Термин «new media art», который в русском обычно переводится как «новые медиа» или «медиаискусство», всё чаще проникает в нашу повседневную жизнь. New media art выбрался из тёмных андеграундов, узких гиковских кругов и начал подминать под себя фестивали, галереи, арт-центры, прессу и, как следствие, умы простых обывателей. Несмотря на то что некоторые уже окрестили наши дни золотым веком искусства новых медиа, лондонский Музей Виктории и Альберта коллекционирует цифровое искусство с 1960-х, а самая ранняя работа датируется 1952 годом (Oscillon 40 Бена Лапоски). Да, эксперименты с новыми техниками в искусстве появились задолго до введения термина.

Мы уже привыкли отождествлять искусство с кино, фотографией и даже музыкой. Но за последнее десятилетие области для выражения в искусстве значительно разнообразились. Так что самое время разобраться в теме, прежде чем один из объектов new media art подойдёт к нам и потребует одежду, ботинки и мотоцикл.

 

Не будем сильно копаться в понятиях и философии того, что такое искусство. Ограничимся определением экспертов из Википедии: искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры. Обычно, под искусством мы понимаем картины, скульптуры, плакаты, фотографии, а также с недавних пор кино и даже телевидение. Однако основная функция искусства — это визуализация идеи, послания или символа. Именно поэтому в искусстве происходит деление по стилям, техникам и инструментам, а не по идеям или смыслам. Смысловое деление попросту невозможно в силу того, что искусство покрывает все возможные идеи воображения, а трактовки могут диаметрально расходиться.

 

New media art: Гид по искусству будущего. Изображение № 1.

Развитие современных технологий и проникновение цифрового мира в повседневную жизнь стало отличным поводом для художников освоить новые медиа. Слово «новые» в названии термина непосредственно привязано ко времени. Так как любое искусство когда-то было современным, и фотоаппарат раньше можно было считать новым медиа. Сегодня же под зонт медиаискусства попадают такие течения, как цифровое искусство, генеративное искусство, компьютерная анимация, GIF-арт, нет-арт и многие другие. Проще говоря, new media art — это искусство или ряд художественных стратегий, созданных или опирающихся на современные технологии. Вместо кистей и красок — компьютер и языки программирования.

Можно считать, что история искусства новых медиа началась больше 100 лет назад. Изобретение праксиноскопа Эмилем Рейно и фенакистископа Жозефом Плато в середине XIX века, лайт-арта (люмиа) Томасом Вилфредом и кинетик-арта Жана Тенгли в середине XX века можно считать первыми прообразами медиаарта. С развитием телевидения сразу ряд известных художников занялся экспериментами с видеокамерами и интеграцией источников отображения в свои инсталляции.

Пионеры цифровой практики начали использовать компьютерные алгоритмы для генерации изображений ещё в середине 1960-х. Это была достаточно сложная задача, так как у компьютеров того времени фактически не было интерфейсов, а полученное изображение можно было увидеть, только распечатав его. Результат был бескомпромиссным линейным геометрическим произведением искусства, чей формалистский подход соответствовал модернистской культуре. К 1970-м в практику использования машин включились художники с традиционной художественной подготовкой. А к 1980-м распространение персональных компьютеров радикально изменило природу генеративного искусства и дизайна.

Поиск новых форм художественной экспрессии всегда был естественным процессом развития искусства. Поэтому неудивительно, что экспансия новых инструментов произошла столь стремительно за последние несколько десятилетий. Причём внедрение новых подходов, подобно матрице, стремится заполнить собой всё арт-пространство. Стороной не обошли и такое консервативное направление, как граффити. Мы уже писали о гиффити — способе создавать GIF-арт через многослойные граффити. А недавно хулиган Katsu оставил свой тег с помощью дрона.

   

 Развитие современных технологий и проникновение цифрового мира в повседневную жизнь стало отличным поводом для художников освоить новые медиа. 

   

Сильной стороной искусства новых медиа является отсутствие физической оболочки. Часто работы, выполненные в новой технике, могут существовать только в цифровом пространстве, что усложняет экономическую и галерейную модель распространения.

К сожалению, с ростом доступности новых технологий и в погоне за славой и богатством медиаарт иногда становится самоцелью. То есть художник не передаёт месседж через новые формы и не решает проблем, а всего лишь создает красивую картинку или инсталляцию, пытаясь нарядить её псевдосмыслами. Разбираться в этом оставим критикам и кураторам, чей выбор можно лицезреть на различных фестивалях по всему миру. Смысла перечислять их все нет. Можно отдельно отметить канадский Electra, а в этом году ещё есть шанс попасть на Ars Electronica в Вене.

В России увидеть работы отечественных медиахудожников и привозы зарубежных можно на фестивале Plum Fest и на Ночи новых медиа в Никола-Ленивце. Если на Plum вы уже опоздали, то в Никола-Ленивец надо ехать в эти выходные.

Отдельной строкой стоит рассказать о рефлексии традиционного искусства над медиаэволюцией. Например, Филипп Стирнс создал пледы и ковры с глитч-текстурой, а Доминик Петрин — инсталляцию, с помощью которой у зрителя есть возможность погрузиться в восьмибитный мир. Воссозданный интерьер полностью выполнен с помощью классических медиа. Ещё один хороший пример материализации глитч-арта — это картины деконструктивиста Нанданы Гхия. Кстати, глитч-арт — искусство эстетизации аналоговых компьютерных ошибок, напоминающих сильно искажённые изображения, — в последнее время стал очень популярен среди художников. Бум популярности не обошёлся бы без приложения Glitche — работы отечественного дизайнера Владимира Шрейдера. Теперь каждый бездельник может почувствовать себя модным художником.

Эволюция форм коммуникации может и ведёт к полной смене парадигмы, но на данном этапе явления очень важно быть открытым для новых явлений человеческого самовыражения, не только с точки зрения креативности и воображения, но и с точки зрения науки и аналитики. Базовое понимание техники, которая пока на первом месте в медийном творчестве, может помочь прояснить дисциплину новых медиа, позволяя смыслу оставаться открытым.

   

 Часто работы, выполненные в новой технике, могут существовать только в цифровом пространстве, что усложняет экономическую и галерейную модель распространения.