В России одни за другими отменяются гастроли рок-групп: сначала из страны были депортированы культовые металлисты Behemoth, затем отменили концерт Мэрилина Мэнсона в Новосибирске. Накануне выступления музыканта в Москве в полицию поступил звонок с сообщением о бомбе, якобы заложенной на концертной площадке.

Чтобы понять, кто и зачем добивается отмены концертов рок-групп, я решила обратиться к Юрию Агещеву, координатору Союза православных братств РПЦ. Агещев неоднократно выступал с призывами запретить выступления Behemoth и Мэнсона в России, ссылаясь на то, что музыканты оскорбляют его религиозные чувства и православных людей в целом. В прошлом он уже пытался запретить концерты Мадонны и Элтона Джона, а заодно и закрыть магазин товаров для магии «Ведьмино счастье».

 

 

 

 

 

 

 

 

интервью

 Юрий Агещев

 координатор Союза православных братств РПЦ

   

 

 

 

 

 

 

 

 

FF: Вы очень часто говорили о том, что в 1970-х были хиппи. Как вы проводили время, кем работали? 

Это не я говорил, это история глаголит. Я выходец из неформального движения 1970-х годов. Конечно, я считаю, что это было золотое время, настоящий рассвет жизненного поиска, музыкальный всплеск. Современному поколению не дано понять, как мы жили, когда абсолютно всё было запрещено — и рок-музыка, и все должны были думать одинаково, ходить строем. Естественно, нас это не устраивало, мы выходили на путь бунта против системы, в том числе и я. Ещё в школе я был исключён из пионеров за вольнодумие, какое-то хулиганское поведение мне пришили. Это очень яркое воспоминание. И далее всё пошло так: когда все шли одним путём, я шёл обратно.

Я никогда не был в стаде и никогда не был в навязываемой общности. Нас арестовывали, отправляли на специальное лечение в крейзи-хаусы, пытались нас исправить. Естественно, рок-музыка в моей жизни сыграла очень большую роль, поскольку это был глоток чего-то нового, необычного и свободного.

FF: Как и зачем вы добились отмены концертов группы Behemoth?

Сама постановка вопроса не совсем верная. Дело в том, что мне некие фаны этой группы инкриминируют то, что я, едва ли не один, запретил эти концерты путём своих открытых выступлений как координатор Союза православных братств РПЦ. Я должен сказать, что это сильно преувеличено. Да, я был одним из первых, кто выступил против гастролей этой сатанинской группы в России, но тем не менее они высланы ФМС за нарушение визового режима. Я полностью поддерживаю православных, в том числе в Новосибирске, где они просто встали и не дали этой группе выступить.

FF: В том числе избивали фанатов этой группы, когда они пытались войти. 

Всё это слухи. Я смотрел массу видео, поддерживал контакты с этими людьми. Они начали трубить о том, что их избивали, какую-то охрану приплетать, пятое-десятое, но это абсолютная чушь, ничего этого не было.

FF: Я перед выходом на встречу с вами смотрела видео, где людей избивают у входа в клуб, могу прямо сейчас показать.

Я видел это видео, но драки как таковой там нет. Потасовка — это нечто совсем другое. Были достаточно горячие стычки, но назвать их чем-то существенным я не могу, побоев не было. Но все эти фаны, особенно хабаровские, почему-то считают, что я главный виновник. Они же все кричат о свободе, а у меня такое же право быть свободным и выражать своё мнение против этой группы, что я и сделал. Я против, потому что эта группа приехала в Россию с туром, который был обозначен «Русский сатанист», для меня это оскорбительно.

К тому же у нас существует закон об оскорблении прав верующих, и он был нарушен. Там было нарушено ещё пять законов, а они возмущаются! Обидели их, бедных, конфетку отняли.

Самое забавное, что эти фаны проявили себя в моральном плане как дегенераты. То бишь такого низкого культурного уровня, хамского, трудно ожидать. На меня полились потоки оскорблений, по моим контактам в сети начали писать всякие грязные письма с домыслами обо мне. Хабаровский организатор тура Рублевский дошёл до грязных сплетен, оскорблений и угроз. Если он хочет так себя вести, он ответит по закону. У меня есть масса рычагов, благодаря которым этому человеку могут указать, как себя вести и как жить законными методами.

FF: ФМС, которая депортировала Behemoth из России — один из таких рычагов?

По официальной версии, концерт был отменён из-за нарушения группой визового режима. Они стараются обжаловать эту формулировку? Пусть докажут это в суде. А что на зеркало пенять? Зачем говорить, что Юрий Николаевич Агещев во всём виноват? За что меня грязью поливать? Это абсолютная глупость. Что парадоксально, среди сотен поклонников этой сатанинской группы, с некоторыми ребятами у меня развились очень хорошие отношения в личке во «ВКонтакте». Десяток-другой людей изменили своё мнение об этой группе, сказали мне, что я был полностью прав.

FF: Есть ещё один парадокс в этой истории: Behemoth на момент их выступлений в России были не очень интересна местной прессе, а после отмены тура про них написали все.

Я скажу так, по опыту: во всяком деле есть палка о двух концах. Есть мнение, что этот конфликт их пропиарил, но я так не считаю. Создан приятный прецедент: наша страна показала сатанистам их место. Посидели в клетке ночью, поели колбасу с батонами хлеба, вкусили русского гостеприимства и поняли, что сюда нельзя просто так приезжать и гадить. Они были абсолютно уверены, что здесь их никто не остановит, что законы у нас либеральные, и вдруг они получили сильнейшее православное противостояние! 

 

Кто запрещает рок-концерты в России: Интервью с православным активистом Юрием Агещевым . Изображение № 1.

 

FF: То есть это хорошо, что законы у нас не либеральные?

Нет, мы доказали, что православие — это не религия слабых и беззубых. Это религия сильных людей, которые могут постоять за себя и за свою веру, за свою страну. Полякам будет память на всю жизнь: весь их тур обломался.

FF: Но вы ведь понимаете, что это не сатанисты, а артисты?

Так считают многие фаны Behemoth, но я достаточно серьёзно изучил творчество этой группы. Ничего нового они не изобрели, но лидер группы очень глубоко влез в сатанизм. То бишь он полностью одержим бесом и не скрывает, что находится на открытом служении у Люцифера. Это его личное дело, пусть с ума сходит, но он не сам находится в пагубном состоянии, а на концертах переносит его на других, на души неокрепших молодых людей. Что они почерпнут, придя на их концерт? Призывание Сатаны, издевательство над христианской верой и так далее. Нашему менталитету это абсолютно чуждо. Может, это ляжет по-другому в расхристанной Европе, где уже давно никого ничем не удивишь и где нравы пали уже окончательно. Эта же картина относится и к Мэнсону, которому тоже не повезло. У него концерт сорвался после звонка с сообщением о том, что в парке заложили бомбу.

FF: Этот способ отмены концерта — уже нарушение закона, это ведь было заведомо ложное заявление.

Я ни за, ни против, я посередине. Случилось, как случилось, я рад, что концерт не состоялся.

FF: Вам не кажется, что люди, которые ходят на эти концерты бунтуют против системы точно так же, как это делали вы в молодости? 

Времена и системы, где был я и где они, несопоставимы. В моё время всё было запрещено, а сейчас абсолютно всё можно. Я с уважением отношусь даже к этому поколению, хотя вижу, что оно брошено абсолютно всеми — системой, властью, Минкультом. Мои критики почему-то забыли, что только за последние годы я поддержал неформалов неоднократно. Я не хвалюсь, но благодаря мне состоялось несколько крупнейших рок-фестивалей. Да и вообще я поддерживаю неформальную молодёжь, но не дураков, не идиотов, не дегенератов и не сатанистов. С дураками мне не по пути. Если человек полностью дурак, вряд ли он уже станет умным.

   

Ряд фанов Behemoth из Хабаровска показали себя как
абсолютные дегенераты. Если бы они слушали хорошую музыку, они были бы умнее.

   

Я выступал на фестивале, наверное, самом масштабном в мире, как Вудсток — «Рок над Волгой». В своей речи я сказал: «Ребята, давайте не будем себя продавать! Давайте будем нормальными русскими людьми. Слава России!» — и все меня поддержали. Подходили ко мне десятками, если не сотнями, и благодарили меня.

FF: Если наше поколение брошено всеми, как вы говорите, разве их нужно наказывать? Ведь когда к людям относятся агрессивно, они и реагируют соответствующе.

Тех же фанов Behemoth я не называл сатанистами, только выборочно. Я утверждал, что этот концерт не полезен для нашей страны и не полезен для них. Я их отнюдь не осуждаю и не считаю их вырожденцами, хотя ряд фанов Behemoth из Хабаровска показали себя как абсолютные дегенераты. Если бы они слушали хорошую музыку, они были бы умнее. 

FF: А хорошая музыка — это какая?

Я воспитан на классическом роке 1970-х годов: Led Zeppelin, Pink Floyd, Deep Purple, The Beatles и так далее. Рок, на мой взгляд, сейчас переживает достаточно серьёзный кризис, и текстовой, и музыкальный. Я наблюдаю за новыми группами и не могу сказать, что меня что-то радует. 

FF: В биографии музыкантов из Led Zeppelin и The Beatles есть достаточно спорных моментов с точки зрения православия.

С опытом я более внимательно отношусь к тому, что я слушаю. Я не буду слушать группу, которая допускает прямые богохульства, я стараюсь это изучать. Я не стал бы осуждать и безрелигиозные группы, ведь подчас навязывание может вызвать отторжение. Если группа интересна мне мелодически и в текстовом плане, если это красиво, я с удовольствием послушаю. Я стараюсь ничего не обобщать. Ещё о России могу рассказать. Про государство, политику. Надо?

FF: Да, я как раз хотела спросить — государство поддерживает вашу деятельность?

Я не сказал бы, что поддерживает. Оно должно отдельно заниматься проблемами молодёжи, а мы, по сути, выполняем его функцию. Нам приходится с ним соприкасаться в каких-то вопросах, но я не могу сказать, что они нам сильно помогли. Лично я не являюсь сторонником властных структур. Во-первых, я монархист, и у меня своё представление о том, какой должна быть власть. Мне абсолютно не за что её нахваливать, хорошо хоть не мешают.

FF: Вы считаете, что нужен отдельный институт, который будет решать, какие концерты могут проводиться в России? 

Нет, конечно.

FF: Тогда кто должен брать на себя эту ответственность — запрет «сатанинских» концертов? 

Я не сторонник цензуры. 

FF: Но вы занимаетесь деятельностью, которая близка к ней.

Это не значит, что государственные органы должны хлопать глазами и наплевательски относиться к тому, что происходит на сцене. Этот лукавый подход. Когда организаторы говорят, что артисты выступают на частных площадках и поэтому государство не может вмешаться, это о чём говорит?

 

Кто запрещает рок-концерты в России: Интервью с православным активистом Юрием Агещевым . Изображение № 2.

 

FF: Что частная площадка обеспечивает свободу творчества и свободу совести.

Там идёт агрессивная реклама сатанизма. Это всё — лукавые ухищрения. Я иду своим путём и делаю то, что считаю справедливым. Кстати, в хип-системе у меня было прозвище Юрий Help. Это пошло от песни The Beatles, да и само слово мне просто понравилось. Я сам наколол себе на левую руку это слово. Хотя я никому не рекомендую увлекаться тату. 

FF: Почему?

Потому что татуировка поставлена на поток и превращена в некое веяние моды, причём рисуют абсолютную несуразицу. Всё-таки татуировки были атрибутом рокеров, им это ещё простительно, как часть сценического образа. Но когда я вижу, как по улице каждый второй идёт в татуировках, особенно дамы, у меня это вызывает смех. То бишь люди сами себя превращают в каких-то папуасов. Диковато всё это смотрится, особенно излишество и вульгарность самих рисунков. Я подчеркиваю, что если определённая рокерская или неформальная среда, где это допустимо, но в умеренных количествах. 

   

 У меня кругозор достаточно широкий в плане стилей и направлений: от кантри до балалайки. Но русский рэп вторичен и примитивен.

   

FF: Вы говорили, что призываете молодых людей «быть нормальным русским человеком». Это как? 

На мой взгляд, нормальный русский человек уважает своих ближних, любит свою страну, свою нацию, обожает свою культуру, не забивает свою голову всем чужеродным. Мы с друзьями как-то устроили эксперимент: подошли где-то к 20-ти молодым людям и девушкам и спросили их, знают ли они какую-нибудь русскую песню. Ни один не знает ни одной русской песни. Куда мы катимся? 

FF: Но вы ведь тоже не назвали ни одной русской группы среди ваших любимых.

Почему же? Из русских? Из рока?

FF: Не обязательно, из любого жанра кого-нибудь русского назовите. Группу, которая существует сейчас. 

Из наших, отечественных? Современных? Хм... Дело в том, что... В этом наша печаль и боль: нечто достойное увидеть на телевидении или на радио невозможно. Идёт попсовое отупление не только молодёжи, но и всего народа. Этот же шансон — романтизация уголовщины.

FF: А как вы относитесь к рэпу?

С предубеждением. Сколько меня не пытаются склонить к любви к некоторым группам, даже вот этот бледный, как его там?.. Вообще у меня кругозор достаточно широкий в плане стилей и направлений, от кантри до балалайки. Но русский рэп вторичен и примитивен.

FF: Есть и православный рэп.

Да, я слушал его. Есть даже один батюшка, как его?

FF: МС Покайся.

Со шкиперской бородкой? Я с ним списывался, по-моему, у нас даже спор был. Я его подверг резкой критике. Во-первых, стиль безобразный, во-вторых, на мой взгляд, православный священник, который напевает рэп, — это диковато. Лучше бы он Led Zeppelin запел, «Лестницу в небо», я бы понял. Для меня рэп — не направление, а абсолютнейший примитив. Я ему так и написал, он даже на меня слегка обиделся. Но я всегда прямо и честно выражаю своё мнение.