрой долей оптимизма, то российская дилогия «Мы из будущего» и «Мы из будущего 2» — плевок в лицо целевой аудитории. Четыре главных героя фильма как бы представляют свою субкультуру, но при этом они все хорошие друзья и партнёры по бизнесу: ботаник Чуха, скинхед Чекреп, красавчик Борман и растаман по кличке Спирт. Да, вы всё правильно прочитали — у российского растамана кличка Спирт, он дружит со скинхедом Черепом и легко прощает ему то, что он насильно срезает ему дреды (которые, впрочем, больше похожи на косички).

Горячие мамочки, очень плохая музыка и другие стереотипы молодёжного кино. Изображение № 6.

 

Вечеринки круче, чем у Децла

Когда мои родители уезжали на дачу, чаще всего я покупала бутылку пива, две пачки попкорна и до трёх часов ночи смотрела сериал «Прослушка». «Устроить безумную вечеринку» для меня означало позвать четырех подружек, выпить вина и танцевать под первый альбом Бритни Спирс. При одной мысли о том, что какой-нибудь пьяный одноклассник испачкает вязаную салфетку на журнальном столике, мне становилось не страшно, а смертельно скучно. Стоило только представить, сколько боли и страданий принесёт уборка на следующий день, как мысль о том, чтобы пригласить кучу друзей и как следует повеселиться тут же отпадала — лучше уж сходить в гости к друзьям с собственной жилплощадью. Поэтому меня всегда поражали подростки из американского кино, которые в отсутствие родителей покупают десяток кегов пива, приглашают всю свою школу и потом удивляться, что какую-то тёлку тошнит в мамину любимую вазу, пока чувак из футбольной команды писает на папин любимый ковёр. Они на пижамную вечеринку надеялись, что ли?

 

Все ненавидят свою семью

Это, конечно, почти научный факт. Лет до 16-ти одно из самых сильных желаний среднестатистического подростка — чтобы его брат (или сестра) потерял дар речи года этак на два. К счастью, мы живём не в фильме «10 причин моей ненависти», и после 16-ти такие не православные желания утихают, мы начинаем лучше понимать друг друга и ценить свою семью. С отношениями отцов и детей в кино дело обстоит ещё хуже. Понятно, что для сюжета нужен конфликт, но смотреть на истеричных дебилов, которые только и умеют, что орать «Меня никто не понимает!» и «Сама ходи в свою дебильную школу» и хлопать дверьми, уже очень надоело. Мы не такие.

Горячие мамочки, очень плохая музыка и другие стереотипы молодёжного кино. Изображение № 7.

 

Девушки дерутся подушками и трутся друг о друга

Из всех штампов, которые так любят эксплуатировать в кино, сцены с девичниками занимают лидирующие позиции. Пузатым режиссёрам и сценаристам приятно думать, что, собираясь на пижамные вечеринки, девочки надевают своё самое сексуальное белье, делают сногсшибательный макияж и разминают ручки, готовясь к бою подушками. В их воображаемом мире стройные девушки с идеальной кожей имеют привычку подходить к своим подругам в раздевалках с просьбой застегнуть им лифчик, как будто за несколько лет пользования бюстгальтером они так не научились делать это сами. Особенно забавным этот момент кажется в случаях, когда подружка оказывается переодетым мужчиной. Когда в национальном шедевре «В спорте только девушки» коллега-сноубордистка просит парня в парике помочь ей с застёжкой, которая заела, тот делает такое ошалелое выражение лица, будто впервые видит нижнее белье на живой женщине.

Сексуальных боев подушками на настоящих девичниках почти не бывает, но лучше не расстраиваться и сконцентрироваться на действительно полезной информации: если девушка просит вас помочь со сломанной застёжкой, скорее всего, она вас хочет.