Мы продолжаем рубрику «Очень плохая музыка», в которой исследуем океаны музыкального аутсайдерства, андеграунд, а также любую другую неочевидную музыку и приглашаем для этого различных экспертов. В сегодняшнем выпуске мы собрали записи музыкантов-трансгендеров.

 

 

 

Очень плохая музыка

записи музыкантов-трансгендеров

 

Развитие современного искусства в том виде, в каком мы его знаем, было бы невозможно без постоянных попыток выйти за пределы допустимого, расширить горизонты и добиться новых свобод. Огромное количество новых течений и жанров, возникших во второй половине XX века, было сопряжено с борьбой тех или иных социальных групп за свои права. Особенно ярко это проявлялось в Америке 1960-х, когда сексуальная и психоделическая революции, антивоенные и правозащитные движения, контркультура и авангард фактически образовали основные черты культурного ландшафта, который мы можем наблюдать сейчас.

Одной из самых горячо обсуждаемых сегодня тем остаются гендерные взаимоотношения. Стоит только вспомнить шум, поднятый вокруг прошедшего недавно конкурса «Евровидение», как становится очевидным, что пройдёт ещё очень долгое время, прежде чем люди действительно научатся видеть друг в друге личность, а не набор стереотипов и ярлыков. Сегодняшний плейлист посвящён музыкантам-трансгендерам, играющим в самых разных стилях, но при этом объединённых одной чертой — смелостью, позволившей им пойти против любых стереотипов, чтобы преодолеть диссонанс между психическим и физическим самоощущениями.

 

 

 

ff by brazabraza on Grooveshark

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уэнди Карлос

WENDY CARLOS — COUNTRY LANE
(OST THE CLOCKWORK ORANGE)

Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 1. 

Электронная музыка вряд ли бы была такой, какой мы её знаем, без участия Уэнди Карлос. Она одной из первых освоила синтезатор Moog (на тот момент будучи ещё мужчиной — Уолтером Карлосом) и активно помогала его создателю, доктору Роберту Моугу, в совершенствовании его разработок. В 1968 она выпустила альбом «Switched-On Bach», который совершил настоящую революцию в звуке — во многом именно благодаря этой записи к синтезаторам стали относиться как к полноценным музыкальным инструментам.

Примерно тогда же Карлос начала комплекс процедур по смене пола, завершившийся операцией в 1972 году. Общественность отреагировала на это событие крайне неоднозначно, и впоследствии Карлос стала избегать любых обсуждений смены её пола. В 1998-м состоялся процесс, на котором она пыталась отсудить у музыканта и блогера Момуса 22 миллиона долларов из-за оскорбительной песни «Walter Carlos», сюжет которой повествует о том, что она смогла бы выйти замуж за саму себя, если бы вернулась в прошлое. Дело было прекращено после того, как Момус согласился убрать эту песню с альбома и оплатил расходы на адвоката в размере 30 тысяч долларов. Уэнди Карлос — автор саундтреков к таким фильмам, как «Заводной апельсин», «Сияние» и «Трон».

Дженезис Пи-Орридж

PSYCHIC TV — GODSTAR

Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 2. 

Основоположник жанра индастриал, человек, превративший всю свою жизнь в произведение искусства, Дженезис Пи-Орридж — это фигура такого масштаба, что любые стандарты оказываются неприменимы в его отношении. Те изменения, которые он осуществил со своим телом, диктовались совсем не ощущением себя человеком другого пола, а скорее глубочайшей любовью.

Идея серии перфромансов Breaking Sex, в которых участвовал сам Пи-Орридж и его жена Леди Брайер Джей, состояла в том, чтобы путём серии пластических операций стать совершенно идентичными существами, обладающими признаками обоих полов — и таким образом обрести полное единение. Процесс не был завершен из-за смерти Леди Джей в 2007 году, но Пи-Орридж и сейчас продолжает говорить «мы» вместо «я». Песня «Godstar» также затрагивает тему трагедии — она посвящена погибшему в 1969 году Брайану Джонсу, основателю The Rolling Stones. 

Питер Бернс

DEAD OR ALIVE — HOOKED ON LOVE

 Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 3.

Стиль Пита Бёрнса, вокалиста группы Dead or Alive, многие годы был предметом споров и обсуждений; его вклад в развитие музыки стоит оценивать скорее с точки зрения имиджа, в котором он достиг куда большей степени эпатажа, чем любой другой из признанных фриков и андрогинов. Возможно, справедливо было бы даже заявить, что не будь Бёрнса, не было бы и Леди Гаги.

Это единственный из перечисленных здесь артистов, который никогда не идентифицировал себя как транссексуала. Тем не менее, достоверно известно о его пожертвованиях в адрес Mermaids, британской благотворительной организации, оказывающей помощь детям, которые не могут определиться со своим полом. Композиция Dead or Alive «Hooked on Love» представляет собой классический бодрый нью-вейв-хит, повествующий о любви как о зависимости — ничего нового, но так уж ли это требуется в данном случае?

Schmekel

SCHMEKEL — TRANNY CHASER

 Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 4.

Группа, состоящая из четверых транссексуальных мужчин, с отменным чувством юмора поющих о проблемах бруклинского еврейского сообщества (название Schmekel на идише означает «маленький член») и совмещающая в своей музыке мотивы клезмера и энергетику панка — как такое вообще можно выдумать? Тем не менее эти ребята ведут вполне активную деятельность, выступая на благотворительных концертах в пользу самых разных организаций, связанных с проблемами ЛГБТ-сообщества и национальных меньшинств.

При этом, в отличие от массы других политизированных панк-групп, Schmekel всегда находят повод посмеяться — достаточно почитать FAQ у них на сайте: «Как тебе удалось отрастить такую бороду? — Основная причина в инъекциях тестостерона каждые две недели. Остальное я состриг с лося».

 

Линн Бридлав

TRIBE 8 — FEMME BITCH TOP

Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 5. 

О группе Tribe 8, название которой подразумевает одну из позиций в лесбийском сексе, многие говорят, что они были слишком радикальны даже для квир-панка, а ведь группам этого жанра часто приходилось быть агрессивнее привычных социально приемлемых панк-групп, для того чтобы преодолеть стену непонимания окружающих и действительно донести до них свои идеи.

Из-за крайней провокационности своих выступлений Tribe 8 зачастую оказывались аутсайдерами в рамках феминистского и ЛГБТ-сообщества, что, впрочем, не помешало им выпустить сингл вместе с культовыми Bikini Kill и впоследствии подписаться на лейбл Alternative Tentacles, принадлежащий Джелло Биафре из Dead Kennedys.

Вокалистка и основательница группы Линн Бридлав впоследствии стала выступать в жанре споукен-ворд, заниматься различными феминистскими инициативами, снялась в нескольких фильмах и выпустила роман Godspeed, который был переведён и издан в Германии. В 2005 году о Tribe 8 вышел документальный фильм Rise Above: The Tribe 8 Documentary.

Джейн Каунти

WAYNE (JAYNE) COUNTY & THE ELECTRIC CHAIRS — 
MAN ENOUGH TO BE A WOMAN

Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 6. 

Джейн (ранее Уэйн) Каунти известна как первая певица-транссексуал, оказавшая немалое влияние на ранних панк-музыкантов. С самого начала своей карьеры она принимала участие в театральных постановках и съёмках экспериментального кино. В 1976 году с её участием был снят фильм The Blank Generation, впоследствии давший толчок всему панк-движению.

Живые выступления Каунти отличались буйными выходками: на одном из своих ранних концертов она нанесла довольно серьёзную травму вокалисту группы Dictators, чем спровоцировала нешуточный конфликт в рамках нью-йоркской сцены того времени.

С развитием английской панк-сцены Каунти перебралась в Лондон, не прекращая музыкальную и актерскую деятельность. Именно там, в составе группы Wayne County & the Electric Chairs, и была записана песня «Man Enough to Be a Woman», повествующая о недюжинной смелости, которая необходима для того, чтобы противостоять давлению, которое испытывает любой транссексуал со стороны общества. 

 

Дивайн (Харрис Глен Милстед)

DIVINE - YOU THINK YOU'RE A MAN

 Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 7.

Дивайн — легендарный американский артист, дрэг-квин, музыкант и звезда фильмов культового режиссёра Джона Уотерса. Он начал свою карьеру в середине 1960-х, когда познакомился с Уотерсом, и продолжал работать с ним практически до конца жизни. Многие считают, что Дивайн переизобрёл саму идею образа дрэг-квин, мужчины в женском образе, и вывел её на недостижимый до этого уровень популярности. Продолжая традиции контркультуры 1960-х, когда быть дрэг-квин означало делать политическое заявление, быть в опасности, утверждая своё право на альтернативный внешний вид.

Культура дрэг-куин в 1960-х была маргинальной даже в ЛГБТ-среде, и успех Дивайн придал сил и множеству других людей, опасавшихся до этого быть именно такими, какими им хочется. Однако впоследствии именно утверждение в мейнстриме привело к некоторой потере интереса к этому явлению, ведь оно уже не имело такого потенциала к изменению мира, каким обладает настоящая контркультура.

Чез Боно

CEREMONY - GOODBYE SUNSHINE

 Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 8.

Единственный ребёнок в семье Шер и Сонни Боно, Честити Боно, рано поняла, что является не такой, как окружающие. Она открылась своим родителям, когда ей было 18, через пять лет после осознания собственной нетрадиционной сексуальной ориентации. Она попыталась начать учёбу в Нью-Йоркском университете, однако предпочла попробовать себя в музыке и собрала группу Ceremony. В 1993-м коллектив записал альбом «Hang out Your Poetry», в котором ощущается большое влияние американских рок-групп 1960-х, однако запись не нашла особого отклика у аудитории, и проект постепенно прекратился.

Тремя годами раньше таблоид Star опубликовал статью, раскрывающую ориентацию Боно без её ведома. Она совершила публичный каминг-аут в 1995-м, дав интервью ЛГБТ-журналу The Advocate, а в 1998-м опубликовала книгу Family Outing, в которой описала и свои трансгендерные проблемы. Впоследствии Боно принимала участия в ряде гражданских инициатив, направленных на защиту прав ЛГБТ, а также была автором в журнале The Advocate. В середине 2008 года она объявила о начале процедур по смене пола, которые были завершены 8 мая 2010-го, когда она официально сменила пол в паспорте и взяла мужское имя Чез Сальваторе Боно.

Лора Джейн Грейс

AGAINST ME! — TRANSGENDER DYSPHORIA BLUES

Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 9. 

Лора Джейн Грейс, ранее известная как Том Гейбл, совершила один из самых смелых поступков в истории современной панк-сцены: будучи лидером популярной группы Against Me!, объявила о своей гендерной дисфории и начала процесс «перехода» из мужчины в женщину с помощью гормональной терапии.

Интересно, что в начале нулевых основательница Plan-It-X Records, первого лейбла Against Me!, Саманта Джейн Дорсетт также пережила процесс перемены пола. Представленная в этом плейлисте композиция носит красноречивое название «Transgender Dysphoria Blues» и откровенно повествует о проблемах, с которыми сталкиваются все трансгендеры — глухое непонимание со стороны окружающих, отсутствие поддержки, а часто и прямая агрессия.

Чез Боно

CEREMONY - GOODBYE SUNSHINE

Очень плохая музыка: Записи музыкантов-трансгендеров. Изображение № 10.

Единственный ребёнок в семье Шер и Сонни Боно, Честити Боно, рано поняла, что является не такой, как окружающие. Она открылась своим родителям, когда ей было 18, через пять лет после осознания собственной нетрадиционной сексуальной ориентации. Она попыталась начать учёбу в Нью-Йоркском университете, однако предпочла попробовать себя в музыке и собрала группу Ceremony. В 1993-м коллектив записал альбом «Hang out Your Poetry», в котором ощущается большое влияние американских рок-групп 1960-х, однако запись не нашла особого отклика у аудитории, и проект постепенно прекратился.

Тремя годами раньше таблоид Star опубликовал статью, раскрывающую ориентацию Боно без её ведома. Она совершила публичный каминг-аут в 1995-м, дав интервью ЛГБТ-журналу The Advocate, а в 1998-м опубликовала книгу Family Outing, в которой описала и свои трансгендерные проблемы. Впоследствии Боно принимала участия в ряде гражданских инициатив, направленных на защиту прав ЛГБТ, а также была автором в журнале The Advocate. В середине 2008 года она объявила о начале процедур по смене пола, которые были завершены 8 мая 2010-го, когда она официально сменила пол в паспорте и взяла мужское имя Чез Сальваторе Боно.