Студентка канадского Института музыки и мышления МакМастера провела исследование, результат которого позволяет ответить на вопрос, почему нам так нравится глубокий бас в музыке. Оказалось, это не просто совпадение музыкальных предпочтений людей, а психофизиологическая особенность восприятия звука человеком. Лорель Трейнор доказала, что когда мы слышим достаточно громкий и внушительный бас, нам гораздо проще уследить за ритмом мелодии.

В Канаде научно доказали привлекательность басов в музыке. Изображение № 1.

Во время эксперимента команда канадских студентов проигрывала для испытуемых одновременно ноты высоких и низких частот в определённом порядке. С помощью специальных сенсоров, прикреплённых к головам испытуемых, исследователи измеряли электрическую активность мозга при его реакции на звуки. Как только появлялся непоследовательный звук (например, какая-то нота прозвучала раньше, чем ждал испытуемый), реакция мозга сразу же отражалась на электроэнцефалограмме в виде резких колебаний. Данное явление можно отнести к понятию негативности рассогласования — это термин когнитивной нейробиологии, объясняющий электрическую реакцию мозга на внешний раздражитель. Явление возникает в ответ на отклоняющийся стимул в ряду последовательных звуков, то есть в данном случае на непредсказуемый звук.

По результатам исследований Лорель, показатели негативности рассогласования были выше, когда человек слышал неожиданные низкие тона, чем когда в последовательном ряду появлялся неуместный высокий звук. То есть люди реагировали больше на низкочастотные изменения. Группа также использовала компьютерную модель импульсов в слуховом нерве — согласно полученным результатам, нерв быстрее реагировал на ошибки в низких тонах. Таким образом, можно утверждать, что реакция возникает не в мозгу, а уже в самом слуховом нерве.

Кроме того группа Лорель Трейнор обнаружила, что люди, прищелкивавшие пальцами в такт музыки, чаще меняли свой ритм, если они слышали изменяющиеся низкие тона. Данные результаты позволяют объяснить, почему в музыкальных инструментах по всему миру ритм всегда ведётся музыкальными инструментами с низким звуком.